Слайд 1Национальные игры нивхов.
Известно, что каждый народ в соответствии с уровнем
социально- экономического развития, природно – географических условий эстетических взглядов выработал
свою систему физических упражнений, являющуюся первой начальной ступенью, своеобразной основной физической культуры. Без физической подготовленности нельзя было воспитать выносливых охотников и рыболовов – добытчиков материальных средств существования.
Слайд 3
Интересно отметить, что у нивхов, нанайцев, удэгейцев тоже были
подобные изречения, в переводе означающие «он не умеет охотиться и
рыбачить». Такой человек не пользовался уважением соплеменников, он, как правило, был физически слаб и не подготовлен к суровой жизни таежного охотника и рыболова. Про таких нивхи говорили ынг варк моркад «рот только живой», подразумевая, что такие люди умели только говорить и есть.
Слайд 4
Понятия красоты и здоровья у нивхов взаимосвязаны. Это также отразилось
в языке. Так, нивхское слово пандурд «быть красивым» является сложным:
панд «родиться» и урд «быть красивым».
Слайд 5
Что же представляет собой игры нивхов: искусство или спорт? Наверное,
мы не ошибемся, если сказать, что это союз и спорта
и искусства. Это подтверждают факт, приводимые в настоящих рекомендациях. Но и это еще не все. Ведь игра это, прежде всего, репетиция, своеобразное моделирование производственной деятельности. тех трудовых процессов, которые наиболее характерны в традиционном обществе.
Слайд 7Детские игры
Вся жизнь ребенка, особенно в первый год жизни, проходит
на уровне эмоций. Родители исходят интуитивно из этого, когда стараются
чуть не с первых дней жизни приобщать ребенка к осязательным, зрительным и слуховым контактам. И на этом были построены самые первые игры – манипуляции.
Слайд 8
В подростковом возрасте все больше распространение получают подвижные игры. Среди
них прежде всего выделялись такие: бег, прыжки на одной ноге,
фехтование на палках, бросание камней на дальность, прыгание через ремень и др. Одной из любимых игр была игра – прыжки на одной ноге по определенным правилам. В состязании были заняты дети и юноши. Иногда, чтобы подзадорить детей, к игре примыкали взрослые. И тогда она принимала особенно азартный характер.
Слайд 9
Согласно правилам игры отстающий возвращался к стартовой линии и начинал
скакание вновь. Выигрывал тот, кто раньше приходил к финишу. В
этой игре наглядно проявлялись выносливость, выдержка, ловкость, глазомер, чувство товарищества.
Слайд 10
Интересно отметить, что нанайские дети были знакомы со многими нивхскими
играми. С особым усердием нанайские дети играли в «Экиэлэури» и
«А-Аккалаури» (нанайские названия).
Слайд 11
Для игры в «Экиэлэури» девочки становятся в круг в положении
глубокого приседа. По сигналу они одновременно начинают подпрыгивать на месте
без распрямления ног в коленном суставе и в момент приземления при выдохе произносят звук «э-э-э….». По мере наступления утомления девочки прекращают подпрыгивать и выбывают из игры. Девочка, которая остается одна в игре, становится победительницей. Последующие места распределяется в зависимости от очередности выбывания из игры. Данная игра была известна не только нанайцам и нивхам, но и орочам, ульчам, удэгейцам и др. Она способствует подготовке девочек к выполнению женской работы в положении низкого приседа, как это бывает при разделывании рыбы на полу и других работах в доме и у костра.
Слайд 12
Игра «А-а-акилаури». В этой игре побеждает тот, который на одном
вздохе, издавая звук «а-а-а-а…», пробежит дальше всех. Правила игры: бег
начинается по сигналу с криком «а-а-а-а…» и на всем протяжении бега надо непрерывно кричать «а-а-а-а…», прерывание крика означает окончание бега, после окончания бега следует оставаться на месте для определения результата игры.
Слайд 13
У мальчиков и девочек были свои излюбленные игрушки. Условно все
игрушки северян разделить на обучающие и образные, изображающие всевозможных птиц
и зверей. Обучающие игрушки, в особенности лук, стрелы, игрушечные ружья (они изготавливались из бузины), имели особое воспитательное значение.
Слайд 14
Л.Шренк, познакомившийся с нивхами в середине прошлого века, писал: «о
детях: «едва встанет на ноги, мальчик забавляется стрельбой из лука
в цель или мнимых животных. Он ездит на санках, на щенках и играет в медведя, стараясь подражать тому, что проделывают взрослые на медвежьих праздниках».
Слайд 15
Девочки также в игре подражали взрослым. Их любимое занятие –
игра в куклы (нэнк), которые изготовлялись из бересты, травы, листьев,
бумаги и материи. Чаще всего детские игрушки украшались орнаментом в виде спирали или других криволинейных элементов. Особенно часто орнаментировались скульптурные изображения собак и уток. Для удобства к игрушке привязывалась веревка из морской травы.
Слайд 16
Резчики – анималисты оставили нам замечательные образцы игрушек малых народов.
К сожалению, сегодня их можно увидеть только в краеведческих и
этнографических музеях.