Слайд 1«Нейропсихологическая диагностика, коррекция и реабилитация»
«Детская нейропсихология: проблемы и их решения»
Институт
психотерапии
и медицинской психологии
им. Б.Д. Карвасарского
Слайд 2Нейропсихология (кратко) изучает мозговые механизмы психических процессов и предусматривает учет
двух слоев явлений:
– материальный, слой, воплощенный на макро и микроуровне
в структурной организации мозга с его физиологическим функционированием;
- идеальный слой – это собственно психические процессы во всем их многообразии.
Слайд 4 Когда речь идет о психодиагностике, то приходится
принимать в расчет, что все закономерности и принципы, существующие в
общей и клинической психологии в полной мере распространяются и на диагностику нейропсихологическую.
Слайд 5 С общетеоретической точки зрения в современной науке
мозг рассматривается как динамическая (меняющаяся во времени) саморегулирующаяся (обратные связи
замыкаются на себя же) и многоуровневая организация, конечная цель которой своим вектором имеет активное и пассивное приспособление к внешней среде.
Слайд 7Понятия функционального, клинического и топического диагноза.
Экспериментальные методы.
Нейропсихологические факторы.
Проблема соотношения качественных
и количественных показателей в нейропсихологической диагностике.
Комплектация блока методик
Слайд 10 Очевидно, что просто констатация наличия какого-то отклонения
и даже весьма квалифицированная его оценка с позиции вовлеченности мозговых
структур сами по себе имеют только «академический» интерес. В реальной практике работы клинического нейропсихолога это лишь своеобразный трамплин, позволяющий обоснованно перейти к этапу, представляющему ценность для самого пациента, а именно – возвращению его к исходному благополучному или относительно благополучному состоянию.
Восстановительная нейропсихология предусматривает два фронта работ. С одной стороны, это многочисленные приемы восстановительного обучения, а с другой стороны – это апелляция к личности пациента и деятельность по восстановлению его социального статуса.
Слайд 11 Обычно в реабилитационных программах используются два основных
стратегических подхода, которые, конечно, могут и сочетаться. Это, во-первых, буквальное
восстановление пострадавшего психофизиологического механизма, реализующего себя в психической функции (это оптимальный вариант возврата к уровню исходного благополучия). Но если в силу разных причин такая тактика оказывается невозможной, то вместо нее целесообразным становится компенсация утраченной функции через другие альтернативные мозговые системы или окольными путями.
Слайд 14 Другой важной особенностью влияния патогенных факторов на
мозг ребенка является то, что если в результате какого-то повреждения
нервной ткани у взрослого человека преимущественно в силу своей сформированности страдает лишь одна функция или их ограниченное количество при относительной сохранности других, то сопоставимое по масштабам повреждение незрелого мозга ребенка будет сопровождаться целой цепью последствий в форме недоразвития многих остальных, позднее формирующихся, надстраивающихся видов психической деятельности. Это то, что в клинической психологии часто обозначается как первичные, вторичные, третичные и другие последующей симптомы, обычно «прорастающие» в сферу высших психических функций.
Слайд 15 Достаточно внятная нейропсихологическая диагностика в детском возрасте
возможна примерно с 5 лет, то есть после прохождения критического
периода в развитии речи, когда можно оценивать состояние развития вербального фактора и когнитивных предпосылок, которые являются производными от него. В редких случаях допускается и диагностика «продвинутых» четырехлетних, но в большинстве случаев профессиональное знакомство с ребенком из младшей группы ограничивается внимательным наблюдением за состоянием моторики, игровой деятельности, эмоциональным состоянием, динамикой протекания психических процессов, степенью развития речи и коммуникативных навыков.
Слайд 16 Если для качественного анализа состояния морфо-функциональных систем
в принципе могут оказаться приемлемые те по сути клинические способы
оценивания, которые разрабатывались еще пятьдесят лет назад, то возможность прямого переноса количественных «норм» может быть поставлена под сомнение, во-первых, потому что как правило, отсутствуют достаточные по объему и охвату спектра детей одной возрастной категории группы испытуемых (база для вариационной статистики), а во-вторых, заметно меняется детский менталитет, обусловливаемый иным образом жизни, содержанием и технологиями получаемого образования, тотальной компьютеризацией и другими факторами.
Слайд 20Контактная информация
Оформить заявку на обучение и задать любые интересующие Вас
вопросы можно, позвонив нам по номеру +7 812 467-47-90 или
написав по адресу client@ipmp-spb.ru
Санкт-Петербургский Институт психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии от «13» мая 2014 года № 0988, выданной комитетом по образованию Правительства г. Санкт-Петербурга.
Все Программы разработаны и утверждены на основании требований к образовательным программам дополнительного профессионального образования в соответствии с Федеральным законом РФ № 273-ФЗ от 29.12.2013 г. «Об образовании в Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966 «О лицензировании образовательной деятельности»; Приказом Министерства образования и науки РФ от 01.06.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».