Слайд 1Герасимова Ольга Ивановна,
к.п.н., доцент кафедры логопедии и коммуникативных технологий
Нормативно-правовое
и методическое обеспечение коррекционного процесса в системе образования
Слайд 2Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями речи
Уровень дошкольного
образования:
- логопункт ДОУ
- группы компенсирующей направленности
- группы комбинируемой направленности.
2. Уровень общего образования (начальное,
основное общее, среднее).
- логопункт школы.
- классы для детей с ТНР
3. Уровень среднее профессиональное
образование.
Слайд 3Наполняемость групп и классов для детей с ОВЗ
СанПиН 2.4.1.3049-13 Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций.
http://docs.cntd.ru/document/499023522
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» https://base.garant.ru/12183577/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#friends
Слайд 4Требования к должности
учителя-логопеда
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской
Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н
г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования«
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы.
Время работы: (на ставку) - 20 часов в неделю (4 часа в день)
Слайд 5Федеральные законы, регламентирующие деятельность учителя-логопеда
Федеральный закон "Об образовании в Российской
Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
Принят Государственной Думой 21
декабря 2012 года
Вступил в силу 01 сентября 2013 года
Слайд 6Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N
273-ФЗ (последняя редакция)
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном
законе.
16) обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;
27) инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
28) адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;
Слайд 7Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N
273-ФЗ (последняя редакция)
Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья
2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность..
Слайд 8Образовательные стандарты
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства
образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N
1155)
https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 31.12.2015) "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785)
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96801/ea5d7777caea0f829ef088881c72c46bf592482c/
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598)
https://base.garant.ru/70862366/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/
Слайд 9Дошкольное образование
Логопункт ДОУ:
25 детей (список подвижный);
Зачисление по результатам логопедического обследования,
через заседание ПМПк ДОУ.
с 1 октября – НАЧАЛО ЗАНЯТИЙ!
Приоритет детям
с ОВЗ (по заключению ПМПК), детям подготовительных групп.
Сроки: сентябрь – логопедическое обследование (6-7 лет), октябрь-апрель – коррекционные занятия, май – логопедическое обследование.
Занятия ИДИВИДУАЛЬНЫЕ и ПОДГРУППОВЫЕ в кабинете учителя-логопеда.
ВАЖНО! Логопедическое обследование и зачисление на логопункт ТОЛЬКО С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ РОДИТЕЛЕЙ! (индивидуальные согласия)
Слайд 10Документы логопункта
Положение о логопункте (принимается на педагогическом совете в начале
года- 1 раз и утверждается приказом руководителя ДОУ).
Рабочая программа учителя-логопеда.
Годовой
план работы учителя-логопеда (диагностическое направление, коррекционно-развивающее направление, профилактическое направление, культурно-просветительское направление, методически-организационное направление).
Годовой план работы учителя-логопеда с родителями.
Паспорт логопедического кабинета (перечень литературы, пособий и материалов с указанием направления использования и количества экземпляров)
Слайд 11Структура Положения о логопункте
Общие положения.
Цели и задачи логопункта.
Направления деятельности логопункта
Порядок
создания логопункта в ДОУ.
Комплектование логопедического пункта в ДОУ.
Организация деятельности логопункта.
Документация
логопункта.
Заключительные положения.
Слайд 12Методики логопедического обследования
Слайд 13Рабочая программа учителя-логопеда ДОУ
структура и содержание рабочей программы учителя-логопеда
ДОУ
Слайд 14Программное обеспечение деятельности логопункта
Слайд 15Документация группы компенсирующей направленности (логопедические группы)
Положение о группе компенсирующей направленности.
Адаптированная
основная образовательная программа для детей с ТНР (ОНР III уровня)
Рабочая
программа учителя-логопеда.
Годовой план работы учителя-логопеда.
Годовой план работы учителя-логопеда с родителями.
Конспекты занятий.
Слайд 16Программное обеспечение в группах компенсирующей направленности
Н.В. Нищева Комплексная образовательная программа
дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием
речи) с 3 до 7 лет»
https://firo.ranepa.ru/obrazovanie/fgos/193-fgos-detskiy-sad#navigator-obrazovatelnykh-programm
Сайт: https://firo.ranepa.ru/
Слайд 17Логопункт школы.
25 детей (список подвижный);
Зачисление по результатам логопедического обследования, через
заседание ПМПк школы.
с 1 октября – НАЧАЛО ЗАНЯТИЙ!
Сроки: сентябрь –
логопедическое обследование (6-7 лет), октябрь-апрель – коррекционные занятия, май – логопедическое обследование.
Занятия ИДИВИДУАЛЬНЫЕ и ПОДГРУППОВЫЕ в кабинете учителя-логопеда во внеурочное время.
ВАЖНО! Логопедическое обследование и зачисление на логопункт ТОЛЬКО С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ РОДИТЕЛЕЙ! (индивидуальные согласия)
Слайд 18Документация логопункта школы
Положение о школьном логопункте.
Годовой план работы учителя-логопеда.
Рабочая программа
учителя-логопеда школы.
Перспективный план работы для каждой группы учащихся;
Отчет о проделанной
работе за учебный год;
Паспорт логопедического кабинета (перечень литературы, пособий и материалов с указанием направления использования и количества экземпляров).
Слайд 19Документы логопункта школы.
Бланк согласия на проведение логопедического обследования.
Бланк заявления на
зачисление на логопункт.
Бланк согласия родителей на логопедическое сопровождение ребенка на
логопункте.
Журнал учета посещаемости логопедических занятий учащимися, зачисленными на логопедический пункт;
Журнал обследования устной и письменной речи учащихся;
Речевые карты на каждого учащегося, зачисленного на логопедический пункт;
Расписание занятий групп и подгрупп, заверенное директором школы;
Список учащихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи;
Журнал учета консультаций родителей.
Журнал учета консультаций педагогов школы.
Слайд 20Методики логопедического обследования
Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Дифференциальная диагностика и коррекция
нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие.
Т.А.Фотекова. Тестовая
методика диагностики устной речи младших школьников. Методическое пособие.
Слайд 21Программное обеспечение деятельности логопункта школы.
Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической
работы в школе - М.: ТЦ Сфера, 2005
О.В. Чистякова 20
занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии 1 класс.
Р.И. Лалаева Логопедическая работа в коррекционных классах.
Л.Г. Кобзарева Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР.
Т.А.Ткаченко Логопедическая тетрадь по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа школьников.
Слайд 22Классы для лиц с тяжелыми нарушениями речи
В классы зачисляются дети
с ТНР с сохранным интеллектом и слухом.
Количество не более 20
человек.
Коррекционно-развивающие занятия включены в объем максимальной допустимой недельной учебной нагрузки.
Слайд 23Программное обеспечение обучения лиц с ОВЗ (ТНР)
Адаптированная основная общеобразовательная программа
начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2)
(1дополнительный-4 классы)
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1.)
Слайд 25Комплектование логопедического пункта в ДОУ.
1. На логопункт принимаются дети в
возрасте от 5 до 7 лет посещающие дошкольное учреждение, для
детей с 3 до 5 лет логопедический пункт оказывает консультативную помощь.
2. Логопедическое обследование на логопункте проводится с 1 по 15 сентября и обследование уже зачисленных детей с 15 по 31 мая с целью постановки логопедических заключений, а также зачисления детей в логопедический пункт учреждения.
3.На логопункт зачисляются дети с:
фонетическим нарушением речи (ФНР);
- фонетико-фонематическим нарушением речи (ФФНР);
- общим недоразвитием речи второго, третьего уровня (ОНР II, ОНР III).
4. Зачисление воспитанников на логопедический пункт проводится на основании
результатов обследования речи детей и по заявлению родителей (законных
представителей), на основании решения психолого-медико-педагогического консилиума учреждения.
5. В первую очередь в логопедический пункт зачисляются дети подготовительных
групп и дети, имеющие большее количество нарушенных звуков.
Слайд 26Организация деятельности логопункта
1. Формами организации коррекционной работы являются индивидуальные и
подгрупповые занятия. Индивидуальное логопедическое занятие проходит 1 раз в неделю.
2. Подгрупповое занятие проходит 1 раз в неделю. Продолжительность одного
индивидуального занятия составляет 15-20 минут.
3. Подгрупповые занятия организуются, если есть дети одного возраста со сходными речевыми диагнозами (не менее 4 детей).
4. Подгрупповое занятие проводится в соответствии с санитарными правилами и нормами и составляет:
- для детей 5-6 лет – до 25 мин.
- для детей 6-7 лет – до 30 мин.
5. Формы логопедической помощи и сроки работы определяются учителем -логопедом для каждого ребёнка с речевой патологией индивидуально.
Слайд 27Документация логопункта
Бланк согласия на проведение логопедического обследования.
Бланк заявления на зачисление
на логопункт.
Бланк согласия родителей на логопедическое сопровождение ребенка на логопункте.
Журнал
учета обследования речи детей.
Речевая карта (форма).
Форма списка детей, зачисленных на логопункт.
Журнал учета движения детей логопедического пункта.
Форма списка детей, отчисленных с логопедического пункта.
Журнал учета консультаций для родителей логопедического пункта.
Форма заявления родителей (законных представителей) отказ от логопедического сопровождения.