Слайд 1Игрушки из пустырных трав
Изготовление изделий
из природного материала
"Солнечный конь"
Слайд 5Жадно, весело он дышит
Свежим воздухом полей,
Сизый пар кипит
и пышет
Из пылающих ноздрей,
Полон сил, удал на воле,
Громким голосом заржал,
Встрепенулся конь - и в поле
Быстроногий поскакал!
Солнечный конь
Слайд 6Работа с природным материалом.
Изготовление "Солнечного коня" из лыка
Исторические сведения
Как сделать
коня из лыка
Детское творчество
Картины художников
Игры
Песни
Слайд 7Конь - одно из наиболее мифологизированных священных животных, атрибут высших
языческих богов и христианских святых. Он всегда был связан с
культом поклонения Солнцу, дающему тепло и свет всему живому. Многие божества связаны с конями. По поверьям древних славян, главным солнечным божеством был Даждь – бог. Предполагается, что его имя образовано от слов «дать» и «Бог».
Особыми заступниками лошадей в России повсеместно считаются Свв. Фрол и Лавр.
31 августа (18 августа) церковь чествовала этих святых. В этот день проходили «конские праздники». На лошадях не работали, кормили их досыта, а также совершали с ними различные обрядовые действия: подводили их к церкви и кропили святой водой, купали, украшали лентами хвост и гриву, устраивали конские выставки и скачки и т.д…
Слайд 8Символ Коня
Осень для наших предков всегда была особым временем года.
Ее встречали с песнями, танцами, устраивали праздник «осенины». В этот
день крестьяне благодарили землю-матушку, отца-солнышко, дождь-кормилец и -поилец за хороший урожай. Без коня не родит земля, а без хлеба -нет жизни крестьянину. В традиционной земледельческой России коня почитали за основного кормильца: "Лошадь — человеку крылья«.
Наши предки, считали, что конь - это символ спокойствия, дружелюбия (не зря, увидев конька на крыше, прохожие считали, что в этот дом можно войти, там тебя радушно встретят и примут); конь - это символ достатка и благополучия, счастья; конь - это гордый, могучий, по-своему вырезанный, отражал характер самих хозяев, их мастерство.
Слайд 9Символ коня
Назначение многих древних символов затерялось во времени, забылось, отошло
в прошлое. Но символ коня на протяжении всей истории человечества
остается одним из самых значимых символов.
Фигуру коня можно увидеть в разных видах народного творчества: роспись, резьба, лепка, вышивка. Детские люльки и ковши, свистульки и узорные пряники, и даже конёк, венчающий крышу деревянного дома, – всё это знаки Солнца, под защитой которого находилась крестьянская семья. Рыжие и белые кони считались у наших предков посланниками света, тепла и всяческого блага. Часто встречаются двуликие кони и даже четырёхкратное изображение коней, символизирующее четыре стороны света.
Слайд 10Игрушки
Конь, как пишет Ф. Абрамов в рассказе "О чем плачут
лошади", "всегда был игрушкой крестьянского сына. Деревянный конь смотрел на
ребенка с крыши родного крестьянского дома, про коня-богатыря, про сивку-бурку пела и рассказывала бабушка, конем украшал он, подросши, прялку для своей суженой, молился... и конской подковой - знаком долгожданного счастья - встречало тебя почти каждое крыльцо. Все - от коня: вся жизнь крестьянская, с рождения до смерти:"
Очень доступным и распространенным материалом издавна была береста, солома, лыко из которых мастерили различные игрушки: кукол, птичек, коньков и др.
Слайд 11Что такое лыко?
Липовое лыко – это один из первых видов
растительного волокна, применение которых освоено человеком на заре цивилизации.
Назначение: банные
мочалки, верёвки, половые тряпки, кисти для побелки печей, помазки для смоления лодок, мочалочки для мытья посуды и кухонные тряпки.
Лыко – это внутренний (лубяной) слой коры молодых лиственных деревьев (до 10 лет). Лыко с липы легко сходит с весны до конца июля. Ближние к древесине слои липового лыка самые светлые, тонкие и мягкие; лежащие же сразу под корой – коричневатые и грубые. Отсюда и различное использование в хозяйстве этих различающихся по своим свойствам слоёв лыка.
Слайд 12Как сделать коня из лыка
Лыко – это природный материал, красивого,
светло - коричневого цвета. Из него можно сделать игрушку «Солнечного
коня». Мы живем в городских условиях и лыко достать можно в хозяйственных магазинах. Это кисть, которая называется «Кисть мочальная», доступная по цене.
Технику безопасности и санитарные требования
Сделать конька не сложно. Для этого необходимо знать:
Материалы, инструменты, приспособления
Технологию изготовления
Слайд 13Техника безопасности и правила санитарии
1. Перед началом работы нужно надеть
рабочую одежду (фартук и нарукавники).
2. Соблюдать осторожность с ножницами.
3. Класть на стол
ножницы, сомкнутыми концами (лезвиями) от себя.
5. Ножницы передавать за сомкнутые лезвия.
6. По окончании работы необходимо:
убрать оставшиеся материалы в специальное место;
протереть мокрой тряпкой рабочее место;
хорошо вымыть руки;
снять рабочую одежду.
Слайд 14Инструменты и материалы
Ножницы, нитки хлопчатобумажные белые (штопальные), нитки шерстяные красные
или нитки «Ирис», или лыковые веревки, кисть мочальная. Одной кисти
хватает для изготовления конька.
Слайд 15Технология изготовления
1. Подготовить небольшой пучок лыка на всю длину кисти
для изготовления головы, части туловища, передних ног.
2. Пучок согнуть
пополам и перевязать белой нитью, отступив от края 1 см.
Слайд 163. Стебли лыка заломить в противоположную сторону. Плотно стянуть от
перевязки.
4. От сгиба отступить 1 см и туго перевязать
красной нитью. Затем отступить еще 2-3 см. и перевязать красной нитью.
«Без коня не родит земля, а без хлеба - нет жизни крестьянину»
Слайд 175. Сформировать голову конька и перевязать шею белой нитью.
6. Определить
место соединения второй части туловища и перевязать белой нитью.
«От
хозяйского глаза и конь добреет»
Слайд 187. Разделить нижнюю часть пучка на две части (передние ноги)
и перевязать красной нитью, отступив от края 2 – 3
см.
8. Взять вторую часть лыка из кисти, согнуть пополам и соединить с первой частью туловища. Пучок плотно стянуть и перевязать красной нитью.
«Не гладь коня рукою — гладь мешком с овсом»
Слайд 199. Определить соединение туловища и задних ног. Пучок перевязать белой
нитью.
10. Третью часть лыка из кисти согнуть пополам и уложить
на белую нить.
«Лошадь холь, корми как сына, а берегись как ворога (как вора)»
Слайд 2011. Пучок плотно стянуть и перевязать красной нитью.
12. Нижнюю часть
пучка разделить на две части, определить длину задних ног и
перевязать красной нитью.
«Лошадь молодую покупай, а за старую денег не теряй»
Слайд 2113. После перевязки задних ног конька, лишняя часть лыка может
быть использована для гривы или для изготовления кукол.
14. Остатки лыка
от задних ног разделить на три части для гривы конька.
«Погоняй коня не кнутом, а овсом»
Слайд 2215. Подготовленные части лыка для гривы туго завязать на голове
и на шее красными нитками.
16. Ножницами подровнять ноги, гриву и
хвост.
«Лошадь что жернов: все мало корму»
Слайд 2317. Солнечный конь готов
18. Конька можно украсить уздечкой и седлом.
«Казак
сам не ест, а лошадь кормит»
Слайд 24На козу берем полтора пучка из это кучки и плотно
крепко перевязываем льняной ниткой посередине.
Оставляем с одной стороны пенек чуть
больше сантиметра и отрезаем.
Дальше, пожалуй, самая сложная операция. По крайней мере, в плане объяснения :). Берем за оставшийся пенек-кончик, поворачиваем мохнатым хвостом вверх и "выворачиваем" наш пучок так, чтобы он обнял обрезанный кончик.
Аккуратно расправив соломку получим вот такой симпатичный круглый кончик мордочки... и крепко завяжем его нитью.
Коза из мочала
Слайд 25возьмем длинный и тонкий пучок из которого сделаем рога. Завяжем
тонкой обыкновенной ниткой один конец...
перевьем плотно нитью весь пучок.
В конце закрепим второй конец, обозначим середину сгибом и подровняем кончики ножницами.
Теперь сделаем ушки. Возьмем такой же тонкий длинный пучок и загнем один кончик к центру. Повторим тоже самое с другой стороны.
Центр плотно перевяжем нитью.
Слайд 26Берем основную заготовку. Отступив от края мордочки разделяем основной пучок
пополам и "вставляем" ушки.
Для прочности ушки козе можно вклеить, используя
"Момент".
Чуть подальше и повыше ушек аналогичным образом вставляем готовые рога. Руками формируем голову
Закрепляем "шею" льняной
нитью.
Слайд 27Теперь из оставшегося пучка (который мы отрезали) делаем ручки. Вставляем
пучок, разделив пополам основу заготовку и закрепляем ниже нитью. Для
прочности можно даже перевязать крест-накрест.
Кончики "лапок" симметрично перевязываем нитью и подравниваем ножницами.
Слайд 28Сложив ткань пополам вырезаем горловину. Продольный вырез поможет продеть рубаху
через голову. Если у вас есть какие-то свои идеи декорирования
— вырез можно разместить и впереди.
Нижний край рубахи подобрать и прихватить ниткой или приклеить. Для сарафана берем продолговатый отрезок, высотой с "юбочку" козы.
С внешнего края юбочки пришьем тесьму. А с обратной (маленькая хитрость) приглаживаем полосу одностороннего клеевого флизелина. Это придаст сарафану жесткость и позволит козе при любых жизненных обстоятельствах стойко держаться на ногах.
Юбочку сострочим и соберем верхний край наметочным швом на талии. Кромки ткани и швы рубахи закрываем, приклеив декоративную тесьму.
Лямки сарафана сделали из тонкой шелковой лентой. Фартучек подошьем и закрепим на сарафане тесемочкой.
Слайд 30Изображение коня в картинах
русских художников
Девушка с лошадью. Ткачев А.П. 1956
Слайд 32Казачьи проводы. Гавриляченко С.А. 1997
Казак в бурке Нечитайло В.К. 1975
Слайд 33Поленов В.Д 1874
Прогулка. Виноградов С.А. 1928