Слайд 1
Негосударственная автономная некоммерческая организация высшего образования институт мировых цивилизаций «НАНО
во имц»
презентация
по предмету
история мировых цивилизаций
Работу выполнил:
Студент 2-ого курса
Факультета
«МО и геополитики»
Направления «Политология»
Группа 2
Емельянов Кирилл
Москва 2019
Слайд 2ПЛАН РАБОТЫ
Модели развития восточных цивилизаций в постиндустриальную эпоху
Формирования исламского фундаментализма
Строительство социализма в Китае – особая модель развития
Глобализация и взаимодействие
цивилизаций
Слайд 3Модели развития восточных цивилизаций в постиндустриальную эпоху
На сегодняшний день в
мире всего локальных цивилизаций, из них восточные - Индо-Буддийская, Дальневосточная
(Китайско-конфуцианская) и Исламская.
.
Слайд 4Индо-Буддийская
Под индо-буддийской цивилизацией понимается соединения религий индуизма и буддизма, когда
эти религии сосуществуют на единой территории. Напр., в Индии, Непале
и др. странах. Достаточно мирное взаимодействие между ними. Буддизм - мировая монотеистическая религия, распространена в странах Юго-Восточной Азии. Основоположник - Сиддхартха Гаутама. Жил в 6-5 вв. до н. э. Присуще понимание земной жизни как пути страдания, потерь, разочарования, боли и горя. Главная цель - освободить человека от страдания. Этические основы буддизма призваны дать людям возможность осуществить эту цель. За несоблюдение нравственных принципов буддизма божественная сила бытия наказывает человека после смерти перерождением, возвращая в другой физической оболочке и заставляя вновь проходить земной путь страданий. Цель - прервать цепь перерождений и попасть в состояние нирваны. Степень приближения к ней зависит от воли и сознания отдельного человека.
Слайд 5Дальневосточная
Китайско-конфуцианская. В жизни Китая конфуцианство занимает значительное место. Этико-социальное учение,
основано Конфуцием в 6 в. до н. э. Рационально, освящает
сложившийся социальный порядок в обществе, проповедует нормы и принципы поведения человека в обществе. Глубоко религиозно - все установления освящены Небом. Духовно-идеологически регулирует общественную жизнь Китая. Главная цель человека- достичь морального совершенства, идеалом должен быть благородный муж, его достоинства - гуманность (скромность, справедливость, достоинство, любовь к людям), чувство долга. Иерархичность общества, каждый должен знать своё место. Интересы семьи выше личных. Чем больше детей, тем крепче род. Это и подчинённость моральным законам сделало цивилизацию устойчивой, организованной. Взять нынешний Китай. Там все работают на благо страны, развивая экономику. Сейчас экспансия китайцев, занимают территорию других стран, перенаселённость в стране.
Слайд 6Исламская
Исламская - включает много стран. Ислам - монотеистическая религия, возникла
в начале 7 в. в арабской культуре. Сейчас на Ближнем
Востоке, в Юго-Восточной Азии, Северной Африке и т.д. стройная система, имеющая жёсткие догматические доктрины с 5 символами веры (исповедание, молитва, пост, милостыня и хадж (паломничество в Мекку); безоговорочная покорность воле Аллаха и пророка, либо его заместителя (халифа). Отсюда нетерпимость к инакомыслящим (неверным), укрепление значение общины для мусульман. Слитность религии и политики, власти. Мусульманское право - шариат. Источник - Коран и Сунна. Делит поступки человека на обязательные, рекомендуемые, разрешённые, порицаемые, запрещённые. Сейчас шариат всё более отступает перед гражданским правом. Исламская цивилизация по сравнению с другими оказывает самое сильное влияние на процессы в мире, хотя силу набирает дальневосточная.
Слайд 7исламский фундаментализ
Исламский фундаментализм — «термин, используемый для общей характеристики современных мусульманских
религиозно-политических движений, идеология которых в различных интерпретациях основана на обращении
к религиозному, социальному и политическому опыту раннего ислама времен пророка Мухаммада. В этом же смысле употребляются термины „исламское возрождение“, „мусульманский интегризм“». «На европейском континенте многие исследователи ислама и Ближнего Востока для обозначения нынешней тенденции политической активизации ислама предпочтение отдают таким понятиям, как „исламизм“, „исламисты“. В частности, можно говорить о нежелании увязывать выступление за реформу ислама в XIX в., продолжающиеся и в наши дни, с религиозным (христианским) фундаментализмом, свойственным США.
Слайд 8Зарождение исламского фундаментализма
Исламские фундаменталисты часто ссылаются на мединскую общину пророка
Мухаммада как на прецедент. Созданная в 622 году, она представляла
собой не государство, а именно самоуправляемую общину полисного типа. Исламский фундаментализм не может быть сведен исключительно к проблеме «исламской угрозы», хотя для идеологий многих исламских фундаменталистских организаций характерен экстремистский подход. Современные исламоведы не решили до конца задачу выявления исторических корней исламского фундаментализма. В контексте цивилизационной теории он может рассматриваться как попытка «ответа» исламского мира на «цивилизационный вызов» Запада. В ситуации социокультурного кризиса исламский фундаментализм является базовой моделью сохранения идентичности мусульман. С этой точки зрения исламизм как «политический ислам» можно рассматривать как стратегию выживания исламского социума и альтернативой западному глобализму. Политический радикализм и экстремизм, вырастающие на почве фундаментализма, представляют собой маргинальный (периферийный) вариант реакции традиционного исламского общества, а тенденция превращения этой периферии в центр знаменует пик социокультурного кризиса.
Слайд 9Современный фундаментализм
Современные фундаменталисты выступают за реставрацию раннеисламских социальных институтов
через радикальное очищение всяческих «нововведений» (бида). Современные фундаменталисты отождествляет суть
ислама с её буквальным выражением, что непременно ведёт к признанию греховным любое нововведение, не зафиксированное в Коране и сунне пророка Мухаммеда. Характерной чертой такой логики является тенденция к монополизации истины, наиболее ярко проявляющееся в идее «обвинения в неверии и уходе от мира» (ат-такфир ва-ль-хиджра). Погрязшему в невежестве (джахалие) миру, противопоставляется «спасшаяся группа» (фирка наджия), обладающая наиболее адекватным пониманием шариата и считающая себя единственной группой, претендующей на «истину». Впервые проявления подобной логики встречаются уже у хариджитов, выдвинувших тезис о возможности обвинения в неверии (такфире) мусульман, совершивших большой грех (кабира). Возникшее в середине XVIII в. Движение ваххабитов явилось ярким проявлением подобной логики
Слайд 10Китайский социализм
Китайский социализм - наименование официальной идеологии Коммунистической партии Китая, базирующейся
на научном социализме и экономической теории, характеризующейся наличием значительной доли государства в экономике, но в
то же время имеющей все признаки рыночной экономики.
Слайд 11Строительство социализма в Китае – особая модель развития
В декабре 1952
г. Политбюро ЦК КПК приняло решение «о генеральной линии в
строительстве социализма», что предполагало решение следующих трех задач:
1)индустриализация — это имело экономическое и политическое значение, так как предусматривалось расширение политической опоры режима — «диктатуры пролетариата»
2)преобразование производственных отношений — в промышленности это означало национализацию, в сельском хозяйстве — кооперирование
3)развитие политической демократии — предполагалось превращение Собраний народных представителей в реальные органы власти, чтобы противопоставить их негативным тенденциям в среде ганьбу. Все эти задачи были рассчитаны на длительную перспективу. Как уточнялось впоследствии — на 15 лет (три пятилетки). За основу принята «советская модель» индустриализации — с упором на развитие тяжелой промышленности.
Слайд 12Итоги строительства социализма в Китае
1. Китай принял за основу «советскую
модель» индустриализации — с упором на тяжелую промышленность. Это, с
учетом исходных условий, повлекло за собой серьезные проблемы, которые стали предметом спора среди руководителей компартий с середины 1950-х гг.
2. Характерной чертой политической жизни КНР стали разного рода кампании и чистки. В результате «кампании 100 цветов», развернувшейся в середине 1957 г., были разгромлены все силы, еще сопротивлявшиеся новому режиму, усилились антиинтеллигентские настроения. Это было провозвестником «культурной революции» 1960-х гг.
3. Сотрудничество с СССР в эти годы имело для Китая важное значение: китайцы получали льготные советские кредиты, техническую помощь, оборудование, научно-технические кадры.
4. Симптомы ухудшения советско-китайских отношений отмечались сразу после смерти И. В. Сталина, хотя некоторое время и не проявлялись. Мао Цзэдун сам по себе был слишком крупной фигурой, чтобы позволить кому-либо, Мао Цзэдун стремился превратить КНР в оплот революционного движения всего «третьего мира». игнорировать национальные интересы своей страны, как он их понимал. Занимая активную позицию в международных делах
Слайд 13Глобализация и взаимодействие цивилизаций
Процесс взаимодействия цивилизаций далеко не новый. И
хотя тысячелетия назад локальные культуры и цивилизации возникали и развивались,
казалось бы, изолированно, многочисленные нити культурных, торгово-экономических связей между ними столетие за столетием крепли и умножались, охватывая населенную часть земного шара. Это дает основание говорить об историческом процессе развития человечества в целом, смене мировых цивилизаций, известной синхронизации в динамике локальных цивилизаций.
В последние века закончившегося тысячелетия этот процесс приобрел лавинообразную форму. Практически вся населенная часть планеты пронизана нитями мирового рынка, политическим влиянием мировых империй, охвачена последствиями научных открытий и инноваций, возрождением влияния мировых религий, став полем перемещения и контактов миллионов людей с помощью эффективных транспортных средств и систем связи. Человечество все больше ощущает себя единым целым, хотя и разделенным на противоречивые, а то и противоборствующие группировки стран, цивилизаций.
Последняя треть XX в. внесла принципиально новые черты в развитие мировой экономики и человечества в целом, что проявилось в процессах глобализации, которые стали определять судьбу человечества. Они отчетливо заявили о себе в разных сферах и в различных формах.
Слайд 14Формы глобализации
1. Демографо-экологические факторы. Это два главных и взаимосвязанных фактора. Если
в XIX в. население Земли увеличивалось в 1,3 раза каждые
полвека, то в первой половине XX в. оно выросло в 1,5 раза, во второй - в 2,4 раза; а на первую половину XXI в. ООН прогнозирует увеличение в 1,6 раза. Еще быстрее росли потребности населения, потребление в развитых странах. Становится все более очевидным, что земли, пригодной для обработки, запасов доступной пресной воды, минеральных и лесных ресурсов недостаточно, чтобы на необходимом уровне удовлетворить потребности возросшей массы людей; что их деятельность наносит вред биосфере, который начинает приобретать необратимый характер, а в случае ядерного столкновения или глобальной экокатастрофы может исключить возможность сохранения человечества.
2. Глобализация техносферы. Индустриальная цивилизация характеризовалась бурным ростом и планетарным распространением технических систем и технологических процессов, преобразовавших все сферы жизни общества. Образовалось мировое технологическое и информационное пространство, пронизанное сетью транспортных и телекоммуникационных нитей. Однако оно неоднородно: технологический разрыв между странами многократно увеличился по сравнению с началом индустриальной эры. В развитых странах в начале XXI в. преобладают 4-й и 5-й технологические уклады, в странах среднего уровня развития – 4-й и 3-й, а в отставших странах все еще господствуют доиндустриальные технологические уклады в сельском хозяйстве и ремесле. Монополизируя технологические прорывы, авангардные страны собирают со всего мира десятки миллиардов долларов своеобразной "технологической квазиренты", как это делала с большим успехом до недавнего времени Япония.
3. Экономическая глобализация. Интегральные процессы в мировой экономике достигли такого уровня и прочности связи между национальными экономиками, что правомерно говорить о глобальной экономике как приоритетном феномене, обладающем собственными закономерностями, тенденциями, механизмами функционирования и развития. Если К. Маркс мог позволить себе исследовать капиталистическое воспроизводство, абстрагируясь от внешней торговли” то теперь такое абстрагирование недопустимо: вряд ли можно найти хоть одно национальное хозяйство, которое не было бы органически включено в систему мирового хозяйства.
4. Геополитическая глобализация. На первый взгляд процессы в геополитическом пространстве противоположны глобализации. На протяжении второй половины XX в. волна за волной шло формирование новых суверенных государств за счет распада колониальных империй и федеративных государств. Политическая карта мира все больше напоминает пестрое лоскутное одеяло, где мировые гиганты соседствуют с карликовыми государствами, а ООН становится все более многочисленным и трудно обозримым сообществом наций. Однако, несмотря на обилие дезинтеграционных политических процессов, и здесь тенденции глобализации налицо. Они проявлялись сперва в создании и противоборстве двух центров силы, двух геополитических блоков, возглавлявшихся США и СССР. После распада мировой системы социализма и СССР центр геополитического влияния еще более сузился, заявку на моноцентрический мир сделали США, объявившие почти весь мир зоной своих стратегических интересов. Наиболее отчетливо эту концепцию сформулировал Збигнев Бжезинский [б]. Она получила отражение в уточненной стратегической концепции НАТО и в концентрации геополитической силы в руках США и НАТО под флагом борьбы с международным терроризмом после трагических событий сентября 2001 г.
5. Социокультурная глобализация. Наиболее сложен и противоречив рисунок тенденций глобализации в социокультурной сфере – в области науки, культуры, образования, этики, идеологии. С одной стороны, все более отчетливо проявляется глобальный характер научного прогресса, не знающего национальных границ, осуществляется обмен идеями и учеными; формируются общие контуры системы непрерывного образования, ориентированного на креативную педагогику и опирающегося на высокоэффективные информационные технологии; развивается международный обмен культурными ценностями, с помощью глобальных информационных сетей распространяется обезличенная, лишенная национального содержания массовая антикультура; размываются прежние нравственные устои и семейные узы, возрождается влияние мировых религий. Одновременно наблюдаются противоположные тенденции дифференциации, возрождения и обособления национальных культур, разнообразия педагогических школ и индивидуализации процесса образования, появления новых религиозных сект и течений, усиления самобытности семьи и личности. Однако первые тенденции, особенно в условиях широкого распространения телекоммуникаций и Интернета, постепенно берут верх, порождая новую волну унификации и стандартизации в духовной сфере. В начале XXI в. устранение этого противоречия возможно в рамках формирования интегрального социокультурного строя, предсказанного Питиримом Сорокиным, утверждения нового гуманизма в соответствии с предвидением Аурелио Печчеи, становления гуманистического постиндустриального общества.