Разделы презентаций


Николай Гаврилович Чернышевский ЭСТЕТИЧЕСКАЯ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА Природа

Эстетические отношения всеобъемлющи– восприятие, чувство, вкус, память, гармония Духовные отношения – сплав чувства и интеллектаВопрос: каким должен быть мир, чтобы жизнь человека была хорошей и вполне удовлетворяла его и близких ему

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Николай Гаврилович Чернышевский
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
Природа эстетического
Эстетика – философская наука

о прекрасном в действительности и в искусстве; об особенностях познания

и преобразования мира по законам красоты, об общих закономерностях искусства, художественного творчества и эстетического воспитания человека.
Эстетика как философская дисциплина изучает мир эстетических явлений – прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое – и художественную деятельность человека.

Два круга проблем

Природа и своеобразие эстетических ценностей,
их роль в жизни человека и общества, особенности эстетического восприятия,
принципы и цели эстетического воспитания людей

Законы бытия и развития искусства,
отношение искусства к действительности,
многообразие форм художественной деятельности

Николай Гаврилович ЧернышевскийЭСТЕТИЧЕСКАЯ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРАПрирода эстетическогоЭстетика – философская наука о прекрасном в действительности и в искусстве;

Слайд 2Эстетические отношения всеобъемлющи– восприятие, чувство, вкус, память, гармония
Духовные отношения

– сплав чувства и интеллекта
Вопрос: каким должен быть мир, чтобы

жизнь человека была хорошей и вполне удовлетворяла его и близких ему людей?

Идеал - должное

В соответствии с ним человек преобразует себя и окружающую действительность – процесс переживания и познания.
Идеальное(мыслимое) – не только воображаемый объект, но и определенная мера соотношения должного, желаемого человеком с тем, что есть в действительности.
Идеал – формирование конкретно-чувственного представления на основе целей, устремлений человечества к постоянному совершенству.
В основе эстетического развития человечества лежит стремление к гармонии, к совершенству.
Эстетические категории возникли в процессе естественно-исторического развития человека в окружающей его действительности.
Эстетический идеал – целостный конкретно-чувственный образ. Он подвижен. В нем соединены представления людей о совершенной, свободной, счастливой жизни и соответствующей ей жизнедеятельности человека и общества. В этом значении понятие идеал совпадает с понятием прекрасное.

Эстетические отношения всеобъемлющи– восприятие, чувство, вкус, память, гармония Духовные отношения – сплав чувства и интеллектаВопрос: каким должен

Слайд 3ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ -
прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, комическое

и трагическое.
ПРЕКРАСНОЕ - в ней отражаются и оцениваются с позиций

эстетического идеала предметы и явления действительности, результаты человеческой деятельности, вызывающие у человека эстетическое наслаждение.
Чем больше человек в данных социально-исторических условиях реализует свои творческие дарования, чем больше он господствует над предметным чувственным миром, тем больше он наслаждается трудом как игрой физических и интеллектуальных сил. Тем более насыщенной в эстетическом отношении является его жизнь.
Понятие о красоте - деятельное. Это помогает нам понять, когда и почему представление о прекрасном теряет связь с действительностью, когда оно противостоит ей (романтизм), когда оно перестает быть прекрасным (натурализм), когда связано с жизнью (реализм), когда превращается в свою противоположность - безобразное- (модернизм).
Прекрасное в эстетике – это еще и мастерское изображение объекта.
НО совершенно может быть выражено и воплощено безобразное, низменное, жестокое (Гоголь, Салтыков-Щедрин, Достоевский).

Прекрасное, вопло-

щенное в художественных образах, рассматривается как наиболее полное изображение жизненного явления и как предметное выражение творческих способностей людей. Является ли это идеалом в общечеловеческом смысле?

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ - прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, комическое и трагическое.ПРЕКРАСНОЕ - в ней отражаются и

Слайд 4БЕЗОБРАЗНОЕ – особое единство, противоречащее и противостоящее идеалу. Реалистическое искусство

стремилось всегда разоблачить безобразное.
Большое количество безобразного – человек начинает испытывать

наслаждение от созерцания безобразного или от совершения жестоких поступков – изуверы, фашисты, варвары. Так безобразное выводится в идеал.
Безобразное – все, что вызывает в человеке отрицательные эстетические эмоции, поднимающие его на борьбу со злом. В художественном мире это является предметом сатиры , изображенного посредством гротеска и сарказма.
БЕЗОБРАЗНОЕ – особое единство, противоречащее и противостоящее идеалу. Реалистическое искусство стремилось всегда разоблачить безобразное.Большое количество безобразного –

Слайд 5НИЗМЕННОЕ – отражает животно-бездуховное начало в человеческой жизни. Идеал здесь

не возвеличивается, а полностью отсутствует.
Низменное в жизни и в людях

характеризует отсутствие меры. Оно соотносимо лишь с сущностью и действиями человека. Это уродство, патология и встречается только в живой природе. Низменное в жизни людей – нравственное, духовное уродство. В определенных социальных условиях оно может быть крайне активным ( приобретательство, доведенное до абсурда, превратившее в животное чувство человеческую страсть) – расизм, апартеид, геноцид, грабежи, мародерство.
Низменное может стать потребностью, пафосом жизни человека или предметом изображения в искусстве (натурализм, порноискусство).

ВОЗВЫШЕННОЕ – эстетическая категория, отражающая значительные природные или социальные явления или самоотверженные героические действия и подвиги отдельных личностей, вызывающие восторг. Эти отношения возникают, когда человек, силы которого кажутся ничтожными по сравнению с внешними силами, тем не менее оказывается способным справиться с ними.
Возвышенными являются такие поступки, которые продиктованы реальной жизнью, а не божественным. То, что многим кажется сверхчеловеческим, оказывается подвластно людям с сильной волей.
Возвышенное – это одно из проявлений прекрасного, но сильнее, так как на первый план выходит реальное и подчиняет себе идеальное.

НИЗМЕННОЕ – отражает животно-бездуховное начало в человеческой жизни. Идеал здесь не возвеличивается, а полностью отсутствует.Низменное в жизни

Слайд 6КОМИЧЕСКОЕ – показывает несоответствие здравому смыслу явлений человеческой жизни, а

также поступки и характеры людей, которые претендуют на совершенство и

гармонию.
Смех становится серьезным средством преодоления усталости, страха, робости.
Характерная особенность комического – борьба с помощью смеха, юмора с тем, что утратило жизненность, но стремится продлить свое существование и потому выдает себя за новое. Это противоречие является для искусства самым привлекательным.
Смех в искусстве всегда критичен.

ТРАГИЧЕСКОЕ – одна из основных эстетических категорий, в которой отражается сущность беспощадной борьбы всего передового, устремленного к совершенству с отсталым, низменным, безобразным, в итоге которой герой гибнет, но его гибель приводит к торжеству передового идеала, за который он отдал жизнь.
КАТАРСИС – очищение в результате глубоких эмоциональных переживаний. Он снимает напряжение, делает души благородными, добрыми.
Нравственно-эстетическое воздействие трагического испытывает каждый человек.
Только добрые дела, возвышенные поступки оставляют в памяти людей глубокий след.(Прометей, Гамлет, Ромео и Джульетта).
Но в жизни возвышенное зачастую переплетено с низменным. В делах и поступках героев нередко сталкиваются высокие порывы и ничтожные результаты, негодные средства реализации. Заблуждения благородного человека являются следствием его наивности. Тогда и в жизни, и в искусстве образуется сплав трагикомического.

КОМИЧЕСКОЕ – показывает несоответствие здравому смыслу явлений человеческой жизни, а также поступки и характеры людей, которые претендуют

Слайд 7ПРЕКРАСНОЕ - БЕЗОБРАЗНОЕ
Отражение самого глубокого противоречия жизни – единства и

борьбы противоположностей. Все, что есть в жизни, может оцениваться как

прекрасное или безобразное.

В мире нет неэстетических явлений.
Однако есть антиэстетические.

В совокупности эти категории дают возможность выразить всю полноту и богатство эстетического отношения человека к миру.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ – это высшая форма эстетического отношения человека к действительности, воплощение в искусстве того, что уже оценено как прекрасное или безобразное, возвышенное или низменное, комическое или трагическое.
Это категория, отражающая результаты эстетического познания, целью которого является создание произведений, способных вызвать у людей ответные чувственные эстетические реакции, перерастающие в духовное удовольствие и наслаждение.

ПРЕКРАСНОЕ - БЕЗОБРАЗНОЕОтражение самого глубокого противоречия жизни – единства и борьбы противоположностей. Все, что есть в жизни,

Слайд 8Вопросы:
Что представляют эстетические отношения искусства к действительности?
Каковы причины эстетических переживаний

и эмоциональных состояний, которые возникают в процессе взаимодействия человека с

миром?
Почему человек должен занимать положительную или отрицательную эмоционально-эстетическую позицию?
Какое отношение к миру вырабатывает каждый человек?
Вопросы:Что представляют эстетические отношения искусства к действительности?Каковы причины эстетических переживаний и эмоциональных состояний, которые возникают в процессе

Слайд 9«ЧТО ДЕЛАТЬ?» структура христианского морального кодекса
Три типа сознания:

«оглашенные» – услышавшие божественное

слово, но еще не впитавшие его в себя.

«верные» – искренне

верующие в Христа и пребывающие в нем физически так же, как он пребывал в них.

Христос – истина, воплощенный эстетический и этический идеал.

Три типа героев:

«пошлые люди» – те, кто прекрасно знает о приближающейся революции, но не может или не хочет руководствоваться этим знанием при совершении поступков.

«новые люди» – те, кто пытается жить в соответствии с нравственными аксиомами, которые они считают истинными.

«особенный человек» – создатель морального кодекса.

«ЧТО ДЕЛАТЬ?» структура христианского морального кодексаТри типа сознания:«оглашенные» – услышавшие божественное слово, но еще не впитавшие его

Слайд 10ТЕОРИЯ РАЗУМНОГО ЭГОИЗМА – МОРАЛЬ «НОВЫХ ЛЮДЕЙ».
Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна,

Рахметов – новые герои.
Необычны были их мысли, поступки, желания,

отношения между собой и к жизни, к окружающим.

Они внутренне цельны, они люди не только убеждения, но и дела, не только теории, но и практики – материалистической теории и революционной практики.

Главная черта типа – хладнокровная практичность, ровная и расчетливая деятельность, деятельная рассудительность.

Только в слиянии общественных интересов с личными мыслимо подлинное счастье отдельного человека.

Мое благо – благо всех.
Мое счастье – счастье большинства.
Моя выгода – выгода общая.

Стремление сделать всех людей труда свободными, счастливыми и радостными.

Ненависть к миру праздной роскоши, к миру эксплуатации, деспотизма и невежества.

ВОПРОСЫ РОМАНА:

Что делать, чтобы избавить народ от страданий?
Каким будет общество, во имя которого надо делать революцию?
Кто будет делать революцию?
Что из светлого будущего можно перенести в настоящее?

ТЕОРИЯ РАЗУМНОГО ЭГОИЗМА – МОРАЛЬ «НОВЫХ ЛЮДЕЙ».Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна, Рахметов – новые герои. Необычны были их

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика