Слайд 1Нарушения развития: классификация нарушений, специфика проявления
К.пед.н., доцент Саглам Фируза Альбертовна
Слайд 2ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Развитие психики —процесс созревания и усложнения психических функций и
личности, происходящий под влиянием ряда факторов — наследственно-биологических и социальных
(воспитания, обучения, влияния окружающей среды).
Психическое развитие предполагает не только рост, но и преобразования, при которых количественные усложнения переходят в качественные. А новое качество, в свою очередь, создает основу для дальнейших количественных изменений.
Слайд 3Дефектология (от лат. defectus – недостаток и греч. logos –
учение,
наука) – наука о психофизических особенностях развития аномальных
детей,
закономерностях их обучения и воспитания.
Дефект – физический или психический недостаток, вызывающий
нарушение нормального развития ребенка, подтвержденный психолого-
медико-педагогической комиссией в отношении ребенка и медико-
социальной экспертной комиссией в отношении взрослого.
Слайд 4Дефект органический – повреждение, отсутствие или недоразвитие какого-либо органа, его
части или тканей.
Дефект функциональный – нарушение функций органа или
общих функций организма без какого-либо нарушения их материального
субстрата (самого органа), например психопатии.
Слайд 5Лев Семёнович Выго́тский
советский психолог, основатель исследовательской традиции, названной в критических
работах 1930-х годов «культурно-исторической теорией» в психологии.
Слайд 6Теория Л.С. Выготского о первичных (ядерных) и вторичных дефектах психики
К
первичным дефектам относятся частные и общие нарушения функций центральной нервной
системы, а также несоответствие уровня развития возрастной норме (недоразвитие, задержка, асинхрония, и т.п.), нарушение межфункциональных связей.
Первичный дефект является следствием таких нарушений как недоразвитие или повреждения мозга. Возможно, их сочетание. Выявление первичного дефекта и работы по его возможному уменьшению относятся к задачам невропатолога, психиатра, патопсихолога.
Проявляется первичный дефект в виде нарушений слуха, зрения, нарушений умственной работоспособности, мозговых дисфункций.
Слайд 7Вторичный дефект возникает в ходе развития ребенка с нарушениями психофизического
развития, в том случае, если социальное окружение не компенсирует этих
нарушений, а напротив, детерминирует отклонения в личностном развитии.
То есть, дефект, препятствующий нормальному, общению ребенка со сверстниками и взрослыми, тормозит усвоение им знаний и навыков, культурных ценностей.
Вторично недоразвиваются те функции, которые непосредственно связаны с поврежденной — так называемое специфическое недоразвитие. Сюда, например, относится недоразвитие понимания речи у детей с нарушениями слуха.
Слайд 8Понятие «аномалия» в переводе с греческого означает отклонение от нормы,
от общей закономерности, неправильность в развитии.
«Норма» (лат. norma) –
установленная мера, средняя величина чего-либо.
В практической психологии и педагогике сегодня существуют следующие понятия нормы:
предметная норма;
социально-возрастная норма;
индивидуальная норма;
нормы психического развития.
Слайд 9Онтогенез — индивидуальное развитие каждого индивидуума.
Онтогенез - постепенное, протекающее этапами
в виде количественных и качественных сдвигов изменение организма от менее
к более совершенному его строению и функционированию.
Онтогенез по существу этого понятия должен быть отнесен ко всему периоду жизни человека от рождения до смерти
Индивидуальное развитие — онтогенез подразделяют на два этапа:
эмбриональный — период с момента образования зиготы до рождения или выхода организма из яйцевых оболочек.
постэмбриональный — период, завершающийся смертью организма.
Слайд 10ПСИХИЧЕСКИЙ ДИЗОНТОГЕНЕЗ
нарушение развития психики в целом или ее отдельных
составляющих, нарушение темпов и сроков развития отдельных сфер психики и
их компонентов.
Слайд 11Первоначально к дизонтогенезу относились лишь нарушения внутриутробного развития, врожденные аномалии
развития - уродства, прежде всего, телесные.
В настоящее время под
дизонтогенезом понимается нарушение развития с момента зачатия до самой смерти, поскольку развитие организма, особенно человеческой личности, продолжается на протяжении всей его жизни.
Дизонтогенез может касаться любых органов и систем, организма и личности в целом.
Слайд 12Дизонтогении - болезненные состояния, обусловленные нарушением развития организма и личности.
Термин «дизонтогения» впервые употребил А.И. Швальбе в 1927 г. для
обозначения различных форм нарушения нормального онтогенеза, возникающих в период внутриутробного развития и в детском возрасте, когда морфофункциональные системы организма еще не достигли зрелости.
Слайд 14ВАРИАНТЫ ПСИХИЧЕСКОГО ДИЗОНТОГЕНЕЗА
1
2
3
1
2
3
4
5
6
Слайд 16ПСИХИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ
Характерно раннее время поражения, когда имеет место незрелость мозга,
например, умственная отсталость (олигофрения)
Слайд 17
ЗАДЕРЖАННОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Обратимое замедление темпа психического развития.
Выражается в недостаточности общего
запаса знаний , ограниченности представлений , незрелости мышления , низкой
интеллектуальной целенаправленности, преобладание игровых интересов, быстрая пресыщаемость интеллектуальной деятельностью.
В отличии от олигофрении у ребенка с ЗПР отмечается сообразительность в пределах имеющихся знаний . Более продуктивно используют помощь взрослых .
Экспертная оценка 60% неуспевающих в школе показала наличие ЗПР(ММД) .
Диагноз ЗПР ставится ребенку до 12 лет. После диагноз снимается, при достижении возрастной нормы, или ставится диагноз «патохарактерологическое формирование личности».
Слайд 18ПОВРЕЖДЕННОЕ РАЗВИТИЕ
Имеет то же происхождение, что и органическое недоразвитие психики
или задержанное (наследственные заболевания, внутриутробные, натальные и постнатальные инфекции, интоксикации
и травмы ЦНС).
Отличается более поздним, после 2-3 лет, патологическим воздействием на мозг.
Характерной моделью является органическая деменция, которая сопровождается нарушениями личности в целом и ее целенаправленной деятельности, а также распадом сложных иерархических связей, грубым регрессом интеллекта и поведения
Слайд 19ДЕФИЦИТАРНОЕ РАЗВИТИЕ
Связано с тяжелым повреждением или недоразвитием отдельных анализаторных систем
(зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, инвалидизирующими хроническими соматическими заболеваниями).
Первичный дефект
ведет к недоразвитию функций, связанных с ним наиболее тесно, и к замедлению развития тех, которые связаны с ней опосредованно.
Слайд 20ИСКАЖЕННОЕ РАЗВИТИЕ
Возникает при нарушениях отдельных сенсорных систем, в основном, как
результат наследственных заболеваний. Характеризуется сложным сочетанием общего недоразвития, задержанного, ускоренного,
поврежденного развития отдельных психических функций. Лучше всего компенсируется при адекватном и своевременном коррекционном воздействии за счет сохранности других анализаторов и интеллекта.
В случае депривации приводит к нарушению личностного и познавательного развития.
Пример – ранний детский аутизм.
Слайд 21ДИСГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ
Сочетание ретардации и парциальной акселерации сближают его с искаженным
развитием. Отличие заключается в том, что его основой является врожденная
или рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики преимущественно в эмоционально-волевой сфере.
Примеры: ряд психопатий, патологическое формирование личности в результате неправильных условий воспитания.
Слайд 22Домашнее задание
1. Найти, выписать и выучить значения терминов:
Ретардация
Акселерация
Депривации. Виды деприваций
Реабилитация
Абилитация
Сензитивность
Компенсация
Адаптация
Коррекция
Интеграция
Отклоняющееся
поведение. Виды отклоняющегося поведения.
2. Повторить ранее изученные термины