научная картина мира.
Сущность позитивистской концепции соотношения философии и науки отражается
во фразе О. Конта: «Наука — сама себе философия»
"Истинный позитивный дух состоит преимущественно в замене изучения первых или конечных причин явлений изучением их непреложных законов; другими словами - в замене слова "почему" словом "как" (О.Конт)
Позитивная философия, по Конту, есть только обобщенный и приведенный в систему здравый смысл. Её характерные черты:
объективность, так как она подчиняет мышление его предмету, а не наоборот
реальность, так как сам предмет её есть всегда наблюдаемый факт, а не вымысел воображения или логическая абстракция
достоверность, так как все утверждения поз. философии, относясь к фактам, всегда могут быть проверены фактически
точность, так как математика, будучи основой всей системы, всегда остается нормой истинного познания
органичность, так как эта философия не противопоставляет своих идей действительной жизни — как это делает метафизика в своих безусловных требованиях, критически разлагающих и разрушающих действительность, — а смотрит на себя как на органический продукт, естественное продолжение относительность, поскольку все явления познаются здесь не в своей абсолютной сущности, недоступной человеческому уму, а в своём действительном отношении к нашему организму и взаимоотношении между собой
полезность
Основатель — Огюст Конт. Представители: Джон Стюарт Милль, Герберт Спенсер.
Идеи:
главным в науке являются факты - твердые, несомненные, устойчивые данные;
знать что-либо - значит иметь определенный наглядно-чувственный образ. То, что нельзя представить в виде чувственного образа, знанием не является. Наука же, восходя к теориям возрастающей общности, изобретает все более абстрактные понятия, чувственное представление которых становится все бледнее и бледнее и, наконец, оказывается вовсе невозможным. А это означает, ( с точки зрения Спенсера), что
наиболее общие фундаментальные принципы и понятия науки не выражают никакого подлинного знания.
Три стадии развития культуры по Конту
Когда-то люди объясняли явления окружающего мира с помощью мифа и религии;
затем человеческий разум возвысился до философского (метафизического) объяснения;
Сейчас (в XIX) веке, философское объяснение должно уступить место научному познанию мира.