Слайд 1Нарушевич Андрей Георгиевич кандидат филологических наук, доцент
заведующий кафедрой русского языка
и литературы Таганрогского института имени А.П. Чехова
Слайд 2Метапредметность
Литературо-
центричность
СОЧИНЕНИЕ
Специфика итогового сочинения
Слайд 3 Личностная зрелость
Способность свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме
Умение
строить рассуждение по выбранной теме
Умение аргументировать собственное мнение
Перед учеником не
ставятся задачи литературоведческого характера
Слайд 4Опора на художественное произведение:
обращение к литературному тексту на уровне аргументации,
использование примеров, связанных с проблематикой
и
тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д.
Художественные произведения
Дневники, мемуары
Публицистика
Произведения устного
народного
творчества
(за исключением
малых жанров)
Недостаточно простого упоминания!
Слайд 5При составлении тем сочинений
не используются узко
заданные формулировки и осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и четкость постановки проблемы.
Темы позволят выпускнику
выбирать литературный материал,
на который он будет опираться в своих рассуждениях.
В
чѐм проявляется подлинная красота человека?
Что помогает человеку справиться с отчаянием?
— бездействие
доброго
Как вы понимаете слова: «Триумф зла человека»?
Нужно ли человеку смиряться с судьбой?
Слайд 6«„Война и мир―1. 50-летие великой книги»
«Надежда и отчаяние»
«Добро и зло»
«Гордость
и смирение»
«Он и она»
Слайд 7Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем
сочинений, а затем напишите сочинение-рассуждение на эту
тему.
В рамках заявленной темы сформулируйте свою позицию и аргументируйте еѐ
на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы
по Вашему выбору. Количество привлечѐнных произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал.
Продумайте композицию сочинения. Соблюдайте речевые нормы и нормы грамотности (разрешается пользоваться орфографическим словарѐм). Сочинение пишите чѐтко и разборчиво.
При оценке сочинения в первую очередь учитывается
соответствие выбранной теме
и аргументированное
привлечение литературных произведений.
Слайд 8Рекомендуемое количество слов – от 350.
Максимальное количество слов в сочинении
не устанавливается: в определении объема своего сочинения участник должен исходить
из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчѐт включаются
все слова, в том числе
выставляется «незачѐт»
и служебные), то за невыполнение
требования № 1 и «незачѐт» за работу в целом.
Слайд 9Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения)
из какого-либо источника (работа другого участника, чужой текст, опубликованный в
бумажном и (или) электронном виде и др.).
Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника. Если сочинение признано экспертом несамостоятельным, то выставляется «незачѐт» за невыполнение требования
№2 и «незачѐт» за работу в целом.
Слайд 10Критерий 1. Соответствие теме Критерий 2. Аргументация. Привлечение
литературного материала
Критерий 3.
Композиция и логика рассуждения Критерий 4. Качество письменной речи Критерий
5. Грамотность
Слайд 12 Определите, какая
тема кажется вам наиболее
конкретной и понятной.
Подумайте, какая тема позволяет вам опереться на свой читательский опыт.
Вспомните интересные интерпретации текста, знакомые вам критические статьи
и т.п..
Слайд 13Составьте план сочинения
Вспомните литературные произведения, которыми можно проиллюстрировать ответы
Попытайтесь кратко
ответить на эти вопросы
Сформулируйте тему в виде вопроса (вопросов)
Выделите в
ней ключевые слова, в которых видите главный смысл
Внимательно прочитайте тему сочинения
Слайд 14Проблемный вопрос
Тезис 1
Пример из литературы
Тезис 2
Пример из литературы
Тезис 3
Пример из
литературы
Вывод
Слайд 20 Тема – понятие
Гордыня как отрицательное качество личности.
Тема – вопрос
Может ли
доброта противостоять жестокости?
Тема – осмысление цитаты
Согласны ли вы с высказыванием
«В любви нет равенства: в любой паре один любит, другой позволяет себя любить»?
Слайд 21Вступление
Историческое
Биографическое
Аналитическое
Цитатное
Личностное
Слайд 22Вся жизнь
великого
русского
мыслителя и
писателя Л. Н. Толстого — это бесконечный поиск самого себя.
Пройдя через соблазны большого света, через ужасы войны, став знаменитым
на весь мир писателем, Лев Николаевич ни на минуту не останавливался в поиске своего предназначения. Не случайно для ответа на вопрос «Какую жизненную цель можно считать достойной?» мы обращаемся к роману-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир».
Слайд 23Согласно толковому словарю, гордость – это чувство собственного достоинства, самоуважения.
Гордость присуща каждому человеку, который считает себя личностью. Это чувство
не только всегда на страже репутации, оно много значит для нравственного облика человека. Ведь гордость не позволяет опускаться до низких поступков. Однако непомерная гордость перерастает в гордыню – высокомерие, пренебрежение к окружающим. В чѐм же различие между гордостью ьи гордыне и где та грань, которая разделяет эти понятия? Для ответа на это вопрос обратимся к …
Слайд 24«Надеяться всегда лучше, чем отчаиваться», - сказал И.В. Гете. В
этой фразе мы видим два противоположных состояния человека: надежда –
это далѐкий свет, зовущий человека вперед, а отчаяние – безысходность, тьма, из которой нет выхода. И, конечно, каждому из нас хочется верить, что его жизнь не напрасна, что трудности и горести временны. Верили в это и писатели, создававшие своих литературных героев.
Слайд 25Для меня «Война и мир» Льва Николаевича Толстого не только
одно из величайших произведений мировой литературы, но и книга, сыгравшая
особую роль в моей жизни. Читая этот роман, я впервые по-настоящему глубоко задумалась о вечных вопросах бытия: о смысле жизни и предназначении человека, о сущности добра и зла, о связи между народом и отдельным человеком… Было удивительно, как глубоко мыслил писатель, как верно и точно описывал каждое душевное движение своих героев! Не случайно для размышления над вопросом «Чем гордость отличается от гордыни?» я обратилась к роману-эпопее
«Война и мир».
Слайд 26Заключение
Обобщение сказанного
Риторический вопрос
Призыв
к читателю
Цитата
Слайд 27Итак, как
подсказывает
нам история и
художественная литература,
цель побуждает человека к
высокая жизненная совершенствованию
мира и самого себя, не даѐт остановиться на пути вечного стремления к идеалу.
Слайд 28Завершая свое сочинение, я хочу обратиться к вам с просьбой:
посмотрите вокруг себя, подумайте о том, нет ли рядом людей,
которые нуждаются в утешении, помощи, просто в добром живом слове. Подумайте: кем вы хотите быть — равнодушным эгоистом или отзывчивым человеком, который несѐт добро окружающим?
Слайд 29«В мире, полном
ненависти, нужно уметь
надеяться», - сказал однажды Майкл Джексон. Я
думаю, это действительно
многих
так. Судьбы тоже
доказывают
литературных справедливость
героев этой
мысли.
надеяться на лучшее даже в
Люди самых
должны сложных
обстоятельствах, поскольку сама надежда даѐт им силы для преодоления жизненных
трудностей.
Слайд 30Что даѐт человеку надежда?
Надежда — это вера в возможность осуществления
чего-то
радостного, желаемого.
Надежда помогает жить, побуждает к достижению целей.
Надежда помогает преодолеть
отчаяние.
В чѐм различие между гордостью и гордыней?
Гордость — это чувство собственного достоинства, самоуважения.
Гордость возвышает человека, помогает сохранить
самоуважение, не позволяет ему унижаться.
Гордыня — это непомерная гордость, заносчивость, высокомерие, эгоизм, зазнайство.
Гордыня — это проявление неуважения к окружающим, причина бахвальства, неблагодарности, невнимательности.
Слайд 31Темы, связанные с данным направлением, предполагают попытку осмысления важнейших исторических
и нравственно-философских уроков знаменитой толстовской эпопеи. Опираясь на духовный опыт,
воплощѐнный в великой книге, важно поделиться собственными размышлениями о вечном стремлении человека к миру и
гармонии, о причинах разлада и поисках согласия между людьми в семейных и социальных отношениях, о
многозначности понятий «война» и «мир» и их сложном
подлинного героизма и
соотношении, о природе
патриотизма, а также о
вечных проблемах,
неизменно находящих
других отклик
в литературных
произведениях.
Слайд 32 Есть ли среди героев романа Л. Н. Толстого «Война и
мир» те, кто вам особенно близок?
Что вам близко (или чуждо)
в героях Л. Н. Толстого? (По роману Л. Н. Толстого «Война и
мир»)
Чем роман Л. Н. Толстого «Война и мир» может быть интересен современному читателю?
Какие проблемы в романе Льва Толстого «Война и мир» вам наиболее интересны?
Какие «вечные вопросы» поднимает Л. Н. Толстой в романе «Война и мир»?
Как пейзажные страницы романа Л. Н. Толстого «Война и мир» помогают понять характер
и состояние человека?
Какие вопросы, поднятые в романе Л. Н. Толстого «Война и мир», не теряют своей
актуальности с течением времени?
Что такое «вечные ценности» в понимании героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир»?
Какие психологические проблемы, поднятые в романе Л. Н. Толстого «Война и мир», вам
интересны?
Как судьба человека связана с историей народа? (По роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)
Как Л. Н. Толстой решает вопрос о роли личности в истории?
В чѐм проявляется подлинная красота человека? (По роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)
Каким может быть путь к познанию самого себя? (По роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)
В чѐм нравственный смысл взлѐтов и падений героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир»?
Как вы понимаете высказывание Л. Н. Толстого «Нет величия там, где нет простоты, добра
и правды»?
Слайд 33«Что Толстой любит природу и изображает еѐ с таким мастерством, до которого, кажется, никто и никогда ещѐ не возвышался, это знает всякий читавший его сочинения. Природа не описывается, а
живѐт у нашего великого художника. Иногда она является даже как бы одним из действующих лиц повествования: вспомните несравненную сцену святочного катания Ростовых в
„Войне и мире―» (Г. Плеханов).
Слайд 34«Андрей и Пьер в своих поисках идут сходным путѐм, колеблются
между полюсами Общего и Индивидуального. Они то отдают себя служению
каким-то высоким, как им кажется, идеалам, то обращаются к ценностям частной жизни. Они ставят перед собой вопросы и пытаются ответить на них, падают, ошибаются, ищут смысл жизни. Главное различие этих поисков, пожалуй, в том, что интеллектуальный, мыслящий Болконский разгадывает жизнь, импульсивный, увлекающийся Безухов обольщается жизнью.
Но рядом с ними, в той же социальной среде, существует человек, который не ищет, а знает смысл жизни, причѐм — так же несомненно, как знают его Платон Каратаев или Кутузов.
Это — Наташа Ростова» (И. Сухих).
Слайд 39В широком мировоззренческом аспекте понятия «надежда» и
«отчаяние» могут быть соотнесены с выбором активной или пассивной жизненной
позиции по отношению к несовершенствам окружающей действительности. Надежда помогает человеку выстоять в тяжелых жизненных ситуациях, толкающих
к отчаянию и вызывающих ощущение безысходности. Многие литературные герои оказываются перед трудным выбором: проявить слабость и сдаться на волю обстоятельств или бороться с ними, не теряя веры в людей и собственные силы, добро и справедливость. Проиллюстрировать проявления этих разных жизненных позиций можно, обратившись к произведениям отечественной и зарубежной литературы.
Слайд 41Что помогает человеку справиться с отчаянием?
Какую роль в жизни человека
играет надежда?
К чему может привести отчаяние?
Какова роль надежды в трудные
моменты жизни человека?
В чѐм значение надежды в годы войны?
Почему важно не терять надежду?
Почему важно верить в собственные силы?
Согласны ли вы с тем, что человек должен надеяться только на себя?
Что помогает человеку в трудные моменты жизни?
Может ли надежда помочь справиться с отчаянием?
Как вы понимаете выражение Л. Вовенарга «Надежда — самое
полезное или самое губительное из всех жизненных благ»?
Согласны ли вы с мнением, что надежда — это самая прочная из самых бесплотных опор?
Как вы понимаете высказывание Р. Декарта «Отчаяние — это страх без надежды»?
Слайд 42 Лермонтов М. Ю. «Мцыри».
Гончаров И. А. «Обыкновенная история», «Обломов».
Островский А.
Н. «Гроза».
Толстой Л. Н. «Война и мир».
Чехов А. П. «Крыжовник»,
«Ионыч», «Вишнѐвый сад», «Чайка».
Горький М. «Старуха Изергиль», «На дне».
Короленко В. Г. «Слепой музыкант».
Замятин Е. И. «Мы».
Грин А. С. «Алые паруса», «Зелѐная лампа».
Булгаков М. А. «Мастер и Маргарита».
Каверин В. А. «Два капитана».
Полевой Б. Н. «Повесть о настоящем человеке».
Распутин В. Г. «Живи и помни».
Солженицын А. И. «Матрѐнин двор», «Один день Ивана Денисовича».
Слайд 44Тема
Надежда – это ожидание чего-то светлого, радостного. Она всегда
связана с верой в то, что наши мечты могут осуществиться,
и даѐт силы идти вперѐд, преодолевая трудности. Что же может случиться с человеком, которым потерял надежду? Ответ на это вопрос мы найдѐм в художественной литературе.
Тема
Благо или зло несет в себе надежда? Поддерживает она человека или только напрасно манит тем, чему не суждено сбыться, а сама исчезнет в самый сложный момент, лишив последней опоры? Судьбы многих литературных героев показывают разные стороны этого сложного понятия.
Тема
Человек не всегда знает, на что он способен, часто не уверен в себе, а жизнь постоянно ставит перед ним всѐ новые и новые трудные задачи. Не удивительно, что может наступить момент, когда трудности кажутся непреодолимыми и нет сил, чтобы с ними справиться. Что может помочь человеку, оказавшемуся на грани отчаяния? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к произведению…
Слайд 46Прочитайте сокращении).
рассказ «---» (приведен в Используйте материал рассказа в
сочинении на тему «Зачем человеку надежда?».
Прочитайте сочинение. Сформулируйте его тему.
Разбейте текст
на абзацы. Составьте план.
Слайд 47Конфликт между добром и злом составляет основу большинства сюжетов мировой
литературы и фольклора, воплощается в произведениях всех видов искусства. Вечное
противостояние двух полюсов человеческого бытия находит свое отражение в нравственном выборе героев, в их мыслях и поступках. Познание добра и зла, определение границ между ними является неотъемлемой частью всякой человеческой судьбы. Преломление читательского опыта ученика в этом ракурсе даст необходимый материал для раскрытия любой из тем указанного направления
Слайд 49В чѐм заключается сила доброты?
Как связаны между собой любовь и
доброта?
В каких поступках человека проявляется доброта?
Какие жизненные впечатления помогают верить
в добро?
Согласны ли вы с утверждением, что истинная доброта всегда бескорыстна?
Что значит быть добрым?
Почему жестокость разрушительна?
Какие времена можно назвать жестокими?
Какими качествами обладает добрый человек?
Какого человека можно назвать добрым?
Естественна ли потребность человека проявлять доброту?
Может ли доброта навредить?
Какие жизненные события могут научить доброте?
Добрыми рождаются или становятся?
Что может сделать человека злым?
Как вы понимаете смысл поговорки «Добро должно быть с кулаками»?
Каждый ли человек заслуживает доброго отношения к себе?
Стоит ли совершать добрые поступки вопреки собственным интересам?
Каким был бы мир без добрых людей?
Всегда ли добро побеждает зло?
Могут ли доброта и злоба сочетаться в одном человеке?
Почему тема добра и зла продолжает волновать человечество?
Слайд 50 Карамзин А.Н. «Бедная Лиза».
Пушкин А.С. «Капитанская дочка», «Станционный смотритель».
Лермонтов М.Ю.
«Герой нашего времени», «Маскарад».
Гоголь Н.В. «Тарас Бульба».
Лесков Н.С. «Очарованный странник»,
«Леди Макбет Мценского уезда».
Достоевский Ф.М. «Братья Карамазовы», «Преступление и наказа-ние», «Идиот».
Толстой Л.Н. «После бала», «Кавказский пленник», «Война и мир».
Горький М. «Старуха Изергиль», «Челкаш», «На дне».
Булгаков М.А. «Мастер и Маргарита».
Платонов А.П. «Юшка».
Васильев Б.Л. «Не стреляйте в белых лебедей».
Солженицын А.И. «Матрѐнин двор».
Кондратьев В.Л. «Сашка».
Железников В.К. «Чучело».
Екимов Б.П. «Ночь исцеления», «Не ругай», «Беженка».
Булычѐв Кир. «Поломка на линии».
Слайд 51Тема
Доброта — это мягкость, предупредительность, внимательность,
заботливость, способность к сочувствию, терпеливость, которые человек проявляет порой
в ущерб себе во имя господства добра как высшей духовной
ценности.
Тема
Как мы определяем, добр человек или зол? Прежде всего, по его делам
и поступкам. Мы знаем, что добрый человек не повысит голос, не
бросит вслед необдуманного, обидного слова, охотно откликнется на
твою просьбу, ведь небезразличное отношение к происходящему —
один из явных признаков истинной доброты. Добрый человек порадуется твоим успехам и не будет завидовать. Таким людям
доверяют, потому что на них можно положиться. Все перечисленные качества описаны в художественной литературе.
Тема
Я убеждѐн в том, что доброта — это всегда проявление силы
человеческого духа и цельности личности. Ведь добрые дела часто
требуют от нас самоограничения, готовности в ущерб своим интересам
делать что-либо ради других, помогать материально или поддерживать морально.
Слайд 52Прочитайте сочинение. Сформулируйте его тему. Разделите
текст на абзацы. Составьте план сочинения.
Тема Оправдывает ли высокая цель любые средства еѐ достижения?
Можно ли ради добра пойти на преступление? Людей всегда волновали эти вопросы. И нередко в надежде
осчастливить всех они совершали
жестокие поступки, мотивируя их «высшим благом». Великий писатель Фѐдор Михайлович Достоевский по-своему отвечал на эти вопросы. Пройдя через гражданскую казнь, тюрьму и каторгу, он пришѐл к одной бесспорной истине: нет ничего дороже человеческой жизни. И эту мысли писатель пронѐс через всѐ своѐ творчество. <…>
Слайд 54 Прочитайте сочинение на тему «Можно ли зло обратить
во благо?» и
составьте его развѐрнутый план.
Прочитайте фрагмент из книги Д. С.
Лихачѐва «Письма o добром и прекрасном», а затем напишите сочинение на тему «Как воспитать доброго человека?». Подберите примеры из художественной литературы, на которых может быть раскрыта эта тема.
«---».
Ответьте на
Прочитайте фрагмент рассказа вопросы.
<…>
Найдите и прочитайте полный вариант рассказа, а затем, опираясь на прочитанный текст, напишите сочинение на одну из тем, предложенных на с. 72.
Слайд 55Данное направление предполагает осмысление понятий «гордость» и
«смирение» в философском, историческом и
нравственном аспекте с учетом многозначности их смысла у людей разных
национальностей и религиозных убеждений. Понятие «гордость» может быть осмыслено как в позитивном ключе (чувство собственного достоинства), так и в негативном (гордыня); понятие «смирение» — как рабская покорность или как внутренняя сила, позволяющая не отвечать агрессией на агрессию. Выбор тех или иных смысловых аспектов, а также примеров из литературных произведений остаются за автором сочинения.
Слайд 57 Какого человека можно назвать гордым?
В чѐм различие между гордостью и
гордыней?
Когда гордость превращается в гордыню?
В чѐм отличие гордости от высокомерия?
Что
такое смирение?
Должен ли человек смиряться с судьбой?
В чѐм разница между гордостью и смирением?
Гордость — это положительное или отрицательное качество человека?
В чѐм связь между силой духа и гордостью?
Всегда ли смирение помогает человеку?
Что общего между гордостью и эгоизмом?
Как вы понимаете высказывание Ф. Ларошфуко «Наша гордость часто возрастает за счѐт
недостатков, которые нам удалось преодолеть»?
Согласны ли вы с мнением, что гордость — это способность идти вперѐд несмотря ни на что?
Как вы понимаете высказывание Джозефа Аддисона «Гордость происходит от незнания самого себя. Со знанием же является скромность»?
Слайд 58 Лермонтов М. Ю. «Герой нашего времени», «Песня про купца
Калашникова», «Мцыри».
Грибоедов
А. С. «Горе от ума».
Пушкин А. С. «Евгений Онегин», «Капитанская
дочка», «Дубровский»,
«Медный всадник».
Гоголь Н. В. «Тарас Бульба», «Шинель».
Тургенев И. С. «Отцы и дети».
Островский Н. А. «Гроза».
Достоевский Ф. М. «Преступление и наказание», «Идиот».
Толстой Л. Н. «Война и мир»
Чехов А. П. «Ионыч», «Попрыгунья», «Вишнѐвый сад».
Булгаков М. А. «Мастер и Маргарита».
Горький М. «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «На дне».
Солженицын А. И. «Матрѐнин двор», «Один день Ивана Денисовича».
Шолохов М. А. «Тихий Дон».
Платонов А. П. «Юшка».
Стругацкие А. и Б. «Трудно быть богом».
Слайд 59Тема
Странное слово «гордость»! Одни видят в нѐм силу и
достоинство, самоуважение и благородство. Для других гордость – это эгоизм,
самовлюбленность, презрение к окружающим, а значит, ограниченность и человеческая слабость. Что же такое гордость? Давайте вместе с героями романа Л. Н. Толстого «Война и мир» попытаемся ответить на этот непростой вопрос.
Тема Должен ли человек смиряться со своей судьбой? Я думаю, что, услышав этот вопрос, каждый немедленно
ответит: «Нет, нет и нет»! Но как быть, если ты не в силах изменить жизненные обстоятельства? Что же такое смирение – сила или слабость? Приглашаю вас вместе со мной осмыслить это непростое понятие.
Слайд 61Прочитайте фрагмент книги Ивана Ильина «О новом человеке». Какие примеры
из художественной литературы вы можете привести в подтверждение мыслей автора?
Используя собранный материал, напишите сочинение на тему «Согласны ли вы с тем, что в смирении проявляется духовная сила человека?»
Прочитайте фрагмент книги Л. Н. Толстого «Путь жизни» и напишите сочинение на тему «Когда гордость превращается в гордыню?»
Напишите сочинение на тему «Гордость и смирение в изображении русских писателей». Вы можете воспользоваться нашими подсказками или раскрыть тему на материале собственного читательского опыта.
Слайд 62Взаимоотношения между мужчиной и женщиной, как в личной, так и
социальной сфере, всегда волновали отечественных и зарубежных писателей, публицистов, философов.
Темы сочинений данного направления дают возможность рассмотреть разные проявления этих отношений: от дружбы и любви до конфликта и обоюдного неприятия. Предметом размышления может стать и многообразие взаимоотношений мужчины и женщины в социальном, культурном, семейном контексте, включая духовные связи между ребенком и родителями. Обширный литературный материал содержит примеры осмысления тончайших нюансов духовного сосуществования двух миров, именуемых
«он» и «она».
Слайд 63 Что важнее: любить или быть любимым?
Можно ли быть счастливым без
любви?
Почему любовь не всегда приносит счастье?
Почему любовь может быть созидательной
и разрушительной?
Светлые и трагические стороны любви.
Что важнее: любить или быть любимым?
Как связаны понятия «любовь» и «ответственность»?
На что способен человек ради любви?
Чем опасна ревность?
Согласны ли вы с утверждением Ж.-Ж. Руссо: «Любить глубоко — это значит забыть о себе»?
Согласны ли вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Любить — значит жить жизнью того, кого любишь»?
Согласны ли вы с утверждением А. де Сент-Экзюпери: «Любить — это не значит смотреть
друг на друга, любить — это значит вместе смотреть в одном направлении»?
Согласны ли вы с высказыванием Ф. де Ларошфуко «Из двух любящих один любит, другой позволяет себя любить»?
Слайд 64 Карамзин Н.М. «Бедная Лиза»
Пушкин А. С. «Капитанская дочка». Лирика.
Лермонтов М.Ю.
«Герой нашего времени». Лирика.
Тютчев Ф.И. Лирика.
Тургенев И.С. «Отцы и дети».
Толстой
Л. Н. «Война и мир».
Гончаров И. А. «Обломов», «Обыкновенная история»
Чехов А. П. «Ионыч», «О любви».
Горький М. «Макар Чудра», «Старуха Изергиль».
Бунин И. А. «Тѐмные аллеи», «Митина любовь», «Грамматика любви».
Куприн А. И. «Гранатовый браслет», «Суламифь».
Шолохов М. А. «Тихий Дон».
Пастернак Б. Л. «Доктор Живаго».
Булгаков М. А. «Мастер и Маргарита».
Быков В. В. «Альпийская баллада».
Слайд 65Тема
Любовь — это вечная тайна и загадка. Одним она
дарит вдохновение и счастье. Другие считают любовь му́кой, страдают от
ревности и порой в безумном порыве способны даже совершить преступление. Что же такое любовь и какими должны быть отношения между любящими людьми?
Тема Подлинная любовь — это высшее проявление
человеческого духа, выход за рамки своего Я. Любящий
человек принимает другого со всеми достоинствами и недостатками, таким, какой он есть. Любящий ничего не требует взамен, но сам желает быть принятым и понятым
— любимым. Что же важнее: любить или быть любимым?
Слайд 67Сформулируйте
его тему.
Прочитайте сочинение.
Разделите текст на абзацы.
вопросный план сочинения.
напишите сочинение на тему
Используя
«Что такое
Составьте подсказки, любовь?».
Прочитайте фрагмент книги «---» Опираясь на данный
текст, напишите сочинение на тему «Как
связаны понятия
‖любовь― и ‖верность―?».
Слайд 68Нарушевич А.Г., Нарушевич И.С. Итоговое выпускное сочинение в 11 классе.
Ростов
н/Д: Легион, 2019
Методика подготовки к
итоговому сочинению
Разбор тематических направлений 2019-2020 учебного года
Система
творческих
заданий
Примеры готовых работ
Слайд 69 Теория
Упражнения
Задания в формате ЕГЭ и ОГЭ
Ответы
Слайд 70 Теория метода проектов
Этапы проектной деятельности
Организация итогового проекта по курсу основной
школы
Примеры практического применения метода
Примерные темы проектов