Слайд 1Не могли бы вы объяснить?..
Ответы на ваши вопросы
Слайд 2Выделение окончаний
У меня возникла проблема с выделением окончаний в форме
мн.числа, род. падежа, например в словах змей, князей. Каким оно
здесь должно быть?
змей-а княз’-Ø
змей-и княз’-а
змей-э княз’-у
змей-у княз’-а
змей-ой княз’-эм
0 змей-э о княз’-э
(<э>|| Ø)
змей-и княз’-j-а
змей-Ø княз’-эj-Ø
змей-ам княз’-j-ам
змей-Ø княз’-эj-Ø
змей-ами княз’-j-ами
0 змей-ах о княз’-j-ах
Слайд 3Словообразовательная цепь
У меня вопросы по поводу построения словообразовательных цепочек: необходимо
"убирать" по одной морфеме, начиная с префикса? Всегда ли "убирается"
только одна морфема или возможны варианты, когда, например, сразу две? Как правильно построить словообразовательную цепочку для слов: бездельничать, подсматривать?
бездельнич-а-ть ← без-дель-ник- Ø ← дел-о
под-сматр-ива-ть ← под-см0тр-е-ть (<а>||<о>) ← ← смотр-е-ть
Слайд 4Усечение основы
Возможно ли усечение корня и перенесение его значения на
приставку? Например, в домашнем задании к 24 марта есть слово
"телик". В морфемном словаре морфема теле- обозначается приставкой. Как построить словообразовательную цепочку в данном случае?
тел-ик ← телевизор
Слайд 5Аббревиация
В одном из домашних заданий мы должны были построить словообразовательную
цепочку слова вуз. Не могли бы вы объяснить, как это
нужно делать для аббревиатуры?
вуз ← высшее учебное заведение
Слайд 6Способы выражения грамматического значения
У меня возникли проблемы с различением аффиксации
и внутренней флексии и пониманием внутренней флексии в принципе.
О
внутренней флексии можно говорить тогда, когда чередование является единственным способом выражения грамматического значения, например: англ. foot – feet.
Русскому языку этот способ выражения грамматического значения не присущ. В случае старый – старь существительное образовано от прилагательного с помощью нулевой суффиксации, которая сопровождается историческим чередованием. Точка зрения, изложенная в учебнике Ю.С.Маслова, не учитывает понятия «нулевая морфема».
Слайд 7Грамматические категории
Расскажите, пожалуйста, что такое парный род и в каких
словах он есть.
В русском языке у существительных во множественном числе
не различается род (ср.: звери – двери, дома – окна). Для определения рода таких форм привлекается форма единственного числа (зверь – м.р., дверь – ж.р., дом – м.р., окно – ср.р.). В то же время в русском языке есть существительные, не имеющие форм единственного числа: качели, духи, брюки, соты и др. Определить их род как мужской, женский или средний, следовательно, невозможно. Вот для таких существительных и введено понятие парного рода. (Само название мотивировано, видимо, тем, что многие из этих существительных обозначают «парные», состоящие из двух симметричных частей предметы (очки, ножницы, ворота и др.)).
Слайд 8Части речи
Какое слово в предложении Ползучие тени облаков пятнали... рябившую
барашками поверхность реки переходит из одной части речи в другую
и как это отражается на его грамматических признаках и синтаксических функциях?
В предложении Ползучие тени облаков пятнали... рябившую барашками поверхность реки форма барашками отвечает на вопрос как? (рябившую (как?) барашками ), обозначает не предмет, а признак действия, теряет формы словоизменения (не склоняется), выполняет функцию обстоятельства. Вследствие этого форма барашками переходит из существительных в наречия.
Слайд 9Части речи
Совершенно непонятен материал о предикативах. Не могли бы Вы
рассказать о них?
Предикативами в современной лингвистике называют ту часть речи,
которая в школьном учебнике русского языка называлась категорией состояния, например: На улице жарко. Термин категория состояния фиксирует семантику этих слов (чаще всего они обозначают именно состояние: природы, среды или человека, физическое или психологическое), а термин предикатив фиксирует синтаксическую функцию этих слов (они выполняют функцию предиката, то есть либо главного члена односоставного предложения, либо сказуемого при подлежащем-инфинитиве: Нам весело. Гулять полезно.)