Слайд 1Народные художественные промыслы
России
-Художественная обработка дерева
-Художественная керамика
-Русские лаки
-Художественная обработка металла
-Художественная обработка
камня и кости
-Художественный текстиль
Слайд 2Художественная обработка дерева
Богородская игрушка
Абрамцево-кудринская резьба
Хохломская роспись
Загорская матрёшка
Семеновская матрешка
Слайд 3Богородская игрушка
(объемная резьба, липа)
Слайд 5 Абрамцево-кудринская резьба
(рельефная резьба, липа, тонирование)
Слайд 6Городецкая роспись по дереву
традиционно украшали прялки
Слайд 7Городецкая роспись по дереву
(жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры)
Слайд 8Городецкая роспись
(элементы)
Слайд 9 Хохломская роспись
Роспись по дереву. Основные цвета: красный, чёрный,
зелёный, золотой. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины
и земляники, цветы и ветки.
Слайд 10Хохломская роспись
(«верховое» письмо - травка, «фоновое» - кудрИна)
Слайд 11
Загорская матрёшка
(токарная обработка, роспись)
Слайд 12Семеновская матрешка
(токарная обработка, роспись)
Слайд 13
Русские лаки
Федоскинская лаковая миниатюра
Палехская лаковая миниатюра
Слайд 14Федоскинская лаковая миниатюра
папье-маше, масляные краски
Слайд 15 Федоскинская лаковая миниатюра
папье-маше, масляные
краски
Федоскинская миниатюра — вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше, сложившийся в конце XVIII века в подмосковном селе Федоскино. Процесс изготовления лаковых изделий достаточно сложен и трудоемок. При кажущейся простоте он требует большого мастерства, таланта, владения технологическими тонкостями и древними секретами, бережно передающимися федоскинскими мастерами из поколения в поколение более двух веков.
Слайд 17Федоскинская лаковая миниатюра
папье-маше, масляные краски
Слайд 18Палехская лаковая миниатюра
(папье-маше, темпера)
Небольшой городок в Ивановской области Палех
с давних времен славился иконописным промыслом. Еще со времен татаро-монгольского
ига большим спросом пользовались маленькие иконки «писанки», которые можно было легко спрятать. В середине XVII века палехские работы дошли до Москвы, и мастеров стали приглашать на работу – Грановитая палата в Кремле, Троице-Сергиева лавра, Новодевичий монастырь были украшены палехскими иконами.
Сюжеты: сказки, сценки из деревенского быта.
Шкатулки, ларцы, украшения.
Слайд 19Палехская лаковая миниатюра
(папье-маше, темпера)
Слайд 20Палехская лаковая миниатюра
(папье-маше, темпера)
Слайд 21
Художественная керамика
Дымковская игрушка
Филимоновская игрушка
Каргапольская игрушка
Таволожская керамика
Скопинская керамика
Гжель
Слайд 22Дымковская игрушка
(гончарная глина, темпера)
Слайд 23Дымковская игрушка
(гончарная глина, темпера)
Слайд 24Филимоновская игрушка
(белая глина, анилиновые краски)
Слайд 27Каргапольская игрушка
(гончарная глина, темпера)
Слайд 29
Таволожская керамика
(Таволги, Невьянский район, Свердловская обл.)
Гончарное производство в селе Нижние
Таволги и деревне Верхние Таволги появилось в конце XVII века, когда в этих
местах были обнаружены залежи красной глины. В обоих поселениях селились потомственные гончары.
Слайд 30Технологии Таволжской керамики:
чернолощёная керамика;
керамика с изумрудной глазуровкой;
керамика с ангОбной росписью.
Ангоб — покрытие из жидкой глины, которое наносят на поверхность
изделия до его обжига
Слайд 31Скопинская керамика (Рязанская область)
(формовка, лепка, покрытие глазурями)
Слайд 33Гжель (Подмосковье)
(майолика – разновидность керамики, полуфаянс)
Слайд 38В 19 веке - расцвет малахитового дела в россии. Искусные
уральские камнерезы изобрели новый стиль изготовления предметов из малахита –
«русская мозаика».
Слайд 39Обработка камня
(Екатеринбург, яшма)
Слайд 40Уральское
камнерезное
искусство
Художественной обработкой камня на Урале занимаются с 17 века. Современные
мастера наследовали традиции предков и в 21 веке выводят камнерезное
искусство на новый уровень.
Слайд 41Холмогорская
резная кость
кость цевка (кость крупных рогатых животных), моржовая кость,
бивень мамонта.
техника:
ажурная прорезная резьба, гравировка.
Этим искусством занимались мастера из города
Холмогоры, что находится под Архангельском, и его окрестных деревень.
Промысел существует почти четыреста лет.
Работы отличаются высоким мастерством, отточенной техникой. Лучшие мастера резьбы привлекались для работы в Оружейной Палате, которая выполняла работы для царского двора.
Слайд 42Холмогорская резная кость
(ажурная прорезная резьба)
Слайд 43Холмогорская резная кость
кость цевка (кость крупных рогатых животных), моржовая кость,
гравировка
Слайд 44
Художественная обработка металла
Слайд 45Жостовские подносы
(металл, роспись, масляные краски)
Слайд 46Жостовская роспись
(металл масляные краски)
Слайд 47Нижнетагильский подносный промысел
(металл, масляные краски)
Слайд 48 Нижнетагильский подносный промысел
(металл,
масляные краски)
Слайд 49Каслинское литье
(чугун)
Ка́слинское литьё — народный промысел и художественные изделия (скульптуры, предметы
декоративно-прикладного искусства, архитектурные изделия) из чугуна, производятся на заводе архитектурно-художественного литья
в городе Касли,
Челябинская область.
Слайд 50Каслинский чугунный павильон
Парижская всемирная выставка прикладного искусства 1900 года, для
которой мастера завода отлили огромный чугунный павильон-дворец в византийском стиле
по проекту Е. Е. Баумгартена.
Павильон был признан шедевром литейного искусства и получил высшую награду — «Гран-При».
Слайд 51Центральный элемент павильона –
скульптура Н. А. Лаверецкого «Россия», расположена
при входе в павильон, изображает женщину-воина, оберегающую мир и готовую
к новым победам.
Слайд 52Традиции каслинского литья сложились в XIX веке –
графическая чёткость силуэта,
сочетание тщательно отделанных деталей и обобщённых плоскостей, покрытие готовых изделий
черной краской особого рецепта — голландская сажа)
Слайд 54Златоустовская гравюра на стали
украшение оружия, предметы быта: подносы, ларцы, столовые
ножи и вилки, подсвечники. Техника: гравировка, золочение
Слайд 55Златоустовская гравюра на стали
Уникальное искусство зародилось в начале XIX века, прежде всего
как искусство украшения холодного оружия в виде сюжетных миниатюр, размещённых
на плоскости стального клинка.
Слайд 58Златоустовская гравюра на стали
гравировка, золочение
Слайд 60 Ростовская финифть.
Техника: горячая эмаль.
Слайд 61Финифть - древнерусское название эмали
от греческого финифтис, что означает блестящий.
Эмаль (от франц. email) - прочное стекловидное покрытие, нанесённое на
металлическую основу (стальной, медный, серебряный, золотой лист), выполненное специальными красками на основе стекла и закрепленное обжигом при температуре 780-900 градусов.
Искусство украшения финифтью металлических изделий пришло в Россию из Византии в 10 веке одновременно с принятием христианства и достигло своего совершенства на Руси в XVI - XVII веках.
Слайд 62Художественная (горячая)
эмаль один из древнейших
способов украшения металла. Финифти применяют для
исполнения
миниатюрных портретов, украшения ювелирных изделий, икон,
гербов и других предметов роскоши.
Художественная эмаль во
все времена ценилась на уровне драгоценных камней
Слайд 64
Красносельский ювелирный промысел
(филигрань, медь, серебро)
Филигрань — ювелирная техника, использующая ажурный или
напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной и
т. д. проволоки, также изделия, выполненные в такой технике
вышивка
владимирская гладь, верхошов
Самые ранние
образцы найдены при раскопках, относят к 11-13 в.в. Владимиро-Суздальское княжество.
Стежки наносятся на материал, полностью заполняя всю поверхность ткани.
В древние времена не было других способов украсить свою одежду, кроме вышивки. Русские мастерицы с помощью простой иголки и нитей создавали неповторимые узоры. Это сложное искусство, требующее усидчивости и внимательности. В каждой семье жена и дочери обеспечивали всю свою семью одеждой, а каждая девушка заблаговременно готовила себе приданое в сундуке. -
Слайд 69Вологодское кружево
коклюшки
Вологодское кружево плетется на деревянных палочках, коклюшках.
Все изображения
выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотняной тесьмой.
Они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных элементами в виде звёздочек и розеток.
Слайд 70Павлово-посадские платки и шали
техника набивки на ткань
Промысел появился в конце
18 века на крестьянском предприятии села Павлово, из которого впоследствии
развилась платочная мануфактура. На ней производились шерстяные шали с набивным рисунком.
Слайд 72Оренбургский платок
Шаль, «паутинка» и палантин – три главные разновидного оренбургского
платка. Главные критерии качества – платок должен проходить через кольцо
и помещаться в гусином яйце.
Слайд 73Вяжется из козьего пуха и хлопчато-бумажных, шелковых или других нитей,
которые составляют его основу.
Вязать из пуха в Оренбурге начали
еще в XVIII веке. За границей впервые Оренбургский пуховый платок был представлен в 1857 году на Парижской международной выставке. Красота и изящество покорили европейскую публику.
Оренбургский платок