Слайд 5Толе би – би Старшего Жуза. В своей работе «Сыны
Великого Турана» Асанбай Аскаров отмечал: « Толе би был одним
из выдающихся политических и государственных деятелей конца 17-начала 18 века…». Весьма значительный интерес у меня вызвала статья известного российского исследователя Николая Оглобина «Путешествие русских купцов в Ташкент», опубликованная в журнале «Русский архив», где автор приводит интересные сведения о жизни и деятельности Толе би.
Слайд 8Казыбек би- би Среднего Жуза. Вместе с биями других жузов
боролся за объединение казахов под единым ханским началом, т.е за
централизованное государство. Признавая его заслуги, после смерти был похоронен в городе Туркестан, в мавзолее Ходжа Ахмета Ясави.
Слайд 11Айтеке би - великий казахский бий, оратор. Родился в 1644 году.
Внес большой вклад в объединение казахского народа. Айтеке би из
племени Алчин, поколения Алимулы, рода Торткара, Младшего Жуза казахов, внук брата эмира бухарских ханов в Самарканде Жалантос Бахадура. Являлся бием Младшего Жуза. Айтеке би — один из главных авторов степного свода законов «Жеті Жарғы» («Семь уложений»), способствовавший замене кровной мести, принципа кровь за кровь принципом «справедливого наказания» и «откупа», дабы остановить цепь кровавой вендетты между казахскими родами. Помощник и советник Тауке-хана, сам батыр, вместе с Тауке участвовал в отражении джунгарского нападения на Сайрам. Ему принадлежит выражение о том, что бий должен быть на высоком нравственном уровне, дабы оставить в душах современников и потомков яркий след своими разумными решениями.
Слайд 16Углубляясь в изучение истории биев, я с большим удивлением для
себя узнала о нашем земляке, уроженце нашего района – Ногайбае
Батырбекове. На основании архивных документов Петропавловского уезда следует, что Ногайбай би, живший в период 1834 -1917 годов, является известной исторической личностью. Начиная с молодых лет, благодаря своим способностям и остроумию, он принимал участие в разрешении тяжб, которые вели известные бии. Затем сам начал самостоятельно разрешать споры. Ногайбай в этих процессах не был сторонним наблюдателем. В сложных спорах он впитывал в себя незаурядные качества, которые подобает иметь настоящему степному бию. Он сросся с обществом, в котором жил, хорошо знал быт, традиции и обычаи казахского народа. Ногайбай бий обладал знаниями обычного права - адата, правовых канонов периодов Касым хана, Есим хана и «Жеті Жарғы» Тауке хана. Он не был обделен даром оратора, способного решить тяжбу парой веских аргументов. По архивным данным, Ногайбай Батырбеков был волостным правителем Полудинской волости, учрежденной в 1868 году.
Слайд 18По решению и согласованию аксакалов региона как человек, основательно знающий
традиции, законы степи, известный и авторитетный в данной местности, владевший
ораторским искусством, получил звание бия. Благодаря честности, справедливости его имя как бия быстро распространилось в степи. Выносимые им решения легко исполнялись благодаря его авторитету в народе. Он жил жизнью простых людей, знал характер, традиции народа, поэтому принимал такие решения, которые были понятны простым людям, и справедливо разрешал все споры. Если учесть, что в казахском обществе счастье добиться народного признания и стать бием, обременив себя огромной ответственностью и моральными обязанностями, выпадало только самым талантливым и способным, можно с уверенностью сказать, что Ногайбай Батырбекулы был неординарной личностью. Годы деятельности Ногайбая Батырбекулы в качестве волостного правителя совпали с периодом дележа казахской степи. В то трудное время важно было сохранить единство народа, не дать расколоть общество, важно было развивать среди казахов чувство солидарности. Эти задачи умело решал мудрый и прозорливый би - Ногайбай Батырбеков. Сведения о нем приводятся в официальных документах Главного управления землеустройства и земледелия Акмолинской области 1910 года, где упоминаются имя старшего аксакала аула Ногайбая Батырбекова, зимовка в урочище Жамантомар Полудинской волости (нынешняя местность на территории Надеждинского сельского округа района Магжана Жумабаева).
Слайд 20Есть примеры из архивов, где Ногайбай би вел переписку в
виде обращений и писем к императору Российской империи. Так, в
1877 году от имени казахов Полудинской волости он обращается с письмом к императору о поддержке казахами Полудинской волости политики Российской империи в период русско-турецкой войны 1877-1878 годов. В ответном письме министр внутренних дел Российской империи оповещает генерал-губернатора Западной Сибири, что государь благодарит казахов Полудинской волости за верноподданнические чувства. Губернатор от имени императора ставит резолюцию ознакомить с данным письмом-ответом казахов Полудинской волости, аула Ногайбай Батырбекова. Далее он (уже в престарелом возрасте) с группой аксакалов Полудинской волости в 1916 году обращается к акмолинскому губернатору по поводу привлечения инородцев на тыловые работы, утверждая, что казахи готовы сражаться вместе с братьями сибирскими казаками, на равных с ними правах на фронтах первой мировой войны.
Слайд 22В селе Ногайбай района Магжана Жумабаева стоит Мазар Ногайбай би.
Мазар Токсан би и Мазар Ногайбай би представлены в республиканскую
комиссию для включения их в список Сакральных объектов Казахстана общенационального значения.
Для меня это огромная честь, что такая известная историческая личность, как Ногайбай би, является моим земляком. Изучая сведения о Ногабай бие мне стало понятно, что его жизнь и деятельность изучена поверхностно. В этом году я желаю стать студенткой исторического факульета в Северо-Казахстанском Государственном Университете, где имея широкие возможности я смогу продолжить изучение личности Ногайбая Батырбекова и в дальнейшем расширить знания о нем, чтобы об этом великом человека смог узнать весь мир.
Слайд 26Так же суд биев нашел свое отражение и в современном
суде. При совершенствовании современной системы национального права Республики Казахстан на
основе преемственности и поэтапности обусловливает необходимость изучения исторических особенностей становления и развития феномена казахского обычного права и деятельности народных «третейских судей» биев. В статье рассматриваются основные исторические источники казахского обычного права: традиционные обычаи и судебные прецеденты биев, содержащиеся, как правило, в устных фольклорных преданиях; нормы шариата, основанные на правилах ислама (Корана), которые применялись в отношении преступлений против религии и отчасти преступлений против семейно-брачных отношений; руководства, принимаемые чрезвычайными съездами биев ереже, служившие действующим законом для биев при разрешении ими уголовных и гражданских дел.
Слайд 28В современных положениях национального права Казахстана можно найти примеры законодательного
закрепления отдельных норм обычного казахского права и особенностей судопроизводства биев, в
частности, в действующем УПК РК закреплены такие принципы уголовного процесса, как гласность, осуществление судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон, всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела. В современном Казахстане широко внедряется профессиональная и непрофессиональная медиации для рассмотрения гражданских споров в досудебном порядке. С полной уверенностью можно назвать современных медиаторов продолжателями дела Биев Великой степи.
Какой вывод можно сделать из известной нам информации: Бии Великой степи, их суды и правовые рамки нашли отражение и в нашей жизни, и в современном обществе, а так же оставили глубокий след в истории нашей страны, нашей области и даже нашего района. Чтить и гордится этой историей должно каждое новое поколение казахстанцев.