Слайд 1НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
АВТОТРАНСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слайд 2Необходимость государственного правового регулирования основывается на условиях необходимости регулирования рынка
транспортных услуг
Государственное регулирование транспортной деятельности в рыночных отношениях распределено по
нескольким направлениям
Слайд 3Во многих случаях транспорт является естественной монополией, отказываясь от невыгодных
перевозок, произвольно завышая тарифы
Контроль ценообразования на транспорте имеет большое значение
для нормального функционирования рыночной экономики
В условиях рынка всегда проявляется конкуренция во всех отраслях транспорта
При реализации таких важнейших функций государства как оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций
Строительство дорогостоящих объектов, решение проблем по отводу земли для сооружения транспортных систем невозможно решить без участия государственных органов
Решение о подготовке высококвалифицированных кадров (водителей, механиков, экспедиторов, инженеров) для транспортной отрасли
Особое внимание должно быть обращено на социальную защищённость работников транспорта
Слайд 4Главная задача транспортного законодательства
состоит в создании правовой основы для регулирования
отношений между
транспортными организациями
органами государственной власти
клиентами и
прочими субъектами,
участвующими в процессе организации и выполнения транспортных услуг
Слайд 5Основные источники правового регулирования транспортной деятельности:
Конституция Российской Федерации
законодательство федерального уровня,
регулирующее транспортную деятельность (кодексы, федеральные законы)
нормативные правовые акты, регулирующие транспортную
деятельность (постановления Правительства РФ, указы Президента РФ)
ведомственные документы (приказы министерств и ведомств)
международные соглашения, ратифицированные Российской Федерацией
Слайд 6Основу транспортного законодательства составляет Конституция РФ – согласно ст. 71
– федеральный транспорт и пути сообщения находятся в ведении Российской
Федерации
Гражданский кодекс РФ определяет правила перевозок грузов, пассажиров и багажа, иных транспортных обязательств, основные положения, связанные с ответственностью перевозчика, с порядком предъявления исков
Регулируют определённые направления деятельности различных отраслей транспорта: Налоговый кодекс РФ; Трудовой кодекс РФ; Воздушный кодекс РФ; Кодекс торгового мореплавания РФ; Кодекс внутреннего водного транспорта РФ; Устав железнодорожного транспорта РФ и другие законодательные акты РФ
Регулирование отношений, возникающих при выполнении международных перевозок, осуществляется на основе международных транспортных конвенций и соглашений, таких как: Женевская конвенция о договоре международной дорожной перевозки груза 1956 года; Конвенция ООН о морской перевозке грузов 1978 года и др.
Слайд 7ТРАНСПОРТНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
обязательства по перевозке грузов, пассажиров и багажа, а также
иные обязательства по оказанию транспортных услуг, связанных с перевозкой, либо
направленные на перемещение груза иным способом
Обязательство по перевозке является основным видом транспортных обязательств и возникает в результате заключения договора перевозки
В силу его действия перевозчик обязуется доставить груз или пассажира в указанный пункт назначения, а отправитель груза (багажа), пассажир или иное лицо обязуется уплатить вознаграждение за оказанные транспортные услуги (внести перевозную плату)
Слайд 8Заключение договора об организации перевозок грузов
предусмотрено уставами и кодексами различных
видов транспорта
Перевозчик обязан подать транспортные средства в исправном состоянии, в
определённом количестве, в обусловленный срок и определённое место
Грузоотправитель обязан предъявить груз к перевозке в соответствии с общими (количество, наименование груза, вид тары, вес, маркировка, ценность груза) и специальными (опасные грузы, живые животные и пр.) условиями
Слайд 9Для заключения договора перевозки
применяют систему единого документа, предусмотренную п. 2
ст. 785 ГК РФ, в том числе:
систему накладной
систему
коносамента (на морском транспорте)
систему чартера (на морском транспорте)
Слайд 10Классификация перевозок:
местные
прямые
прямые смешанные
Слайд 11Местные перевозки
осуществляются единой транспортной организацией, в пределах территориальных границ её
деятельности (города, области, железной дороги, пароходства и т.д.)
Слайд 12Прямые перевозки
осуществляют несколько предприятий одного вида транспорта по одному документу
Слайд 13Прямая смешанная перевозка
груз перевозится различными предприятиями нескольких видов транспорта на
основе одного документа
Слайд 14Отраслевая классификация на автомобильном транспорте
перевозки подразделяют на:
городские (в
пределах одного города)
пригородные (за пределы черты населённого пункта –
до 50 км)
междугородные (за пределы черты населённого пункта – более 50 км)
международные (за пределы территории Российской Федерации)
Слайд 15Элементы обязательства грузовой перевозки
субъекты обязательства (перевозчик и грузоотправитель)
предмет договора перевозки
(услуги по доставке материальных ценностей в пункт назначения)
срок в обязательстве
перевозки (время, в течение которого груз должен быть доставлен в пункт назначения)
провозную плату
Слайд 16В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны
несут ответственность, установленную Гражданским кодексом РФ, транспортными уставами и кодексами
и соглашением сторон
Рассмотрение споров по грузовой перевозке предусматривает досудебный характер, заключающийся в предъявлении претензий сторон договора о перевозке грузов
В случае отклонения претензии можно предъявить иск в суд
Срок исковой давности в любых отношениях по перевозке грузов составляет один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами
Слайд 17Прекращение договора перевозки грузов может быть обусловлено невозможностью его исполнения,
т.е. вызвано обстоятельством, за которое ни одна из сторон не
отвечает (п.1 ст. 416 ГК РФ)
Это могут быть стихийные бедствия (наводнения, пожары и т.д.), военные действия, эпидемии и иные обстоятельства, делающие невозможным выполнение обязательств договора перевозки
Слайд 18Система государственного регулирования
совокупность средств и методов влияния государства на производственную
деятельность и социально-экономические отношения в области транспорта с целью защиты
интересов потребителей и производителей материальных благ, реализации государственной политики, обеспечивающей устойчивый экономический рост и укрепление обороноспособности страны
Слайд 19Государственный механизм в регулировании транспортной системы
необходим для содействия
формированию эффективного
рынка транспортных услуг
обеспечения единства требований к нормам и правилам
проектирования и
строительства транспортных коммуникаций
стандартов экономического воздействия транспортных средств на окружающую среду
учёта национальных интересов при выполнении международных перевозок
Слайд 20Основные задачи государственного регулирования на транспорте
создание нормативно-правовой базы
регулирование тарифов
налоговое регулирование
финансовое
регулирование
Слайд 21Нормативно-правовая база создаёт условия
для регулирования отношений перевозчиков с клиентами и
пассажирами в сфере транспортных услуг
предоставления дотаций убыточным предприятиям транспорта,
выполняющим социально ориентированные перевозки
решения споров, возникающих в процессе выполнения перевозок в органах государственного арбитража
обеспечения безопасности перевозки пассажиров, движения транспортных средств
защиты окружающей среды от вредных воздействий транспорта
Слайд 22Регулирование тарифов
предусматривает разработку и обоснование системы тарифов в различных секторах
транспортного рынка и уровня тарифных ставок
установление рекомендуемого или обязательного уровня
рентабельности на отдельные виды услуг
введение единой для всех видов транспорта системы индексирования тарифов
контроль за соблюдением государственной тарифной политики
Слайд 23Налоговое регулирование
предусматривает установление эффективной системы налогообложения
введение налоговых льгот для
различных видов транспортной деятельности
Слайд 24Финансовое регулирование
устанавливает определённые правила инвестирования в транспортную отрасль
реализует дотирование
убыточных социально значимых транспортных предприятий
Слайд 25Нормативно-правовые методы
направлены на обеспечение безопасности (правила дорожного движения, правила перевозки
опасных грузов и др.) и
регулирование рынка транспортных услуг (лицензирование
и квотирование, государственная регистрация предприятий и индивидуальных предпринимателей)
Слайд 26Государственная регистрация
осуществляется в соответствии с федеральным законодательством
одновременно с регистрацией предприятия
и индивидуальные предприниматели обязаны встать на налоговый и статистический учёты
в соответствующих органах власти
Слайд 27Лицензия
представляет собой документ, дающий право её владельцу осуществлять определённый вид
деятельности в течение установленного срока при обязательном соблюдении лицензионных требований
и условий
комплекс мероприятий, связанных с выдачей лицензии государственными органами, называется лицензированием
основной лицензирующий орган на автомобильном транспорте – Федеральная служба по надзору в сфере транспорта
Слайд 28Сертификация
это действие третьей стороны, доказывающее, что должным образом идентифицированные продукция,
процесс или услуга соответствуют заданным требованиям
Система сертификации на автомобильном транспорте
представляет собой комплекс взаимосвязанных систем сертификации однородной продукции (автотранспортные средства, гаражное оборудование, эксплуатационные материалы) и услуг по различным направлениям деятельности (по перевозке пассажиров, грузов, ТО и ремонт)
Сертификация может быть обязательной и добровольной
Участники сертификации – Госстандарт РФ, федеральные органы исполнительной власти, испытательные лаборатории, изготовители продукции, продавцы, исполнители услуг
Слайд 29Экономические методы регулирования
включают
налоги
тарифы
штрафные санкции
банковские проценты за кредит
льготы и т.д.
Слайд 30Комплексные методы
представляют собой синтез нормативно-правовых и экономических мер (устав автомобильного
транспорта, правила перевозок грузов и пассажиров)
Слайд 31Государственное регулирование в сфере организации дорожного
движения
осуществляет государственная инспекция по безопасности
дорожного движения (ГИБДД), работающая в составе Министерства внутренних дел РФ
Основным
органом государственного управления автотранспортной деятельностью в нашей стране является Министерство транспорта России
Слайд 32Международная перевозка
это перевозка грузов и пассажиров между двумя государствами и
более, выполняемая на условиях, которые установлены заключёнными этими государствами международными
соглашениями
характерной особенностью правового регулирования здесь является то, что основные вопросы перевозок решаются в международных соглашениях, содержащих унифицированные нормы, единообразно определяющие условия международных перевозок грузов и пассажиров
Международные транспортные конвенции и соглашения разработаны для каждого, имеющего свои особенности, вида транспорта в отдельности
Слайд 33Международным союзом автомобильного транспорта (МСАТ IRU) конвенции и соглашения, регулирующие
международные автомобильные
перевозки, объединены в шесть групп в зависимости от объекта
правового регулирования:
правовые аспекты договора перевозки груза
таможенные процедуры
особые условия перевозок некоторых специфических категорий грузов
налоговые процедуры и правила
организация дорожного движения
режим труда и отдыха водителей на международных рейса
Слайд 34Правовые аспекты договора перевозки груза автомобильным транспортом в международном сообщении
регламентированы в Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ
CMR, подписана в Женеве 19 мая 1956 года)
Выполнение международных автомобильных перевозок связано с пересечением грузами территорий различных государств, что связано с применением действующих в каждом из них национальных таможенных систем и процедур контроля
Наиболее универсальной транзитной системой является транзитный режим МДП, действующий в рамках Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП TIR)
Слайд 35Перевозка специфической категории грузов
опасных и скоропортящихся – регламентируется Европейским соглашением
о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ, 1957 г.) и
Соглашением о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок (СПС, 1970 г.)
Слайд 36Единые правила дорожного движения, требования к автотранспортным средствам и регистрационным
номерам, образцы международных водительских удостоверений установлены Конвенцией о дорожном движении
1968 г. и Европейским соглашением, дополняющим данную Конвенцию, 1971 г.
Работу экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (продолжительность непрерывного управления, отдыха водителей и др.) устанавливает Европейское соглашение от 1970 г. (ЕСТР)