Слайд 1Нормативная база для обеспечения безопасности дорожного движения
Слайд 2Жизненный цикл дорожной инфраструктуры
Слайд 3Управление безопасностью дорожной инфраструктуры
Процедуры дорожной безопасности
на каждом этапе дорожного
развития
Слайд 4Управление безопасностью дорожной инфраструктуры
УБДИ – это деятельность, направленная на повышение
дорожной безопасности и совершенствование дорожной сети
а именно на повышение дорожной
безопасности на разных стадиях жизненного цикла дорожной инфраструктуры и применяется
для уже существующей
дорожной инфраструктуры
(экстенсивный подход)
на стадиях планирования
и разработки
(интенсивный подход)
Слайд 5 T6.1 Директива 2008/96
«Управление безопасностью дорожной инфраструктуры»
В Европейском союзе Управление
безопасностью дорожной инфраструктуры это процедура закрепленная в Директиве 2008/96 Европейским
Парламентом и Советом участников по дорожной инфраструктуре трансъевропейской дорожной сети
Слайд 6
Т6.2 Показатели (данные) по безопасности дорожной инфраструктуры
Данные по аварийности должны
быть собраны, классифицированы, обработаны и проанализированы различными способами в зависимости
от конкретных условий и целей, а затем на их основе выведены определенные закономерности
На более углубленном уровне данные используются разнонаправлено (многоцелевое использование) от анализа причин аварий и изучения последствий до мониторинга эффективности каждого мероприятия в области дорожной безопасности
Слайд 7
T6.3 Дорожная инфраструктура и безопасность.
Факторы, влияющие на аварийность
Устойчивый (постоянный) подход
к исследованию дорожной безопасности
повышение безопасности дорожной системы предполагает сокращение:
всех видов
потерь (особенно экономических)
вероятности аварий путем оптимизации проекта на всех стадиях ЖЦ дорожной инфраструктуры
Слайд 8
T6.4 Движение и безопасность
Проблемы безопасности, связанные с пересекающимися транспортными потоками
Обмен
практическим опытом в сфере организации движения транспортных потоков
Установление приоритетными
исследований пересекающихся
транспортных потоков (т.к. в данном
вопросе существует высокий
потенциал в сокращении количества
аварий и снижения их тяжести)
Слайд 9
T6.5 Оценка воздействия на дорожную безопасность
Методика используется на этапе планирования
для оценки изменения итогового уровня безопасности, который в свою очередь
является результатом совершенствования конструкции дорожного участка и организации движения на нем
Предусматривает оценку уровня безопасности участка дорожной сети
Слайд 10
T6.6 Аудит дорожной безопасности
Согласно Директиве 2008/96:
Независимый, детальный, систематический и технический контроль проектных характеристик дорожной инфраструктуры на всех стадиях ЖЦ от планирования до начала эксплуатации
Обзор и учет руководящих указаний
Основные проблемы (недоработки), которым должно быть уделено особое внимание
Слайд 11
T6.7 Инспекция (контроль) дорожной безопасности
Регулярная, систематическая,
местная (для отдельных участков)
инспекция имеющегося дорожного покрытия
Направлена на
выявление опасных условий и недостатков, которые могут привести к серьезным авариям
Является необходимым инструментом в управлении безопасностью сети для предотвращения потенциальных конфликтных ситуаций с участием всех категорий участников ДД (в том числе и уязвимых)
Слайд 12
T6.8 Управление на аварийных
участках дорог
Определение участков дорог, на которых количество
аварий значительно превышает среднюю величину
Основной вопрос на который необходимо дать
ответ:
Являются ли они последствиями стечения случайных обстоятельств
Какая совокупность факторов повлияла на рост количества аварий
Высокая опасность аварий на таких участках базируется на подходе, что некоторые из факторов играют ключевую роль и являются причинами большого количества аварий
Слайд 13
T6.9 Программа оценки дорог
Используется для выявления
и устранения ошибок (недоработок)
в дорожной инфраструктуре
Может применяться как
к конкретному участку,
так и
для всей автомагистрали в целом
Слайд 14
T6.10 Управление безопасностью на сети дорог
Управление безопасностью на сети включает
систематический сбор статистики аварийности, разработку управленческого подхода для данного конкретного
уровня
аварийности
В соответствии с Директивой 2008/96 «Управление безопасностью на сети дорог» - это способ определения, анализа и классификации участков существующей дорожной сети по их потенциалу в повышении безопасности с целью снижения количества аварий и их тяжести
Слайд 15
T6.11 Обслуживание
и эксплуатация
Перечень неблагоприятных изменений имеющих место в течение
срока эксплуатации в дорожных характеристиках
Разрушение дорожного покрытия (одежды)
Появление на дорожной
сети новых «узких» точек, характеризующихся пониженной пропускной способностью
Ухудшение состояния имеющейся инфраструктуры
Возникновение новых визуальных препятствий
Загрязнение водоотводных сооружений и т.п.
Слайд 16Принятие Директивы 2008/96
Европейским Парламентом и Комитетом Европейского союза
Принимая во
внимание
Договор об учреждении Европейского сообщества, предложенный коллективным решением Комиссии
Европейского экономического и социального комитета
После обсуждения и консультаций в Комитете регионов
Слайд 17Предметная сфера Директивы 2008/96
Директива 2008/96 направлена на установление и
осуществление конкретных процедур, связанных с:
- Оценкой воздействия на дорожную безопасность
-
Аудитом дорожной безопасности
- Управлением безопасностью дорожной сети
- Инспекцией (контролем) дорожной безопасности
Слайд 18Область применения Директивы 2008/96
- Действие Директивы 2008/96 относится к дорогам,
входящим в состав трансъевропейской дорожной сети независимо от этапа их
проектирования, строительства или эксплуатации
- Государства, ратифицировавшие Директиву, могут принять ее положения и для своих национальных дорог и инфраструктуры даже не включенных в трансъевропейскую дорожную сеть
- Действие Директивы 2008/96 не распространяется на автодорожные туннели (см. положения Директивы 2004/54)
Слайд 19Оценка воздействия на дорожную безопасность - Определение
Стратегический сравнительный анализ влияния
(воздействия) новых, внедряемых в дорожную инфраструктуру мероприятий
на показатели дорожной
безопасности
Слайд 20Оценка воздействия на дорожную безопасность (ОВДБ)
ОВДБ осуществляется для всех проектов
дорожной инфраструктуры от начального этапа планирования до их утверждения
ОВДБ подразумевает
выбор одного из многих вариантов по повышению дорожной безопасности с помощью анализа затрат и преимуществ каждого из предлагаемых вариантов. Критерии выбора изложены далее в Приложении 1
Слайд 21Оценка воздействия на дорожную безопасность (ОВДБ) – Приложение 1
Механизм оценки
элементов, воздействующих на дорожную безопасность
(констатация проблемы; цели дорожной безопасности;
описание текущей ситуации; что будет если ничего не предпринимать; анализ воздействия на дорожную безопасность каждой из имеющихся альтернатив и т.д.)
Элементы, которые при этом обязательно должны быть приняты во внимание
(количество аварий с погибшими (ранеными) и с материальным ущербом; обстоятельства не поддерживающие сценарий «нечего не предпринимать»; выбор модели движения транспортных средств; возможные последствия для всей дорожной сети и т.д.)
Слайд 22Аудит дорожной безопасности – Определение
Независимый, детальный,
систематический и технический контроль безопасности, связанный с проектными характеристиками дорожной
инфраструктуры на всех стадиях ЖЦ от планирования до начала эксплуатации
Слайд 23Аудит дорожной безопасности (АДБ)
- АДБ осуществляется для всех проектов по
дорожной инфраструктуре с обязательным следованием рекомендациям аудиторов
- АДБ является
неотъемлемой составляющей каждого из этапов (разработка проекта; детализация; предоткрытие; раннее функционирование)
- Аудиторы должны отразить в своем отчете «узкие» стороны (параметры) проекта
- В случае обнаружения таких параметров в отчете предлагаются соответствующие рекомендации
Перечень критериев по аудиту представлен в Приложении 2
Слайд 24Аудит дорожной безопасности – Приложение 2
Критерии стадии разработки проекта
(географическое положение;
пересечение дорогой сложных участков; количество и типы полос; функциональность нового
участка в существующей сети и т.д.)
Критерии стадии детальной разработки проекта
(действие модели участка; согласованность дорожных знаков и разметки; придорожное оборудование; движение уязвимых участников движения и т.д.)
Критерии стадии предоткрытия
(видимость для различных участников движения; читаемость дорожных знаков и разметки; состояние покрытия и т.д.)
критерии стадии ранней эксплуатации
(оценка дорожной безопасности на основе наблюдения за фактическим поведением пользователей дороги, что затрагивается аудиторами)
Слайд 25Назначение (выбор) аудиторов
Аудиторы назначаются в соответствии со следующими требованиями:
соответствующий опыт
и обучение по вопросам проектирования дорог, оценки безопасности, анализа аварийности
и т.п.;
аудит проводится аудиторскими командами, но не ранее прошествия двух лет после подписания Директивы
при этом аудиторы, входящие в команду не должны участвовать в разработке или функционировании данного проекта
Слайд 26Обучение аудитора
аудиторы, осуществляющие задачи в рамках Директивы 2008/98, должны пройти
первоначальную подготовку с вручением Сертификата компетентности и периодически участвовать в
курсах повышения квалификации
признаются действующими также и Сертификаты компетентности, полученные до вступления в силу Директивы 2008/98
Слайд 27Статистика безопасности и Управление функционированием дорожной сети - Определение
Метод идентификации,
анализа и классификации участков существующей дорожной сети согласно их потенциалу
в снижении потерь от аварийности
Слайд 28Статистика безопасности и Управление функционированием дорожной сети
- Статистика безопасности должна
пересматриваться и анализироваться по крайней мере каждые 3 года в
соответствии с критериями изложенными в Приложении 3
- Наиболее приоритетными по срочности дорогами (участками) будут те, которые будут выбраны группой экспертов на основе анализа статистики безопасности
Слайд 29Ранжирование (и выявление) участков с высокой концентрацией аварий и участков
согласно уровню дорожной безопасности – Приложение 3
Выявление участков с высокой
концентрацией аварий
(количество аварий со смертельным исходом на единицу длины дороги по отношению к объему движения, на перекрестках – количество аварий со смертельным исходом и т.п.)
выявление участков для анализа уровня дорожной безопасности
(по потенциалу сохранения аварийных потерь)
Элементы оценки для групп экспертов
(анализ возможных сообщений об авариях, количество аварий, количество погибших и раненых за предыдущие 3 года)
Слайд 30Статистика безопасности и Управление функционированием дорожной сети
- Приоритет должен отдаваться
тем мерам, которые представляют наиболее высокий коэффициент эффективности затрат (например:
защита от наиболее опасных препятствий на дорогах, снижение максимально допустимой скорости, улучшение видимости и т.п.)
- На участках проведения ремонтных работ должны быть выставлены соответствующие знаки, причем таким образом, что бы они были видны как в дневное, так и в ночное время. Также они должны располагаться на безопасном расстоянии от непосредственного места работ с соблюдением положений Венской Конвенции о дорожных знаках и сигналах.
Слайд 31Статистика безопасности и Управление функционированием дорожной сети
Участники дорожного движения должны
быть проинформированы о существовании участка с высокой концентрацией аварий с
помощью соответствующих мер (например: установки дорожных знаков)
Слайд 32Инспекция дорожной безопасности (ИДБ)
ИДБ осуществляется в отношении дорог, находящихся в
эксплуатации, с целью выявления особенностей, связанных с дорожной безопасностью
ИДБ состоит
из периодических проверок дорожной сети и обследований, касающихся возможного воздействия состояния проезжей части на безопасность движения
Периодические проверки обязательно должны проводиться компетентным лицом (именно в сфере безопасности дорожной инфраструктуры)
В местах выявленных нарушений обязательно должны быть применены временные меры безопасности
Слайд 33Управление данными
- По каждой аварии со смертельным исходом, произошедшей на
дороге, охваченной Директивой 2008/96 следует обратиться к компетентным лицам, сообщая
при этом всю необходимую информацию согласно Приложению 4
- Каждое государство, ратифицировавшее Директиву должно обеспечить выполнение расчетов относительно средней социальной стоимости аварии с погибшим и аварии с раненым
- Более глубокое разделение по элементам расходов только приветствуется. Для каждого государства-члена соответствующие данные должны обновляться не реже 1 раза в 5 лет
Слайд 34Информация об авариях, содержащееся в соответствующих протоколах – Приложение 4
Перечень
информации, включенной в протокол аварии
Точное местоположение аварии, схема, дата, время,
информация о дороге (ограничение скорости и т.п.), тяжесть аварии, данные об участниках, характеристики транспортных средств, данные об аварии (тип, вид и т.п.), время, прошедшее с момента аварии или прибытия аварийных служб и т.п.
Слайд 35Вступление в силу
- Государства-члены должны внести в действующие у них
законы, правила и положения необходимые для выполнения Директивы 2008/96 и
сообщить об этом непосредственно ЕЭКООН
- Государства-члены должны своевременно сообщать ЕЭКООН тексты основных положений национального законодательства, которые они принимают в области, охватываемой Директивой 2008/96
- Первая поправка к тексту Директивы 2008/96 находится на стадии подготовки