Слайд 2ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ ЗДОРОВЫХ ДЕТЕЙ
Слайд 3Профилактика
Первичная - предупреждение заболеваний путём устранения или нейтрализации причинных
и предрасполагающих факторов
Вторичная - активное выявление заболеваний и предупреждение
возможных осложнений
Третичная - динамическое наблюдение за пациентами с хроническими заболеваниями
Слайд 4Диспансеризация
метод активного динамического наблюдения за состоянием здоровья детей
система научно-обоснованных,
социально-экономических, санитарно-оздоровительных, лечебно-профилактических мероприятий
Слайд 5
Основные задачи диспансеризации
сохранение, укрепление и восстановление здоровья;
оздоровление окружающей ребёнка
среды, условий его быта и учёбы;
улучшение физического и нервно-психического развития
детей различных возрастных групп;
обеспечение психосоциальной адаптации и гармоничного развития;
выявление стёртых форм патологии, ранних стадий заболеваний для своевременного лечения, предупреждения тяжёлых форм и осложнений;
лечение и реабилитация больных детей для предупреждения прогрессирования заболеваний и наступления инвалидности или смерти и др
Слайд 6Мероприятия диспансеризации
Профилактические медицинские осмотры и активное раннее выявление заболеваний
и факторов риска заболеваний
Диспансерный учёт и систематическое наблюдение за состоянием
здоровья детей всех возрастных групп
Организация и проведение комплекса плановых профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий
Пропаганда медико-гигиенических знаний и навыков здорового образа жизни, активная борьба с вредными для здоровья привычками
Систематический анализ качества и эффективности диспансеризации
Слайд 7Схема профилактического осмотра
Профилактический осмотр детям всех возрастных групп (0—18) проводят
в три этапа
I этап — доврачебный
II этап — осмотр
педиатром
III этап — осмотр специалистами
Слайд 8Ребёнок первого года жизни (плановый)
I этап— проводят на основании
базовой скрининг-программы медицинской сестрой:
□ сбор данных анамнеза;
□ антропометрия (рост, вес,
окружность головы, груди).
□ лабораторное обследование: анализы крови, мочи, кала.
II этап — осмотр педиатром.
III этап — невролог, стоматолог, ортопед, офтальмолог, другие — по показаниям.
□ Заключительный диагноз (в том числе основной, сопутствующие заболевания).
□ Оценка физического развития.
□ Оценка нервно-психического развития.
□ Группа здоровья.
□ Рекомендации по дальнейшему наблюдению и лечению ребёнка
Слайд 9Возраст 1 год (плановый)
I этап –
□ анкетный тест;
□ антропометрия (рост,
вес, окружность головы, груди);
□ лабораторное обследование: анализы крови, мочи, кала.
II этап
III этап — ортопед, хирург, невролог, офтальмолог, стоматолог, другие — по показаниям
□ Заключительный диагноз (в том числе основной, сопутствующие заболевания).
□ Оценка физического развития.
□ Оценка нервно-психического развития.
□ Группа здоровья.
□ Рекомендации по дальнейшему наблюдению и лечению ребёнка
Слайд 10Возраст 3 года (плановый
I этап
□ сбор данных анамнеза;
□
антропометрия (рост, вес, окружность головы, груди)
□ лабораторное обследование: анализы крови,
мочи, кала
II этап
III этап — ортопед, хирург, невролог, офтальмолог, стоматолог, другие — по показаниям
□ Заключительный диагноз (в том числе основной, сопутствующие заболевания).
□ Оценка физического развития.
□ Оценка нервно-психического развития.
□ Группа здоровья.
□ Рекомендации по дальнейшему наблюдению и лечению ребёнка.
Слайд 11Возраст 6 лет (плановый)
I этап —проводится медицинской сестрой образовательного
учреждения или по месту жительства, на основании базовой скрининг-программы.
□ сбор
данных анамнеза;
□ антропометрия (рост, вес, окружность головы, груди).
■ Оценка состояния:
□ осанки;
□ стопы;
□ остроты зрения;
□ тест Малиновского (возрастная рефракция);
□ остроты слуха;
□ динамометрии.
■ Лабораторное обследование:
□ определение в моче глюкозы;
□ анализы кала, мочи, крови.
II этап — осмотр педиатром.
III этап — ортопед, хирург, невролог, офтальмолог, дерматолог, логопед, стоматолог, педагог, психолог, другие — по показаниям
□ Заключительный диагноз (в том числе основной, сопутствующие заболевания).
□ Оценка физического развития.
□ Оценка физической подготовленности.
□ Оценка нервно-психического развития.
□ Группа здоровья
□ Рекомендации по дальнейшему наблюдению и лечению ребёнка
Слайд 12Возраст 7 лет (плановый)
I этап —проводится медицинской сестрой образовательного учреждения
или по месту жительства на основании базовой скрининг-программы:
□ сбор данных
анамнеза;
□ антропометрия (рост, вес, окружность головы, груди),
■ Оценка состояния:
□ осанки;
□ стопы (плантограмма);
□ остроты зрения;
□ остроты слуха;
□ динамометрии;
□ измерение АД.
■ Лабораторное обследование:
□ определение в моче глюкозы;
□ анализы кала, мочи, крови,
II этап — осмотр педиатром.
III этап — хирург, ортопед, офтальмолог, отоларинголог, дерматолог, невролог, логопед, стоматолог, педагог, психолог, другие специалисты — по показаниям
□ Заключительный диагноз (в том числе основной, сопутствующие заболевания).
□ Оценка физического развития.
□ Оценка физической подготовленности.
□ Оценка нервно-психического развития.
□ Группа здоровья.
□ Медицинская группа для занятий физической культурой.
□ Рекомендации по дальнейшему наблюдению и лечению ребёнка.
Слайд 13Возраст 2, 4, 5, 8, 9 лет (внеплановые)
I этап —проводится
медицинской сестрой, на основании базовой скрининг-программы:
□ сбор данных анамнеза;
□ антропометрия
(рост, вес, окружность головы, груди).
■ Оценка состояния:
□ осанки;
□ стопы (плантограмма);
□ остроты зрения;
□ остроты слуха;
□ динамометрии;
□ измерение АД.
■ Лабораторное обследование:
□ определение в моче глюкозы;
□ анализы кала, мочи, крови.
II этап — осмотр педиатром.
III этап — осмотр специалистами — по показаниям
Слайд 14Возраст 10 лет (плановый)
I этап — доврачебный — проводится медицинской
сестрой образовательного учреждения или по месту жительства, на основании базовой
скрининг-программы:
□ сбор данных анамнеза;
□ антропометрия (рост, вес, окружность головы, груди).
■ Оценка состояния:
□ осанки;
□ стопы (плантограмма);
□ остроты зрения;
□ остроты слуха;
□ динамометрии;
□ измерение АД, ЭКГ.
■ Лабораторное обследование:
□ определение в моче глюкозы;
□ анализы кала, мочи, крови.
II этап — осмотр педиатром.
III этап —эндокринолог, хирург, ортопед, офтальмолог, отоларинголог, невролог, гинеколог, стоматолог, педагог, психолог, другие специалисты — по показаниям
□ Заключительный диагноз (в том числе основной, сопутствующие заболевания).
□ Оценка физического развития.
□ Оценка физической подготовленности.
□ Оценка нервно-психического развития.
□ Группа здоровья.
□ Медицинская группа для занятий физической культурой.
□ Рекомендации по дальнейшему наблюдению и лечению ребёнка
Слайд 15Возраст 11 лет (внеплановый)
I этап— проводится медицинской сестрой образовательного
учреждения или по месту жительства, на основании базовой скрининг-программы:
□ сбор
данных анамнеза;
□ антропометрия (рост, вес, окружность головы, груди).
■ Оценка состояния:
□ осанки;
□ стопы (плантограмма);
□ остроты зрения;
□ остроты слуха;
□ динамометрии;
□ измерение АД, ЭКГ.
■ Лабораторное обследование:
□ определение в моче глюкозы;
□ анализы кала, мочи, крови.
II этап — осмотр педиатром.
III этап — эндокринолог, хирург, ортопед, офтальмолог, отоларинголог, невролог, гинеколог, уролог, стоматолог, педагог, психолог, другие специалисты — по показаниям
□ Заключительный диагноз (в том числе основной, сопутствующие заболевания).
□ Оценка физического развития.
□ Оценка физической подготовленности.
□ Оценка нервно-психического здоровья.
□ Группа здоровья.
□ Медицинская группа для занятий физической культурой.
□ Рекомендации по дальнейшему наблюдению и лечению ребёнка
Слайд 16Возраст 12 лет (плановый)
I этап— проводится медицинской сестрой образовательного
учреждения или по месту жительства, на основании базовой скрининг-программы:
□ сбор
данных анамнеза;
□ антропометрия (рост, вес, окружность головы, груди),
■ Оценка состояния:
□ осанки;
□ стопы (плантограмма);
□ остроты зрения;
□ остроты слуха;
□ динамометрии;
□ измерение АД, ЭКГ.
■ Лабораторное обследование:
□ определение в моче глюкозы;
□ анализы кала, мочи, крови,
II этап — осмотр педиатром.
III этап — эндокринолог, хирург, ортопед, офтальмолог, отоларинголог, невролог, гинеколог, стоматолог, педагог, психолог, другие специалисты — по показаниям
□ Заключительный диагноз (в том числе основной, сопутствующие заболевания).
□ Оценка физического развития.
□ Оценка физической подготовленности.
□ Оценка нервно-психического здоровья.
□ Группа здоровья.
□ Медицинская группа для занятий физической культурой.
□ Рекомендации по дальнейшему наблюдению и лечению ребёнка.
Слайд 17Возраст 13 (внеплановый)
1 этап —проводится медицинской сестрой образовательного учреждения
или по месту жительства, на основании базовой скрининг-программы:
□ сбор данных
анамнеза;
□ антропометрия (рост, вес, окружность головы, груди).
■ Оценка состояния.
□ осанки;
□ стопы (плантограмма);
□ остроты зрения;
□ остроты слуха;
□ динамометрии;
□ измерение АД, ЭКГ.
■ Лабораторное обследование:
□ определение в моче глюкозы;
□ анализы кала, мочи, крови.
II этап — осмотр педиатром.
III этап — эндокринолог, хирург, ортопед, офтальмолог, отоларинголог, невролог, гинеколог, стоматолог, педагог, психолог, другие специалисты — по показаниям
□ Заключительный диагноз (в том числе основной, сопутствующие заболевания).
□ Оценка физического развития.
□ Оценка физической подготовленности.
□ Оценка нервно-психического здоровья.
□ Группа здоровья.
□ Медицинская группа для занятий физической культурой.
□ Рекомендации по дальнейшему наблюдению и лечению ребёнка
Слайд 18Возраст 14—17 лет (плановые)
■ I этап —проводится медицинской сестрой образовательного
учреждения или по месту жительства, на основании базовой скрининг-программы:
□ анкетный
тест;
□ антропометрия.
■ Оценка состояния: а осанки;
□ стопы (плантограмма);
□ остроты зрения;
□ остроты слуха;
□ динамометрии;
□ измерение АД;
□ флюорография с 15 лет 1 раз в 2 года,
■ Лабораторное обследование:
□ определение в моче глюкозы;
□ анализы кала, мочи, крови.
II этап — осмотр педиатром.
III этап — эндокринолог, хирург, ортопед, офтальмолог, отоларинголог, невролог, гинеколог, стоматолог, педагог, психолог, другие специалисты — по показаниям
□ Заключительный диагноз (в том числе основной, сопутствующие заболевания).
□ Оценка физического развития.
□ Оценка физической подготовленности,
□ Оценка нервно-психического здоровья.
□ Группа здоровья.
□ Медицинская группа для занятий физической культурой.
□ Рекомендации по дальнейшему наблюдению и лечению ребёнка
Слайд 19
Роль медицинской сестры в организации и проведении профилактических осмотров
Базовая скрининг-программа,
включающая:
■ сбор данных анамнеза;
■ анкетный тест;
■ антропометрия (масса тела, рост,
окружность головы, груди);
■ оценка осанки, стопы (в том числе методом плантографии), остроты зрения и остроты слуха;
■ динамометрия;
■ измерение АД.
Контроль выполнения лабораторного и инструментального обследования:
■ общий анализ крови;
■ общий анализ мочи;
■ анализ кала;
■ определение в моче глюкозы;
■ ЭКГ;
■ флюорография.
Слайд 20Роль медицинской сестры в проведении диспансеризации
Следит за сроками проведения
диспансеризации.
Вызывает детей, находящихся на диспансерном учёте, к врачу.
Оформляет документацию, относящуюся
к диспансеризации.
Выполняет врачебные назначения