Слайд 1Никола́й Никола́евич Ге
«Я художник... Этот дар дан не для пустяков,
для удовольствия, для потехи»(Николай Ге).
(1831г. - 1894г)
Слайд 2Исторический живописец, портретист, пейзажист. Родился в Воронеже в дворянской семье.
Учился на математическом факультете Киевского, затем Петербургского университета. В 1850
году, не окончив университетского курса, поступил в Академию художеств, где наибольший его интерес вызвало наследие К.П.Брюллова.
Его влияние очень заметно в ранних работах Ге, в частности в конкурсной программе на Большую золотую медаль ,где Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила –(Саул у Аэндорской волшебницы), 1856, ГРМ). Драматический сюжет (тень пророка Самуила предсказывает Саулу смерть в предстоящем походе).В картине представлена чёткая динамика жестов и мимика героев,а так же преобладает особенное звучание пурпурного цвета.
Слайд 31850-е годы.
В 1850-е годы развивалась и другая тенденция творчества художника, проявившаяся
в портретах. В них преобладал реалистически сдержанный, сосредоточенный подход к
модели, отсутствие внешних, отвлекающих моментов в трактовке образов ("Портрет отца", 1854, КМРИ; "Портрет Я.П.Меркулова", 1855, ГРМ, и др.).
Слайд 4Пребывание в Европе
Получив высшую награду Академии, Ге с женой посетил
Германию, Швейцарию, Францию и обосновался в Италии (1857). Здесь он
работал над сюжетами из истории Древнего Рима ("Смерть Виргинии", эскизы, 1857-1858 гг., - ГТГ, ГРМ, КМРИ; ,,Любовь весталки", эскизы - ГТГ, КМРИ, и «Разрушение Иерусалимского храма» ).
В Париже на молодого художника сильное впечатление произвели два художественных события — Салон 1857 и посмертная выставка произведений Поля Делароша. В Риме он познакомился с А. Ивановым, чью творчество оказало «очень глубокое воздействие на Ге»., заметное уже в эскизе «Возвращение с погребения Христа» (1859).
Слайд 5«Смерть Виргинии», эскизы, 1857-1858 гг., - ГТГ, ГРМ, КМРИ
Эскиз «Смерть
Виргинии» весьма подражательная вещь и «своим драматизмом, выразительной пластикой жестов,
композиционным приемом... Ге остался недоволен этими эскизами. На некоторое время художник оставляет работы на исторические темы и пишет с натуры — совершает поездку в Неаполь, где пишет множество этюдов. В1860 году он покидает Рим и переселяется во Флоренцию, где пытается писать эскиз «Смерть Ламбертации» (1860), но вскоре бросает эту работу.
Слайд 7Творческий успех и общественное признание
Затем, не без влияния А.А.Иванова, обратился
к евангельским легендам для выражения своих представлений о добре и
зле, о нравственных проблемах человечества. В ряду этих произведений находится ,,Тайная вечеря" (1863, ГРМ, уменьшенное повторение 1866 -ГТГ). Противопоставление Христа и Иуды, трагедия человека, предвидящего предательство ученика, но готового к самопожертвованию, составляют основу драматического конфликта. Он осмыслен художником не в каноническом, религиозном, а в нравственно-психологическом плане. Картина имела в России огромный успех. Передовая критика уделила ей первостепенное внимание, отмечала и глубокую интерпретацию традиционного сюжета, понимавшуюся современниками в связи с социальными проблемами своей эпохи.
Слайд 8Флорентийский период
Ге возвращается во Флоренцию, где пишет много эскизов на
евангельские сюжеты («Христос и Мария, сестра Лазаря» и др.), начинает
новую большую картину «Вестники Воскресения» 1867.
Художник пишет также много других портретов и деятельно работает с натуры. В 1867 году Ге оканчивает свою картину «Вестники Воскресения» и высылает её на выставку Академии Художеств, но его картину там не принимают. Друзья художника выставляют её в художественном клубе, но картина никакого успеха у публики не имеет. Та же участь постигает и новое его произведение, «Христос в Гефсиманском саду».
Слайд 9В Италии созданы также портреты И.Доманже (1868, ГТГ), М.А.Бакунина (ГТГ),
"Портрет неизвестной в синей блузе" (1868, ГТГ) и др.
В это
пребывание во Флоренции Ге знакомится и сближается с Герценом. С разрешения Александра Герцена, художник пишет его портрет. Решение «писать Герцена» было чрезвычайно рискованным; Александр Герцен был «государственным преступником» и политическим эмигрантом — непримиримым противником крепостничества и русского самодержавия. По мнению критиков портрет Герцена (1867) — лучший в творческом наследии Николая Ге.
Слайд 10По возвращении в Россию (1869) художник был в числе организаторов
Товарищества передвижных художественных выставок. Он сблизился с передовыми деятелями культуры,
многих из них портретировал (портреты: И. С. Тургенева, 1871, Картинная галерея Армении; М.Е.Салтыкова-Щедрина, 1872, ГРМ; Н.А.Некрасова, 1872, там же, повторение - Эрмитаж, и др
Возвращение в Россию. Петербургский период
Слайд 11На первой передвижной выставке (1871) обратила на себя внимание картина
Ге "Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе", тогда
же приобретенная П.М.Третьяковым (неоднократно повторялась художником). Содержание картины, простота ее художественного решения составили новое слово в развитии реалистической исторической картины.
Слайд 12В «петербургский период» творчества Ге также написал картины на исторические
темы: «Екатерина II у гроба Елизаветы» (1874) и «Александр Сергеевич
Пушкин в селе Михайловском» (1875), которые однако уступают по мастерству исполнения «Допросу Петра I».
Ге пробует свои силы в различных жанрах портретном, историческом, религиозном... Творческая неудовлетворенность и материальные невзгоды заставляют Николая Ге покинуть столицу Российской империи.
Николай Ге в это время исполняет также скульптурный портрет русского критика В.Г. Белинского.
Слайд 13 В 1870-е годы Ге испытал
творческий кризис и около трех лет почти не брался за
кисть (1876-1879). В это время он поселился на хуторе в Черниговской губернии, там прошла большая часть его последующей жизни. В его душе совершился серьёзный переворот: он на время отказался от искусства и занялся вопросами религии и морали. В своих записках Николай Ге пишет, что надо жить сельским трудом, что искусство не может служить средством к жизни, что им нельзя торговать.
Жизнь на Украине
Крайняя нужда, однако, заставила художника ради получения средств к существованию и выплаты накопившихся долгов писать много «заказных» портретов местных богачей, за которые Ге брался крайне неохотно.
Свидетельством духовного кризиса, по-видимому, можно считать картину «Милосердие» (1880), где Николай Ге нарушил все тогдашние каноны в изображении Иисуса Христа; его герой изображен в виде оборванного нищего. Работа подверглась уничтожающей критике и не была принята «в обществе». В порыве душевного волнения художник уничтожил это полотно.
Слайд 14Дружба со Львом Толстым. Последний период творчества
С 1882 года Ге
сблизился с Л.Н.Толстым и стал последователем его религиозно-нравственного учения. Морально-философские
и психологические проблемы, выраженные в образах и сюжетах Евангелия, заняли ведущее место в творчестве Ге 1880-1890-х годов. К наиболее глубоким по содержанию и новаторским по форме принадлежат картины "Христос и Никодим" (около 1889, ГТГ), "Что есть истина?" ("Христос и Пилат", 1890, ГТГ; повторение в Одесском художественном музее), "Голгофа" (1893, не окончена, ГТГ). В последнее десятилетие жизни художник не оставлял работы и над портретом, в частности неоднократно обращался к образу Л.Н.Толстого(1884г).
Слайд 16Затем последовал новый ряд картин на религиозные сюжеты — «Выход с
Тайной вечери» (1889), «Иуда» (Совесть) (1891), «Суд Синедриона. „Повинен смерти“» (1892) и,
наконец, «Распятие» в нескольких вариантах.
Слайд 17«Суд Синедриона. „Повинен смерти“» (1892)
Слайд 19В то же время он пишет портреты Лихачёвой (1892), «ПОРТРЕТ
ОЛЬГИ КОСТЫЧЕВОЙ» (1891), «ПОРТРЕТ МАРИИ ЛЬВОВНЫ ТОЛСТОЙ» (1891) и других;
делает рисунки к повести Л. Н. Толстого «Чем люди живы» и лепит бюст писателя.
Ге был доволен тем впечатлением, которое произвели эти его картины; — в них он «нашёл» себя, выработав как независимый взгляд на окружающую действительность, так и собственную виртуозную по-выразительности и внутренней экспрессии манеру живописного письма.
Слайд 22За год до своей кончины художник пишет «Автопортрет» (1893, Холст,
масло. Киевский национальный музей русского искусства).
С холста предстает облик немолодого
человека, который не утратил пристального взгляда на жизнь и творчество. «Автопортрет» признано считается одной из лучших работ художника.
Николай Николаевич Ге скончался на своём хуторе Ивановский 1 (13 июня) 1894 года.
Одной из главных заслуг Николая Ге, по мнению критиков, заключается в том, что он первым среди русских художников уловил новое реалистическое направление в библейских сюжетах.
"Искусство поднимает душу от земли к небу." (Ге Н.Н.)
Слайд 23"Виноградник в Вико" 1858 год
Другие произведения художника
Слайд 25"Мать при похоронах своего ребенка. Из окрестностей Неаполя. Эскиз" 1858
год
Слайд 26"Мраморная пильня в Карраре" 1868 год
Слайд 27"Портрет А. В. Олсуфьева" 1881 год
Слайд 28"Портрет жены художника А.П. Ге" 1858 год
Слайд 29"Портрет Иосифа Доманже" 1868 год
Слайд 30"Портрет итальянки в народном костюме. Этюд к картине Смерть Виргинии"
1858 год
Слайд 31Н.Н.Ге — яркая художественная личность, проповедник духовной красоты. Он внес
огромный вклад в развитие реалистической живописи, портретного и пейзажного жанров.
Его произведения дышат горячей искренностью и благородной убежденностью. Портреты, принадлежащие кисти Ге отличаются простотой, правдивостью, строгостью цветовых и композиционных решений, стремлением передать богатство и сложность духовной жизни человека, на них “лежит отражение благородной души их автора”.