Слайд 1Немецкая классическая и европейская постклассическая философия
Дисциплина:
Основы философии
Лекция
№ 3
Преподаватель: Христич Л. А.
Все специальности
Слайд 2
Общая характеристика классической немецкой философии.
Переворот в философии Иммануила Канта.
2.1.
Докритический период.
2.2. Критический период.
3. Абсолютная идея Георга
Гегеля
3.1. Теория Абсолюта.
3.2. Логика.
3.3. Философия природы.
3.4. Философия духа.
4. Философская антропология Людвига Фейербаха. Марксизм.
5. Западноевропейский иррационализм.
План
Слайд 3
Определить место в истории развития философии, изучить основные направления, идеи,
специфику немецкой классической и постклассической европейской философии И. Канта, Г.
Гегеля, Л. Фейербаха, марксизма
Выделить основные черты западноевропейского иррационализма
ЦЕЛЬ
Слайд 4Изучить особенности и содержание философии И. Канта, Г. Гегеля, Л.
Фейербаха, марксизма
Определить различия между классической и постклассической философией
Задачи
Слайд 5
Аблеев С. Р. История мировой философии: Учебник. – М., 2009.
– С. 162-180; 224-263; 268-301.
Блинников Л. В. Великие философы:
Учебн. словарь-справочник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1999. – С. 107-113; 117-123; 188-191; 230-232; 319-330; 341-343; 351-353; 366-370; 391-393; 401-404.
Гриненко Г. В. История философии: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2009. – С. 366-666.
Кузнецов В. Г., Кузнецова И. Д., Момджян К. Х., Миронов В. В. Философия. – М.: Высшее образование, 2009.
Марков Б. В. Философия. – М.: ИНФРА-М, 2007.
Философия: учебник /Под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина. – М.: Проспект, 2009.
Интернет-ресурс:
http://www.humanities.edu.ru
http://offtop.ru; http://www.sunhome.ru/philosophy/1234
Литература и источники
Слайд 6Механистический материализм – философское направление, сторонники которого стремятся объяснить все процессы
действительности, опираясь исключительно на законы механики.
Глоссарий
Слайд 7Центральная проблема философии – человеческий разум
Философская мысль Нового времени наукоцентрична
Появление
новой картины мира - механической
Вспомним: особенности философии Нового времени
Слайд 8
Французский мыслитель и просветитель, врач. Первым во Франции изложил систему
механического материализма и сенсуализма. В сочинении "Человек-машина" (1747 г.)
Рассматривал
человеческий организм как самозаводящуюся машину, подобную часовому механизму
Жюльер Офре де Ламетри
Слайд 9«Человек настолько сложная машина, что совершенно невозможно составить себе о
ней ясную идею, а следовательно, дать точное определение»
Трудно назвать книгу,
которая в середине XVIII в. вызвала бы такую бурю негодования среди защитников традиционного мировоззрения, какую вызвала "Человек-машина", и трудно назвать другое произведение этого периода, которое сразу, по выходе в свет, получило бы такую общеевропейскую известность. Переиздания следовали одно за другим
Жюльер Офре де Ламетри
Слайд 10Направление в философии – деизм
Проблема метода познания – спор сенсуалистов
и рационалистов: Бэкон, Локк, Гоббс – Декарт, Спиноза, Лейбниц
Особенности философии
Нового времени
Фрэнсис Бэкон
Бенедикт Спиноза
Рене Декарт
Слайд 11Субъективный идеализм – Дж. Беркли - считают, что нет никакой
реальности вне и независимо от человеческого сознания
Агностицизм - учение,
отрицающее познаваемость мира (Д. Юм).
Особенности философии Нового времени
Джордж Беркли
Дэвид Юм
Слайд 12Вера в разум и прогресс
Критика религиозной идеологии
Опора на достижения науки,
распространение знания, образования
Приняло форму материализма и атеизма
Исходная ценностно-мировоззренческая установка Просвещения
— «имей мужество пользоваться собственным умом»
Защита естественных прав человека и гражданина
Особенности философии эпохи Просвещения
Иоганн Гете
Джон Локк
Слайд 13Гении эпохи Просвещения
Дени Дидро, Жан-Жак Руссо, Вольтер
Слайд 14Важную роль в формировании немецкой философии сыграли достижения естествознания и
общественных наук: стали развиваться физика и химия, продвинулось вперед изучение
органической природы. Открытия в области математики, позволившие понять процессы в их точном количественном выражении, учение Ламарка об обусловленности развития организма окружающей средой, астрономические, геологические, эмбриологические теории, а также теории развития человеческого общества - все это со всей остротой и неизбежностью выдвигало на первый план идею развития как теорию и метод познания действительности.
Базовые предпосылки возникновения немецкой классической философии
Слайд 15Специфика немецкой классической философии
Немецкая классическая философия - определенный период в
развитии немецкой философской мысли - с середины XVIII до середины
XIX вв., представленный учениями Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля
Одновременно немецкая классическая философия - это особая линия, высшее, завершающее звено в развитии новоевропейского философского рационализма с присущими ему претензиями на систематическую целостность и завершенность; убежденностью в естественной упорядоченности мироустройства, наличии в нем гармонии и порядков, доступных рациональному постижению
При всем разнообразии идей и концепций, немецкая классическая философия представляет собой преемственный ряд систем философского идеализма, органически связанных между собой: каждый из мыслителей этого направления, начиная выработку собственной концепции, целиком опирался на идеи своего предшественника. Но тем не менее, она представляет собой целостное духовное образование.
Слайд 16Специфика немецкой классической философии
Философов этого периода объединяет:
сходное понимание всеми немецкими
мыслителями роли самой философии в истории человеческого общества
формирование качественно нового
облика этой философии осуществлялось ее авторами в виде категориально-понятийного аппарата, формировании специальной системы дисциплин, характеризующейся высокой степенью обобщенности и абстрагированности
ориентация на создание (впервые в истории философской мысли) целостной диалектической концепции развития
наличие ряда общих подходов к трактовке социально-исторической проблематики - обоснование исторической закономерности, принципов свободы и гуманизма
Немецкая классическая философия обогатила духовную мысль новым способом философствования, взяв в качестве особого, исходного его пункта сосредоточение всех интеллектуальных интересов главным образом на гносеологической проблематике.
Слайд 17Общечеловеческое значение немецкой классической философии определяется ее стремлением дать ответы
на вечные вопросы философии, а, следовательно, и человеческого бытия
И хотя
ответы, данные виднейшими немецкими мыслителями, во многом обусловлены современной им эпохой, они шли далеко за пределы XVIII-XIX столетий.
Слайд 18Немецкая философия представлена следующими течениями:
Слайд 19Классическая немецкая философия: яркие представители
Слайд 20Одним из величайших умов человечества, основоположником классического немецкого идеализма, возродившем
идеи диалектики, был И. Кант (1724-1804 гг.)
Именно с Канта занималась
утренняя заря философии новейшего времени. Но не только в философии а и в науке Кант был глубоким, проницательным мыслителем
Разработанная им концепция происхождения Солнечной системы из гигантской газовой туманности до сих пор является одной из фундаментальных идей в астрономии. Своими естественнонаучными работами Кант, по словам Энгельса, пробил брешь в метафизическом объяснении природы: он сделала попытку приложить принципы современного ему естествознания не только к строению Вселенной, но к истории ее возникновения и развития. Он, кроме того, выдвинул идею распределения животных по порядку их возможного происхождения, а также идею о естественном происхождении человеческих рас.
Иммануил Кант
Слайд 22
Труды И. Канта положили начало знаменательной традиции в европейском духовном
развитии. Суть ее состоит в том, что каждый дальнейший шаг
вперед рассматривается как переосмысление накопленного теоретического богатства, которое бережно хранится, но не превращается в фетиш
Канта сравнивают с Сократом, ибо философия его человечна. Для Канта проблема человека стоит на первом месте. Он не забывает о Вселенной, но главная тема для него – человек. Кант размышлял о законах бытия и сознания с одной целью: человек должен стать человечнее
Идеи Канта не раз подвергались трансформации, ревизии, критике, но остаются актуальными и поныне.
Иммануил Кант
Слайд 23В философском развитии Канта различают два периода – «докритический» и
«критический». «Докритический» посвящен философско-научному осмыслению мира
В этот период Кант разрабатывает
космогоническую гипотезу об образовании планетной системы из первоначальной «туманности»
Эту космогоническую гипотезу философ излагает в сочинении «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755).
Второй период философского творчества Канта («критический») связан с написанием трех наиболее значимых его работ, где и излагаются основные идеи кантовской концепции
Это – «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788), «Критика способности суждений» (1790).
Иммануил Кант
Слайд 25Критический период – «коперникианский переворот»
Слайд 26Познавательные способности человека, их априорные формы, функции и обосновываемые науки
Слайд 28Антиномии – неразрешимые противоречия чистого разума
Слайд 34
Представитель субъективного идеализма, вспыльчив, упрям, неуживчив, автор знаменитого изречения «Я
– это вечная свобода и творческая активность!»
Считал философию основополагающей наукой,
которая должна выработать единый метод познания
Считал, что сознание не дано, а задано . То есть оно «не готовое», завершенное
Абсолютное творческое начало обозначил термином «Я»
Философия Фихте Иоганна
Слайд 35Пытался вывести все разнообразие форм познания только из сознания. «Наукоучение»
Фихте
Слайд 36Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг — представитель немецкой классической философии.
Главным понятием его философии можно считать идею свободы, которую он
последовательно в течение всей своей жизни искал сначала в природе, затем в творчестве личности и, наконец, в природе божественного творения.
Фридрих Шеллинг
Слайд 37Гегель – вершина немецкой классической философии
Создатель универсальной системы диалектического идеализма,
впервые сформулировал три закона диалектики. Натурфилософ, объективный идеалист, диалектик идеалистический
Подверг
пересмотру логику, идущую от Аристотеля
Выдвинул самый смелый за всю историю философии принцип: «Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия есть критерий заблуждения»
Создатель неформальной – диалектической логики.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель
Слайд 38Значение философии Гегеля заключалось в том, что в ней в
систематической форме было изложено диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический
метод исследования
Особенно Гегель стремился исследовать и всесторонне обосновать важнейшие принципы диалектического способа мышления, в корне противоположного метафизике. Подвергнув глубокой и основательной критике метафизический метод, Гегель сформулировал законы и категории диалектики.
Гегель
Слайд 39
1. Закон перехода количественных отношений в качественные (при изменении количественных
отношений после определенной стадии происходит изменение качества из-за неразрушения меры).
2. Закон направления развития (отрицание отрицания). Голое отрицание - нечто идущее после данного объекта, полностью его уничтожающее. Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого объекта - воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода - лед. Смолотить зерно - голое отрицание, посадить зерно - диалектическое отрицание. Развитие происходит по спирали.
3. Закон единства и борьбы противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и реальностью. Причина развития - единство и борьба противоположностей. Это присуще духу. Изначально тождество, но потенциально таит различие. Тождество - различие - противоположность. Противоположности взаимодействуют, то есть борются.
Три закона диалектики
Слайд 40Соответственно формам бытия абсолютной идеи диалектическая система состоит из трех
частей
Слайд 41Учение о сущности
Учение о понятии
Учение о бытии
Логика
Физика
Органическая физика
Механика
Философия природы
Объективный дух
Абсолютный
дух
Субъективный дух
Философия духа
Антропология Психология Феноменология
Моральность Право Нравственность
Искусство Религия Философия
Слайд 42Занимает центральное место и по своему содержанию, т.к. в ней
субъектом и объектом выступает одно и тоже начало – мышление,
– и по форме, т.к. в ней абсолютная идея пребывает в своей родной стихии – в сфере логического, которое совпадает с истинным
Логика, которая учит человек мыслить, - лишь «субъективная» логика (учение о понятии). Ей (и в этом новизна Гегеля) предшествует «объективная логика» (учение о бытии и учение о сущности). Это не логика человеческой мысли, а логика не зависящей от человека действительности, логика «доприродного» состояния Абсолютной идеи
Абсолютная идея Гегеля и Бог христианской религии, понятия близкие, однако если Бог всегда равен самому себе, то абсолютная идея находится в состоянии непрерывного развития
Принципами логики выступает метод восхождения от абстрактного к конкретному, принцип единства исторического и логического.
Логика Гегеля
Слайд 43Высшим началом логики и мышления служит положение о тождестве бытия
и разума
Слайд 44Любое развитие происходит по схеме
Слайд 45
Смысл и значение природного мира в том, что он опосредует
собою дух божественный и дух человеческий
Природу рассматривал не саму
по себе, а как ступень становления, проявления и формирования разума, как орудие возникающего сознания
Философия природы содержит три раздела: механика, физика, органическая физика.
Философия природы Гегеля
Слайд 46
3 раздела: субъективный дух, объективный дух, абсолютный дух.
На
данной ступени своего проявления абсолютная идея выступает в формах сознания,
разума и деятельности человека. Философия духа охватывает все проявления социального и духовного мира: индивидуальное и общественное сознание, всемирную историю и государство
Учение о субъективном духе изображает становление индивидуального знания, его телесных, душевных и интеллектуальных органов
В учении об объективном духе рассматривает социально-политическую жизнь, в рамках которой абсолютная идея проходит через ступени права, семьи, нравственности (в состав которой включает семью, гражданское общество, государство). Развитие общества он трактует как прогресс в сознании свободы, который необходимо познать в его внутренней необходимости
В учении об абсолютном духе рассматривает диалектику движения к истине общественных форм сознания: искусства, религии, философии
Искусство выражает абсолютную идею в форме созерцания, религия – в форме представления, и лишь в философии абсолютная идея обретает абсолютную форму – понятие.
Философия духа Гегеля
Слайд 48
История – сфера закономерности. Законы здесь реализуются посредством сознательной деятельности
людей. Тем не менее возможность периодизации истории по отдельным эпохам
показывает, что в истории властвует неличная закономерность
История является «развитием духа во времени», имеется в виду «мировой дух». История имеет свою цель – развитие свободы, свободы гражданина в гражданском обществе. «Свобода является сама в себе целью, которая реализуется и является единственной целью духа». Поскольку реализация свободы заключает в себе и то, что дух сам осознает себя свободным, история является также и «прогрессом в осознании свободы». Древние восточные народы знали, чтосвободным является лишь один-единственный человек, греки и римляне полагали, что – определенная группа людей, и лишь современные «германские» народы полностью осознали, что все люди свободны.
Философия истории Гегеля
Слайд 50Когда «дух эпохи» поймет сам себя, то форма исторически завершится.
Понимание значит преодоление до сих пор существующей формы духа и
тем самым исходной точки нового «духа эпохи». «Дух Эпохи» - «единая определенная сущность, единый определенный характер, который проникает через все стороны жизни». Развитие мирового духа может обойтись без практического участия людей. Человеческая активность – единственное адекватное средство, посредством которого история реализует свою внутреннюю наиболее желаемую цель. Исторический прогресс невозможнее без упорного труда и борьбы. Однако сам дух не может ни работать, ни воевать и поэтому позволяет действовать за себя человеку.
Объективацией свободы в истории является государство. Оно – «предмет, в котором свобода обретает и переживает свою объективность…». Тем самым образуется единство истории и государства. Народы, которые не образовали государства, не принадлежат истории.
Свобода реализуется постепенно, в следовании исторических эпох, каждую из которых представляет «народных дух», т.е. народ, который в данную эпоху стал по причине своего характера наиважнейшим в историческом смысле
Философия истории Гегеля
Слайд 52Три стадии развития истории по Гегелю
Слайд 53
Ниже всех – Древний Китай, Индия и Персия. Эти общества
не способны прийти к полному осознанию самих себя, своей свободы.
В Индии человек является безвольным органом государственной власти, там нет места для развития его индивидуальности
Греческий мир. Античный полис – единство индивида и общины. Здесь уже не существует слепой подчиненности индивида общности. Индивид внутренне отождествляется с нравственными обычаями и познает в них свою волю
Германский мир, охватывающий христианские народы Западной Европы. Доводит внутреннюю цель истории до полной действительности. Это происходит потому, что история западноевропейских народов опирается на принцип христианства, который провозглашает, что человек является в смысле бытия свободным, что все равны через свою свободу.
Философия истории Гегеля
Слайд 55
Общий вывод философии состоит в признании разумности мира. Однако разумен,
истинен не результат развития сам по себе, а само развитие,
включающее в себя и своей результат
Гегелевская философия проникнута глубоким противоречием. Метод, разработанный Гегелем, направлен на бесконечность познания. Поскольку же объективной основой его является абсолютный дух, а целью - самопознание этого абсолютного духа, постольку познание конечно, ограничено. То есть система познания, пройдя цикл познавательных ступеней, завершится последней ступенью - самопознанием, реализацией которого является сама философия Гегеля
Таким образом, противоречием между методом и системой Гегеля является противоречие между конечным и бесконечным. Данное противоречие у Гегеля отнюдь не диалектично, ибо не является источником дальнейшего развития. Нет диалектики материи - нет ее развития во времени. Так как это просто результат материализации идеи или ее отчуждения.
Выводы
Слайд 56
Философское развитие Фейербаха лучше всего описано им самим: «Бог был
моей первой мыслью, разум — второй, человек — третьей и последней». От
изучения теологии он перешёл к увлечению гегелевской философией, а от неё — к сенсуализму в теории познания и к антропологической точке зрения в религии.
По его мнению, религиозное творчество стремится устранить противоположность между желанием и достижением, которая всегда так мучительно ощущалась человеком. Боги — дети желания, продукты фантазии. Не Бог сотворил человека «по образу и подобию своему», а наоборот, человек сотворил богов.
Человек в области религиозного творчества в воображении удовлетворяет стремление к счастью. Он познает им же самим созданных богов, как сверхчеловеческие сущности; но это противоположение божеского и человеческого основано на иллюзии.
Тем не менее историческое значение религии было огромное, так как она воплощала в себе лучшие идеи и чувства человечества, объединяя в древнейший период все сферы знания, искусства и практической деятельности.
Людвиг Фейербах – выдающийся немецкий философ
Слайд 57
«Этими словами, господа, я заключаю свои лекции и желаю лишь,
чтобы мне удалась та задача, которую я себе поставил в
этих лекциях и которую я изложил еще в самом начале курса, а именно — превратить вас из друзей бога в друзей человека, из верующих — в мыслителей, из молельщиков — в работников, из кандидатов потустороннего мира — в исследователей этого мира, из христиан, которые, согласно их собственному признанию и сознанию, являются «наполовину животными, наполовину ангелами», — в людей, в цельных людей» («Сущность религии» или «Лекции о сущности религии»)
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki
Людвиг Фейербах
Слайд 58Природа - основа всего сущего, учил Фейербах. Особенность философии Фейербаха
состоит в том, что это антропологический материализм. Критикуя гегелевскую философию
за пренебрежение живым человеком, за игнорирование чувств как источника познания, Фейербах за исходный пункт своего учения принимает живого человека. В этом и состоит, по мысли Фейербаха, его антропологический подход к философии.
Людвиг Фейербах
Слайд 59Однако антропологизм Фейербаха имел и свою отрицательную сторону. Она состояла
в том, что человек понимался им преимущественно как физиологическое, биологическое,
а не как общественное существо. Между тем реальный человек не может рассматриваться вне общества, вне общественных отношений. Поэтому, как только Фейербах подходит к вопросам общественной жизни, обнаруживается идеализм в его понимании общества. В понимании же природы он был последовательным материалистом.
Фейербах, признавая познаваемость мира, резко критиковал агностицизм. Исходным в процессе познания он считал ощущение, дающее человеку, по его мнению, все необходимые сведения об окружающем мире. Сильной стороной материализма Фейербаха было то, что он решительно подчеркивал связи идеализма с религией, обнаружил их гносеологические корни, выступал с резкой критикой религии. Однако Фейербах отверг учение о диалектике.
Антропологический материализм Фейербаха
Слайд 60Во многом продолжены идеи немецкой классической философии, но более радикальная:
философия должна не только объяснять мир, а изменять его
Экономическая система
– базис, а все остальное – идеи, теории, мораль, право – надстройка
Вся история общества определяется материальными, экономическими условиями
В зависимости от них выделяются общественно-экономические формации
Марксистская философия
Слайд 61Общественно-экономические формации
Слайд 62Смена формаций характеризуется обострением классовой борьбы
Слайд 63Идеал марксизма – коммунистическое общество
Слайд 65Достижения немецкой классической философии
Особое понимание роли философии и истории
человечества
Изучение познания как особой деятельности, подчиняющейся своим собственным законам
(Кант)
Разработка диалектики как учения о развитии и принципа историзма (Гегель)
Материалистическое понимание истории (Фейербах, Маркс, Энгельс)
Классическая немецкая философия подчеркивала роль философии в разработке проблем гуманизма и предприняла попытки осмыслить человеческую жизнедеятельность.
Слайд 66Западноевропейский иррационализм
Слайд 67Философия жизни
Артур Шопенгауэр – основатель философии жизни. Он считал, что
мир неразумен, неупорядочен, нелогичен. Основная работа «Мир как воля и
представление». Первооснову мира составляет мировая воля – безудержное стремление мира и человека к активности и изменению. Воля проявляет себя в живой (воля к жизни) и неживой природе. Человек является наиболее совершенной объективацией воли к жизни – он стремится к счастью, к благу, наслаждению. Воля – бесконечный поток, агрессивна, голое стремление. Философия Шопенгауэра связана с восточной философией – буддизмом.
1788-1860 гг.
Слайд 68Философия жизни
Фридрих Ницше
1844-1900 гг.
Основная идея - «переоценка всех ценностей». Основные
понятия - «воля к власти»,«сверхчеловек». Основные работы - «Так говорил
Заратустра», «По ту сторону добра и зла». Христианство делает человека рабом. Провозглашает – «Бог умер». Мораль западного мира – мораль слабых, неудачников – демократия. Сверхчеловек свободен от морали, лживых норм
Слайд 69Культура – лишь тонкая яблочная кожура над хаосом
Наш долг –
это право, которое другие имеют на нас
Убеждения более опасны для
истины, чем ложь
Человек средство, а не цель
Истина – это неопровержимые человеческие заблуждения
Падающего – толкни
Идешь к женщине – бери плетку
Человек – это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком
Фридрих Ницше – его мысли
Слайд 70Антихристианский бунт Ницше дорого ему обошелся: безумием и ранней смертью.
Однако
опыт жизни и творчества немецкого мыслителя вызвали широкий резонанс среди
элиты Европы.
А как вы оцениваете основные идеи Ницше? Аргументируйте свою позицию.
Слайд 71Ввел в философию понятие бессознательного – особой силы, противостоящей сознанию.
Эта сила неявная, неосознаваемая, скрывает в себе тайные человеческие желания,
страхи, агрессию. Либидо – сексуальная энергия, инстинкт, которые «загоняются» этическими нормами в сферу бессознательного, вызывая неврозы, эдипов комплекс и др. Эти импульсы должны быть или «выпущены на свободу», или сублимированы
Философия психоанализа (фрейдизм)
Зигмунд Фрейд
(1856-1939 гг.)
Слайд 73Аналитическая психология
Карл Густав Юнг
(1875-1961 гг.)
Создатель аналитической философии, понятий «архетипов», «коллективного
бессознательного» – психического пласта, из материалов которого строится «бессознательное» наций,
объединенных общим прошлым – глубинная взаимосвязь между индивидом и обществом
Слайд 74Карл Юнг – основные идеи
Архетип – единица коллективного бессознательного («схема
инстинктивного поведения»)
Архетипы наследуются человеком – они надличностны, надындивидуальны, проявляются в
народном эпосе, мифах, религии, традициях народов. Проявляются в снах, непроизвольно.
Слайд 75Сознательное и бессознательное не являются противоположными реальностями – они дополняют
друг друга в психике человека
Ему принадлежит заслуга в разработке понятия
«комплекс» (явления, скрывающиеся в подсознании)
Карл Юнг – основные идеи
Слайд 76Символические воплощения архетипов
Персона – маска позволяющая скрывать свою истинную природу
Тень
– Мефистофель в нас
Анима, или Анимус – мужское и женское
начало
«Мудрый старик» или «Старуха» – дух, скрытый за хаосом жизни
Мать – высшее женское существо – ощущение смены поколений
Самость – образ Бога в человеке, цель, к которой надо стремиться, но она недостижима
Слайд 77Процесс индивидуации Юнга
Современный человек утратил духовные ориентиры, лишился внутренних символов,
находится в поиске «души»
Аналитическая психология должна помочь человеку обрести душевное
равновесие, установить духовные символы, смысл и цели собственной жизни
Слайд 78Гуманистический психоанализ
Эрих Фромм (1900-1980 гг.)
Считал главной задачей учить людей, как
надо жить в условиях современного «больного» общества, потому что оно
обрекает жить людей по принципу обладания, а не по принципу бытия
Слайд 79Экзистенциализм
Истоки - в учении датского мыслителя XIXв. Сёрена Кьеркегора (1813-1855
гг.)
Выдвигает на первый план абсолютную уникальность человеческого бытия
«Быть вне толпы»
Слайд 80Классики экзистенциализма
Основная проблема экзистенциализма – проблема личного выбора в состоянии
духовного кризиса
Хайдеггер Мартин
Сартр Жан Поль
Камю Альбер
Карл Ясперс
Слайд 81Основные идеи экзистенциализма
Подлинно существовать значит не пытаться соответствовать ожиданиям других,
а жить своей жизнью «здесь и сейчас»
Человек обречен на одиночество
и свободу: в этом мире он может опереться лишь на себя
Свобода – тяжкое бремя, подразумевает личную ответственность за каждый поступок
Человек творит себя и свою жизнь – он есть то, как он поступает
В пограничной ситуации многое становится бессмысленным. Человеку раскрывается его сущность, определяемая не нормами, а своей конечностью, страхом, тревогой, безысходностью
Человек может отказаться от свободы, стать «как все», но только ценой отречения от себя как от уникальной личности
Слайд 82Феноменология
Эдмунд Гуссерль (1859-1938 гг.) – немецкий философ
Основная идея феноменологии –
обращение к самим вещам, очищенным от словесных нагромождений
Для этого надо
осуществить феноменологическую редукцию (как бы вынести за скобки все ненужные характеристики изучаемого предмета)
Слайд 83Феноменология
Если феноменологическую редукцию применить ко всему содержанию сознания эмпирического человека,
то мы окажемся в сфере трансцендентального «Я» с универсальными логическими
структурами и ценностями
Именно эти структуры сознания и должна исследовать феноменология
Слайд 84Позитивизм (сциентизм)
Наука, очищенная от ложных и бессмысленных утверждений – высшая
и определяющая ценность
Представители первого позитивизма Огюст Конт, Герберт Спенсер полагали,
что наука должна ограничиваться строгим отражением фактов
Философия должна отказаться от умозрения, а должна обобщать строгие научные данные
Огюст Конт
Герберт
Спенсер
Слайд 85Второй позитивизм
Эмпириокритицизм – представители Эрнст Мах, Ричард Авенариус основывались на
принципах «чисто описательной науки»
Позитивное знание – описательное, понятия причинности, времени,
пространства и пр. должны быть удалены из исследования
Мир – комплекс ощущений, а материальное и идеальное – разные стороны этого комплекса
Эрнст Мах
Слайд 86Неопозитивизм -логический позитивизм, аналитическая философия – третий позитивизм
Предмет -
анализ языка науки
Заложили основы неопозитивизма (работа «Логико-философский трактат»)
Мышление выражается в
языке - они имеют единую логическую форму
Все, что может быть осмыслено, - это и есть мир
Бертран
Рассел
Людвиг
Витгенштейн
(1889-1951 гг.)
Слайд 87Неопозитивизм
Но существует опыт, который не может быть высказан, например, мистический
опыт
Существуют еще суждения (эстетические, религиозные и др.), которые не выражают
информации о мире
По сути, эти суждения невыразимы – поэтому бессмысленны
Результат философии не «философские предложения», а достигнутая «ясность предложений»
Философия призвана определить границы мыслимого и тем самым немыслимого
Слайд 88Языковые игры
Витгенштейн Л. в «Философских исследованиях» критикует теории языка
Понятие языковых
игр означает то, что «говорить на языке – компонент деятельности
или форма жизни»
Наука – одна из языковых игр
Языковых игр множество, их объединяют правила употребления слов, соглашения их употребления
Языковые игры имеют конвенциональный характер – результат соглашения, договора, конвенции
Слайд 89Назовите ярких представителей немецкой классической философии.
Определите, в чем суть новаций
Канта?
Выясните основное содержание понятия «категорический императив» Канта.
Дайте краткую характеристику диалектике
Гегеля.
Выясните содержание законов диалектики Гегеля. Приведите примеры проявления законов диалектики.
Назовите три основные ступени исторического развития по Гегелю.
Представьте свое понимание Абсолютной идеи Гегеля.
Назовите основные идеи марксизма.
Выделите характерные особенности немецкой классической философии и ее значение для общемировой философии.
Вопросы для самопроверки
Слайд 90Вспомните основные направления иррационализма
Определите, что объединяет все эти направления?
Выделите их
основные предметы исследования
В качестве вспомогательного материала для ответа воспользуйтесь тезисной
таблицей учебно-практического пособия по дисциплине
Вопросы для самопроверки
Слайд 91
Благодарю за работу на занятии!