Слайд 2План
Понятие сказки и ее отличительные черты.
Виды народных сказок.
Поэтика сказки.
Слайд 3Русские сказительницы
Орина Федосова
Мария Кривополенова
До нас дошли имена сказителей:
Мария Кривополенова,
Орина Федосова, Александра Королькова, Иван Ковалев – эти люди вкладывали
всю душу в произведения, которые исполняли. Их мастерство по праву можно назвать профессией, к эти людям относились с уважением, их знали, почитали. На Севере была традиция – брать сказителя в артель. И за свою работу – сказывание сказок – он получал равную со всеми плату.
Слайд 4Возникли сказки в глубокой древности.
Слайд 5Сказка это…
– занимательный рассказ о необыкновенных, фантастических, вымышленных событиях и
приключениях.
– древнейший народный жанр литературы фантастического характера, имеющий целью
нравоучение или развлечение.
– великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа.
(Алексей Николаевич Толстой)
Слайд 6Определение жанра сказки
«Под народной сказкой понимается устное повествовательное художественное произведение
волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел, рассказываемое
в воспитательных или развлекательных целях»
В.И. Чичеров
Слайд 7Отличительные черты сказки
Сказочные события
Сказочные герои
Сказочные существа
Необычность обстановки
Особая манера повествования
Вариативность текста
Автор
коллективен
Слайд 8«Бродячие сюжеты» – сходные сюжеты, переходящие от одного народа к
другому
Госпожа Метелица (из сборника братьев Гримм)
Морозко (из сборника А.Н. Афанасьева)
Слайд 9Различия в сказках
В системе образов
В мотивации поступков
В процессе испытания
В функциях
одаривания
В финалах сказки
В поэтике
Слайд 10Ретардация – увеличение протяженности художественного времени за счет трехкратных повторов
одной и той же функции или действия
Слайд 112. Виды русских народных сказок
Волшебные
сказки
Сказки о животных
Бытовые
сказки
Слайд 13Общие особенности
Волшебных сказок
Наличие чуда
Столкновение с волшебной силой
Волшебные персонажи
Волшебные предметы
Описание
Слайд 14Герои волшебных сказок
Деление на положительных и отрицательных
Борьба с волшебной силой
Вымышленные
персонажи
Обычные люди
Слайд 15Что можно прочитать
«Никита Кожемяка»
«Гуси-лебеди»
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
«Иван Царевич и
Серый волк»
«По щучьему веленью»
Слайд 17Сказки о животных
- Комические
- Моралистические
- Кумулятивные
Слайд 18Общие особенности
сказок о животных
Иносказательность
Ясность оценки героев
Антропоморфизм
Быстродействие
Диалог
Облегчённая композиция
Слайд 19Герои сказок о животных
Традиционные типы
Лиса – хитрая
Волк – глупый
Заяц -
трусливый
Слайд 20Что можно прочитать
«Заюшкина избушка»
«Теремок»
«Волк и лиса»
«Волк и семеро козлят»
«Кот, петух
и лиса»
Слайд 22Социально-бытовые сказки
Общие особенности
Герои
Примеры названий
Разновидности
Слайд 23Общие особенности
бытовых сказок
Отсутствие фантастики
Реальные конфликты
Сказочное разрешение
Смысловой акцент-развязка
Жестокий юмор
Слайд 24Разновидности бытовых сказок
Сказка-анекдот
Докучные сказки
Сказка-загадка
Сказки-насмешки
Слайд 25Герои бытовых сказок
Герой хитёр
Герой удачлив
Дурак в глазах других
Герой благороден
Слайд 26Что можно прочитать
«Иванушка-дурачок»
«Солдатская сказка»
«Каша из топора»
«Репка»
«Как мужик гуся делил»
Слайд 283. Поэтика сказки
- изобразительно-выразительные средства
- композиция сказки
- особенности художественного мира
Слайд 29Изобразительно-выразительные средства народных сказок
Антитеза
Сказочные
формулы
Гипербола
Постоянные
эпитеты
Слайд 30Антитеза
Приём противопоставления, с помощью которого главный герой получает углублённую характеристику.
Василиса
– мачеха
Иванушка – царь
Крестьянин – барин
Лиса - заяц
Слайд 31Сказочные
формулы
Присказка – несколько слов, которые «вводят» в сказочную атмосферу.
Зачин –
помогает начать сказку, называет героев и события.
Концовка – завершает повествование.
Слайд 32Постоянные
эпитеты
Красочное определение, неразрывно связанное с определяемым словом и образующее устойчивое
выражение.
«Сине море»
«Добрый молодец»
«Красна девица»
«Ясный сокол»
Слайд 33Гипербола
Чрезмерное преувеличение действий и поступков героев.
«Рос не по дням, а
по часам.»
«И возник вдруг мост кольцом, да дворец с крыльцом.»
Слайд 35Сказочные композиционные элементы
присказки
зачины
концовки
Цель присказки и зачина: показать мастерство сказочника, подготовить
аудиторию
к слушанию сказки, заинтересовать ею, оторвать слушателя от обыденной обстановки,
приобщить его к особой ирреальной атмосфере волшебной сказки, подчинить воле рассказчика. Как и былинный запев, присказка необязательная часть волшебной сказки.
Цель концовки: отграничить сказку от реальной жизни и возвратить
слушателя к действительности.
Слайд 36Присказки
Было это на море, на океане, на острове Кидане стоит
древо – золотые маковки; по этому древу ходит кот Баюн,
вверх идёт – песню поёт. А вниз идёт – сказки сказывает. Вот было бы любопытно посмотреть! Это не сказка, а ещё присказка идёт, а сказка вся впереди.
В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох…
Вы хотите сказочку? Сказочка – это вязочка, сплетена она из лунного света, перевязана солнечным лучом, а обвита поясом.
Аль потешить вас сказочкой? А сказочка чудесная: есть в ней дива дивные, чуда чудные.
Будет сказка занимательна. Слушайте её внимательно. Кто уши широко раскроет – много всякой всячины усвоит. А кто невзначай уснёт – тот ни с чем и уйдёт.
А кто мою сказку будет слушать, так тому соболь и куница, и прекрасная девица, сто рублей на похмелье и пятьдесят на прогулянье.
Слайд 37Зачины
За далёкими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь
лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жило-было…
В некотором царстве,
в некотором государстве…
В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…
Жили-были…
В некотором царстве, за тридевять земель – в тридесятом государстве…
В тридесятом царстве, небывалом государстве…
Слайд 38Концовки
Устроили пир на весь мир, и я там был, мёд-пиво
пил, по усам текло, а в рот не попало.
А удалец
на той царевне Полюшке женился и раздиковинную пирушку сделал; я там обедал, мёд пил, а уж какая у них капустка – ино теперь в роте пусто!
Свадьбу сыграли, долго пировали, и я там был, мёд-пиво пил, по губам текло, в рот не попало. Да на окошке оставил я ложку, кто лёгок на ножку, тот сбегай по ложку.
Вот вам сказка, а мне бубликов связка.
Тут и сказке конец, сказал её молодец, а нам молодцам по стаканчику пивца, за окончание сказки – по рюмочке винца.
Стали жить-поживать – добра наживать.
И сейчас живут – хлеб жуют
Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!
Слайд 39Особенности художественного мира народной сказки
Постоянные стилистические формулы.
Ретардация.
Отсутствие портретных описаний героев,
описаний их характера и точных указаний на возраст.
Интонация живого рассказа.