Слайд 1Николай Васильевич Гоголь
«Выбранные места из переписки с друзьями»
1847 г.
Слайд 2Оглавление:
I. Завещание
II. Женщина в свете
IV. О том, что такое
слово
VI. О помощи бедным
VIII. Несколько слов о нашей Церкви и
духовенстве
X. О лиризме наших поэтов
XI. Споры
XII. Христианин идет вперед
XIV. О театре, об одностороннем взгляде на театр и вообще об односторонности
XV. Предметы для лирического поэта в нынешнее время
XVI. Советы
XVII. Просвещение
XIX. Нужно любить Россию
XX. Нужно проездиться по России
XXI. Что такое губернаторша
XXII. Русской помещик
XXV. Сельский суд и расправа
XXVI. Страхи и ужасы России
XXVIII. Занимающему важное место
XXIX. Чей удел на земле выше
XXX. Напутствие
XXXI. В чем же наконец существо русской поэзии и в чем ее особенность
XXXII. Светлое Воскресенье
Слайд 3«Не было такой клетки русской жизни, которой бы он не
коснулся. Все — от управления государством до управления отношениями между
мужем и женой — стало объектом его пересмотра, его неравнодушного интереса, его неприкрытого вмешательства»
(И. Золотусский).
Слайд 4Гоголь: «На меня рассердились все до единого в России… восточные,
западные… все огорчились».
Из письма С. Шевырёва Гоголю: «Ты избалован был
всею Россиею: поднося тебе славу, она питала в тебе самолюбие. В книге твоей оно выразилось колоссально, иногда чудовищно. Самолюбие никогда не бывает так чудовищно, как в соединении с верою. В вере оно уродство».
Франк так же отказывает Гоголю в высоком даре учительства: «…у Гоголя не было призвания пастыря и проповедника; в этом чувствуется что-то искусственное».
Слайд 5П.А. Плетнев: « Вчера совершено великое дело: книга твоих писем
пущена в свет…она, по моему убеждению, есть начало собственно русской
литературы. Все, до сих пор бывшее, мне представляется как ученический опыт на темы, выбранные из хрестоматии. Ты первый со дна черпнул мысли и бесстрашно вынес их на свет…Будь непреклонен и последователен. Что бы ни говорили другие, - иди своей дорогой»
С. Тургенев обозначил книгу как «противную смесь гордыни и подыскивания, ханжества и тщеславия, пророческого и прихлебательного тона, подобного чему мы не знаем по всей литературе»
Слайд 6Гоголь: «Для меня упрек Белинского был тяжелее всех упреков».
Белинский: «Статья
о гнусной книге Гоголя могла бы выйти замечательно хорошею, если
б я в ней мог, зажмурив глаза, отдаться моему негодованию и бешенству».
Слайд 7Гоголь: «Для меня упрек Белинского был тяжелее всех упреков».
Архимандрит Игнатий
Брянчанинов: «Она (книга) издаёт из себя и свет и тьму»
Белинский:
«Статья о гнусной книге Гоголя могла бы выйти замечательно хорошею, если б я в ней мог, зажмурив глаза, отдаться моему негодованию и бешенству».
Слайд 8В.А. Воропаев отмечает: « Если брать нравоучительную сторону раннего творчества
Гоголя, то в нём есть одна характерная черта: он хочет
возвести людей к Богу путём исправления их недостатков и общественных пороков – то есть путём внешним. Вторая половина жизни и творчества Гоголя ознаменована направленностью его к искоренению недостатков в себе самом – и таким образом, он идёт путём внутренним»
Слайд 9«Для Виссариона (духовного комиссара19 века!), - пишет Воропаев, - Христос
не более чем идеолог социального учения, а не Спаситель. Он
видит в Нём только земной смысл. И выходит, по сути-то, что если для Н. Гоголя Христос – Истина, то для В. Белинского – ложь»
Слайд 10Внешняя жизнь по Гоголю – это жизнь вне Бога, а
внутренняя – в Боге.
Отныне он считает:
чтобы творить красоту, нужно самому
быть прекрасным;
художник должен быть цельной и нравственной личностью;
его жизнь должна быть так же совершенна, как и его искусство.
Служение красоте есть нравственное дело и религиозный подвиг.
Чтобы исполнить долг перед человечеством, возложенный на него, писатель должен просветить и очистить свою душу, то есть писатель должен быть праведником.
Двойным смыслом начинают звучать слова «подвиг» и «поприще»: аскетический путь и творчество – единая лестница, ведущая к Богу.
Неподготовленному к внутреннему перерождению человеку необходима «незримая ступень к христианству» и таковою может стать искусство.