Слайд 1Николай Васильевич Гоголь-писатель - сатирик
Комедия «Ревизор»
Слайд 2«Верные – неверные» утверждения
Н.В.Гоголь – писатель второй половины XIX века.
НЕТ
В юности он блестяще сыграл роль Простаковой в спектакле «Недоросль».
ДА
Сюжет комедии «Ревизор» Гоголю подсказал А.С.Пушкин. ДА
Премьера пьесы состоялась в Москве. НЕТ
Место действия в комедии – столичный город. НЕТ
Время действия – вторая половина XIII в. НЕТ
Слайд 3«Верные – неверные» утверждения
Н.В.Гоголь–cоздатель произведений «Вий», «Вечера на хуторе
близ Диканьки» Да
Н В. Гоголь был очень набожным и религиозным
человеком. ДА
Гоголь умел рисовать, вязать и вышивать. ДА
За несколько дней до смерти он сжигает второй том «Мертвых душ» ДА
Главные герои повести «Тарас Бульба» - Осип и Андрей. НЕТ
Годы жизни писателя: 1809 – 1841 НЕТ
Слайд 4Историческая тема в творчестве Н.В.Гоголя
Слайд 5Драматургия
В 30-е годы XIX века Гоголь серьёзно задумывается о русской
комедии.
Он продолжил развитие творческих достижений своих предшественников:
Д.И.Фонвизина («Недоросль»)
А.С.Грибоедова
(«Горе от ума»)
Известно, что в одну из встреч в
октябре 1835 года Пушкин передал
Гоголю сюжет «Ревизора».
Над текстом комедии писатель работал 17 лет.
Слайд 6Особенности драматического произведения
Драматическое произведение предназначено для постановки на сцене.
Пьеса делится
на части, действия, акты. Внутри действия могут быть сцены, картины,
явления.
В основе драматического произведения лежит конфликт.
В пьесе в диалогической и монологической формах воссоздается речь героев, воспроизводятся их поступки, поведение в целом.
Каждый период речи героев называется репликой.
В пьесах есть ремарки (авторские пояснения), помогающие представить героев и понять их поступки.
Слайд 7
Анализ драматического произведения:
Жанр
Композиция (Э.- З.к. - Р.д. – Кульм.
-Р.)
Действующие лица (поступки , речь, характеристика)
Конфликт
Проблематика
Смысл заглавия
Драма
Трагедия
Композиция
Кульминация
Конфликт
Ремарка
Реплика
Диалог
Монолог
Слайд 8
Теория литературы
КОМЕДИЯ - драматическое произведение с веселым, смешным сюжетом,
средствами сатиры и юмора высмеивающее пороки общества и человека.
КОМЕДИЯ -
разновидность драматического произведения, в основе которой - осмеяние общественного и человеческого несовершенства.
РЕМА́РКА (от фр. remarque — отметка, примечание) — авторское примечание в тексте пьесы (для читателя, режиссера, актера), разъяснение, содержащее краткую или подробную характеристику драматург. действия, бытовых деталей, внешнего вида персонажей, особенностей их поведения, речи и т. п.
Слайд 9
Средства создания образа
в драматическом произведении:
Декорации (интерьер);
Ремарки;
Речь персонажа;
Самохарактеристика;
Взаимные характеристики
героев;
Поступки персонажей;
Художественная деталь;
Говорящие имена;
Слайд 10
История создания комедии «Ревизор»
В октябре 1835 года, обращаясь к А.
С. Пушкину, Гоголь просил: «Сделайте же милость, дайте какой-нибудь, смешной
или несмешной, но русский чисто анекдот… Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из пяти актов, и клянусь, будет смешнее черта!»
Автор избрал для борьбы со всем дурным, что было в царской России, высокий, благородный смех, потому что был глубоко убежден, что «смеха боится даже тот, кто ничего не боится».
Слайд 11Первое представление «Ревизора» состоялось 19 апреля в 1836 году на
сцене Александринского театра в Петербурге.
«В «Ревизоре», -вспоминал Гоголь впоследствии,- я
решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем».
Император Николай Павлович не только сам присутствовал на премьере, но велел и министрам смотреть "Ревизора". Во время представления он хлопал и много смеялся, а выходя из ложи, сказал: "Ну, пьеска! Всем досталось, а мне - более всех!".
Слайд 12
«Все против меня… - жаловался Гоголь в письме к
знаменитому актеру Щепкину. – Полицейские против меня, купцы против меня,
литераторы против меня»
После постановки «Ревизора» на сцене Гоголь полон мрачных мыслей. Его не во всем удовлетворила игра актеров. Его удручает всеобщее непонимание.
Комедия «Ревизор» - это широкая картина чиновничье-бюрократического правления крепостнической России 30-х годов.
Гоголь сумел нарисовать так каждый образ, что он не терял своего индивидуального своеобразия, в то же время представляя собой типическое явление жизни того периода.
Комедия, писанная с умом и талантом, с истинною комическою веселостью, имела полный успех на сцене: общее внимание зрителей, рукоплескания, задушевный и единогласный хохот, вызов автора после двух первых представлений, жадность публики к последовавшим представлениям.
Слайд 13Познакомимся с героями
НА ЗЕРКАЛО НЕЧА ПЕНЯТЬ,
КОЛИ РОЖА КРИВА.
(Народная
пословица)
Слайд 14Домашнее задание
Прочитать 1-2 действия,
Найти материал о чиновниках города N (должность,
состояние дел, «грешки»)
Слайд 15Комедия «Ревизор»
Чиновники города N.
…отсюда хоть три года скачи, ни
до какого государства не доедешь .
Слайд 16Сюжет и композиция
Что такое экспозиция? Какая часть является экспозицией к
«Ревизоре»?
Когда происходит завязка конфликта?
Какие события происходят в 1-2 действии комедии?
Почему нет указания на название города?
Каким предстаёт перед нами уездный город N?
Слайд 19 Городское правление, ведомства
суд
больницы
училища
почта
полиция
администрация
Слайд 20Социальный конфликт
Почему чиновников так напугала весть о ревизоре? В чём
они видят спасение?
«Нет человека, который бы за собою не имел
каких-нибудь грехов» (Городничий)
«О, ох, хо, хо-х! грешен, во многом грешен … О боже мой , боже мой! (Вместо шляпы хочет надеть бумажный футляр)
Распоряжения городничего!
Слайд 21Сатирическое обличение чиновничества в комедии
Какие «грешки» смог бы обнаружить ревизор
за каждым из чиновников? Какими чертами характера наделил автор чиновников?
Что у них общего?
Заполните таблицу (работа в группе)
Выберите из текста комедии наиболее яркие, «говорящие» реплики героев, свидетельствующие о реальном положении дел в провинциальном городе.
Слайд 23Домашнее задание
Прочитать III - IV действия;
Составьте и запишите свой сюжетно-композиционный
план (по 3-4 действию);
Подготовьте характеристику одного из персонажей комедии.
Слайд 24Сатирическое обличение чиновничества в комедии
Слайд 25Кто из персонажей комедии…
Брал взятки борзыми щенками
(судья Ляпкин-Тяпкин)
Затрудняется общаться с
больными, т.к. не знает русского языка
(лекарь Христиан Иванович)
Из любопытства читает
чужие письма
(Почтмейстер)
для порядка, всем ставит фонари под глазами — и правому и виноватому.
(полицейский Держиморда)
Ведь вы слышали, что Чептович с Варховинским затеяли тяжбу, и теперь мне роскошь: травлю зайцев на землях и у того и у другого.
(судья Ляпкин-Тяпкин)
Слайд 26Кто и о ком говорит:
Врет, врет — и нигде не
оборвется! А ведь какой невзрачный, низенький, кажется, ногтем бы придавил
его.
(Городничий о Хлестакове)
…а как добрался до Александра Македонского, то я не могу вам сказать, что с ним сделалось. Я думал, что пожар, ей-Богу! Сбежал с кафедры и что силы есть хвать стулом об пол.
(Городничий об учителе истории)
И нарочно посмотрите на детей: ни одно из них не похоже на Добчинского, но все, даже девочка маленькая, как вылитый судья.
(А.Ф.Земляника Хлестакову о Ляпкине-Тяпкине)
Только бы мне узнать, что он такое и в какой мере нужно его опасаться.
(Городничий о Хлестакове)
Слайд 27Глава города
Антон Антонович
Сквозник-Дмухановский
Городничий - представитель местной администрации в 19
в., осуществлял функции полиции в городе, наблюдал за состоянием гор.
учреждений.
«Уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведёт себя солидно; довольно серьёзен, несколько даже резонёр…Его каждое слово значительно…Переход от страха к радости, от подлости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души.»
Имеет жену и дочь.
Характеристика персонажа
Слайд 28Анна Андреевна – жена городничего.
«Провинциальная кокетка, ещё не совсем пожилых
лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах
в своей кладовой и девичьей. Очень любопытна и при случае выказывает тщеславие.»
Марья Антоновна - дочь городничего.
Характеристика персонажа
Слайд 29Образование
Лука Лукич Хлопов
Должность – смотритель училищ
Чин –
титулярный советник
Класс - IX
«Оно, конечно, Александр Македонский герой, но
зачем же стулья ломать?»
Характеристика персонажа
Слайд 30Суд
Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин
Должность – судья
Чин – коллежский
асессор
Класс - VIII
«Человек, прочитавший пять или шесть книг, и
потому несколько вольнодумен… Каждому своему слову даёт вес.»
Характеристика персонажа
Слайд 31Здравоохранение, соц.обеспечение
Атремий Филиппович Земляника
Должность – попечитель богоугодных заведений
Чин
– надворный советник
Класс - VII
«... Проныра и плут. Очень
услужлив и суетлив.»
«С тех пор как я принял начальство, — может быть, вам покажется даже невероятным, — все как мухи выздоравливают. Больной не успеет войти в лазарет, как уже здоров; и не столько медикаментами, сколько честностью и порядком.
Характеристика персонажа
Слайд 32Почта, телеграф
Иван Кузьмич Шпекин
почтмейстер (начальник почтовой конторы)
Чин –
надворный советник
Класс - VII
«Простодушный до наивности человек.»
Характеристика персонажа
Слайд 33Полиция, органы правопорядка
Степан Ильич Уховёртов
частный пристав
Свистунов
Пуговицын
Держиморда
полицейские
Характеристика персонажа
Слайд 34Городские помещики
Пётр Иванович Бобчинский
Пётр Иванович Добчинский
«Оба низенькие, коротенькие, очень любопытные…
оба говорят скороговоркою чрезвычайно много помогают жестами и руками.»
Характеристика персонажей
Слайд 35Итоговый вопрос:
Какие общественные пороки обличает Гоголь в деятельности городничего и
чиновников уездного города?
Слайд 36Пороки (нравы) уездного города
(по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»)
Взяточничество
Беззаконие и произвол
властей
Самоуправство «хозяев» города
Казнокрадство
Унижение человеческого достоинства
Цинизм поступков, пошлость
Грабёж населения
Попойки, картёжные игры,
сплетни
Лень
Крайне низкая образованность
Мошенничество
Безнаказанность
Слайд 37Домашнее задание
Прочитать V действие;
Допишите свой сюжетно-композиционный план (по 1-5 действию);
Подготовьте рассказ-характеристику «Образ Хлестакова»
Слайд 38Комедия «Ревизор»
Образ Хлестакова
Хлестаковщина как нравственное явление
«Хлестаков – самый трудный
образ в пьесе»
Слайд 39Прокомментируйте цитату
Нет, я не знаю, а мне, право, нравится
такая жизнь.
Ого! за тысячу перевалило... Ну-ка, теперь, капитан, ну-ка, попадись-ка
ты мне теперь! Посмотрим, кто кого!
Я не шутя вам говорю... Я могу от любви свихнуть с ума.
Я люблю поесть. Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия.
Слайд 40Подумай и ответь
Что рассказывает Осип о Хлестакове?
Как происходит превращение Хлестакова
в значительное лицо?
Как характеризуют Хлестакова его поступки и речь?
Каково мнение
Хлестакова обо всех чиновниках (письмо!)?
Какую роль в понимании образа Хлестакова играет «сцена вранья» (действ. 3, явл.VI)?
Слайд 41
«сцена вранья»
(действие 3, явление VI)
Слайд 42В чём загадка характера Хлестакова?
Чиновники прекрасно видят, что он глуп,
но высота чина затмевает любые человеческие качества.
Литературоведы спорят: Г.Гуковский показал,
что в «сцене вранья» Хлестаков говорит то, чего от него ждут, а В.Ермилов – что испуг Хлестакова заставил его сыграть роль «ревизора».
К какому мнению вы бы присоединились? Что думаете вы?
Слайд 43Характеристика героя:
Место, занимаемое героем в произведении
Общественное и семейное положение
героя
Портрет, особенности костюма, манеры
Поступки, особенности поведения, чувства
Жизненные цели, интересы, привычки
Взаимоотношения
с другими персонажами
Речь как средство характеристики героя
Значение литературного героя (типизация)
Слайд 44ХЛЕСТАКОВ – это…
Хлестаков – это центральный герой комедии. Это
молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький, всеми презираемый. Его
не уважает даже собственный слуга. Хлестаков – чиновник, имеет маленький чин, «елистратишка». Он ветреный, «без царя в голове», недоволен своей жизнью, но глупость не позволяет ему попытаться изменить жизнь. Жизненная цель Хлестакова – развлечения. Любит приврать. Игрок в карты.
Слайд 45Типизация образа
Образ Хлестакова — гениальное художественное обобщение Гоголя. Значение этого
образа состоит в том, что он представляет собой нерасторжимое единство
«значительности» и ничтожества, грандиозных претензий и внутренней пустоты.
Хлестаков – типический представитель эпохи, это концентрация черт многих в одном человеке. Вот почему жизнь эпохи отразилась в «Ревизоре» с огромной силой, а образы гоголевской комедии стали теми художественными типами, которые позволяют яснее понять социальные явления того времени.
Слайд 46Что такое «хлестаковщина»?
Всякий хоть на минуту... делался или делается хлестаковым, но,
натурально, в этом не хочет только признаться. И ловкий гвардейский
офицер окажется иногда хлестаковым, и государственный муж окажется иногда хлестаковым, и наш брат, грешный литератор... Словом, редко кто им не будет хоть раз в жизни...
(Н.В.Гоголь. Отрывок из письма после первого представления "Ревизора«)
Слайд 47Что такое «хлестаковщина»?
ХЛЕСТАКОВЩИНА — ХЛЕСТАКОВЩИНА, (разг.) -Беззастенчивое, безудержное хвастовство [по имени
Хлестакова, героя комедии Гоголя «Ревизор»].
(Толковый словарь Ожегова)
Наглое, лживо легкомысленное хвастовство, похвальба, бахвальство, фанфаронство, самохвальство, хвастанье.
Слайд 48
Финал комедии
Гоголь считал, что в комедии честное, благородное лицо был
СМЕХ. О каком смехе – развлекательном или грозном – он
говорил?
Можно ли считать финал комедии смешным? Почему?
Какие пути возможны были бы для Хлестакова, задержись он в городе?
Какой смысл заключён в «немой сцене»? Почему она так важна?
Слайд 49Выводы
Как вы поняли смысл эпиграфа, предпосланного комедии?
О чём, по-вашему, комедия
«Ревизор» ?
Над какими проблемами заставляет задуматься автор?
Чем интересна творческая манера
Гоголя – сатирика?
Напишите синквейн к слову «Хлестаков»
Слайд 50Домашнее задание
Знать содержание комедии; подготовиться к контрольной работе по комедии
Н.В.Гоголя;
Прочитать «О новизне «Ревизора»», ответить на вопросы в учебнике (стр.352-358);
Слайд 51Презентацию подготовила Шемякина Анна Васильевна, учитель высшей категории
МКОУ «ТСОШ №
5»