Слайд 1НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА И ЕЁ СОДЕРЖАНИЕ.
Выполнила: студентка 1 курса
Группы 411-Псо
Лапина
Екатерина
Проверила: старший преподаватель кафедра физико- математического информационного образования
Павлова Н. А.
Слайд 2Научная картина мира — это особая форма научного теоретического знания,
репрезентирующая предмет исследования науки (см. Наука) соответственно определённому этапу её
исторического развития, посредством которой интегрируются и систематизируются конкретные знания, полученные в различных областях научного поиска.
Слайд 3Основные формы научной картины мира
1. Общенаучная картина мира — целостная
система обобщённых представлений о свойствах и закономерностях действительности (вселенной, живой
природе, обществе и человеке), построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных знаний, полученных в различных науках на соответствующих стадиях их исторического развития.
Слайд 42. Естественнонаучная и социальная картины мира — система представлений о
природе и обществе, обобщающие достижения соответственно естественных и гуманитарных наук.
3.
Специальные научные картины мира (дисциплинарные онтологии) — системы представлений о предметах отдельных наук (физическая, химическая, биологическая, техническая и тому подобные картины мира).
Онтоло́гия — учение о сущем; учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории, структуру и закономерности.
Слайд 5Обобщённый системно-структурный образ предмета исследования вводится в специальной научной картине
мира посредством представлений:
о фундаментальных объектах, из которых полагаются построенными все
другие объекты, изучаемые соответствующей наукой;
о типологии изучаемых объектов;
об общих особенностях их взаимодействия;
о пространственно-временной структуре реальности.
Слайд 6Функции научной картины мира
Систематизирующая — определяется, в конечном счете, синтетическим
характером научного знания. Научная картина мира стремится так организовать и
упорядочить научные теории, понятия и принципы, составляющие ее структуру.
Объяснительная — определяется тем, что познание направлено не только на описание явления или процесса, но и на выяснение его причин и условий существования.
Информативная — сводится к тому, что НКМ описывает предполагаемую структуру материального мира, связи между его элементами, происходящие в природе процессы и их причины.
Эвристическая — определяется тем, что “знание объективных законов природы, содержащееся в ней, дает возможность предвидеть существование еще не открытых естествознанием объектов, предсказывать их наиболее существенные особенности.
Слайд 7Научная революция — это новый этап развития науки, который включает
в себя радикальное и глобальное изменение процесса и содержания системы
научного познания, обусловленное переходом к новым теоретическим и методологическим основаниям, к новым фундаментальным понятиям и методам, к новой научной картине мира.
Слайд 8В исторической динамике развития научной картины мира можно выделить три
больших этапа:
научная картина мира додисциплинарной науки;
научная картина мира дисциплинарно-организованной науки;
современная
научная картина мира, соответствующая этапу усиления междисциплинарных взаимодействий.
Слайд 9Первый этап функционирования научной картины мира связан со становлением в
культуре Нового времени (XVII век) механической картины мира как единой,
выступающей и как общенаучная, и как естественнонаучная, и как специальная.
Второй этап функционирования научной картины мира связан со становлением дисциплинарной организации науки (конец XVIII — первая половина XIX века) возникает спектр специально-научных картин мира.
Третий этап функционирования научной картины мира связан с формированием постнеклассической науки, характеризующейся усилением процессов дисциплинарного синтеза знаний (со второй половины XX века).
Слайд 10Общекультурный смысл научной картины мира определяется её включённостью в решение
проблемы выбора жизненных стратегий человечества, поиска новых путей цивилизационного развития.
Слайд 11Список используемой литературы и интернет- источников:
1. Алексеев И. С. Единство
физической картины Мира как методологический принцип. — В книге: Методологические
принципы физики. — М., 1975.
2. Вернадский В. И. Размышления натуралиста, кн. 1, 1975, кн. 2, 1977.
3. Стёпин B. C., Кузнецова Л. Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. — М., 1994.
4. Стёпин В. С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. — М., 2000.
5. https://gtmarket.ru/concepts/6960
6. https://studfiles.net/