Слайд 1Нормативно-правовые акты
Сизмякова А.А., магистрант 1 курса
ИКРиМ УрГПУ
Толстых О.А., канд.
пед. наук, доцент кафедры ТПУО ИКРиМ УрГПУ
Слайд 2Классификация
нормативно-правовых актов
по юридической силе:
- законы,
- подзаконные акты;
по содержанию:
- нормы только одной отросли права (семейное, трудовое , уголовное законодательство),
- нормы различных отраслей права (торговая, военная и т.д.);
по объёму и характеру действия:
- акты общего действия
- акты ограниченного действия
- акты исключительного (чрезвычайного) действия;
субъектам, их издающим:
- акты законодательной власти (законы),
- акты исполнительной власти (подзаконные акты),
- акты судебной власти.
Слайд 3Закон – это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства
в особом законодательном порядке, обладающей высшей юридической силой и регулирующий
наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны.
Закон является главным гарантом коренных интересов, прав и свобод личности.
Слайд 4Признаки Закона, как основного источника права,
обладающего высшей юридической силой:
1. Законы
принимаются высшими представительными органами государства или самим народом в результате
референдума;
2. Законы принимаются по основным наиболее существенным вопросам общественной жизни, которые требуют оптимального удовлетворения интересов личности;
3. Законы принимаются в особом законодательном порядке, что не присуще подзаконным правовым актом.
4. Законы не подлежат контролю или утверждению со стороны какого-либо другого органа государства.
5. Законы представляют собой ядро всей правовой системы государства, они обусловливают структуру всей совокупности нормативно-правовых актов, юридическую силу каждого из них, субординацию нормативно-правовых актов по отношению друг к другу.
Слайд 5Подзаконные нормативно-правовые акты – это правотворческие акты компетентных органов, которые
основаны на законе и не противоречат ему.
Подзаконные акты обладают
меньшей юридической силой, базируются на юридической силе законов и не могут противостоять им.
1. Общие подзаконные акты – акты общей компетенции, действия которых распространяется на всех лиц в пределах территории страны:
Нормативные указы президента. В системе подзаконных актов они обладают высшей юридической силой и издаются на основе и в развитие законов.
Постановление правительства. Это подзаконные нормативные акты, принимаемые в контексте с указами президента и призванные в необходимых случаях урегулировать более дробные вопросы государственного управления экономикой, социальным строительством, здравоохранением и т.д.
Слайд 62. Местные подзаконные акты – акты органов представительной и исполнительной
власти на местах. Их издают местные органы представительной власти и
органы местного самоуправления. Действие ограниченно подвластной им территорией.
3. Ведомостные (или ведомственные) нормативно-правовые акты (приказы, инструкции).
4. Внутриорганизационные подзаконные акты.
Слайд 7Систематизация нормативно правовых актов
Систематизация нормативно-правовых актов – это деятельность, направленная
на упорядочение и совершенствование правовых норм.
Основные формы систематизации нормативно-правовых
актов:
1. Кодификация.
2. Инкорпорация.
3. Консолидация.
Слайд 8Кодификация – это деятельность правотворческих органов государства по созданию нового,
сводного, систематизированного нормативно-правового акта, которая осуществляется путём глубокой и всесторонней
переработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений.
Виды кодификационных актов:
Основы законодательства,
Кодекс,
Устав, положение.
Слайд 9Инкорпорация представляет собой объединения в сборнике или собрание действующих нормативно-правовых
актов в определённом порядке без изменения содержания.
Официальная инкорпорация,
Хронологическая инкорпорация,
Систематическая инкорпорация,
Неофициальная
инкорпорация.
Слайд 10Консолидация – объединение нескольких нормативно-правовых актов, действующих в одной и
той же области общественных отношений, в единый свободный нормативно-правовой акт
без изменения содержания.
Слайд 11Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу
лиц.
Действие закона начинается с момента вступления его в силу, а
прекращается – с момента утраты им юридической силы.
Действие закона прекращается:
в результате истечения срока действия закона или иного нормативно-правового акта, который заранее указывается в самом акте,
в результате прямой отмены действующего нормативно – правового акта другим актом, изданным компетентным государственным органом,
в результате замены действующего нормативного акта другим актом, устанавливающим в данной области новые правила поведения.
Слайд 12Общепризнанные границы действия законодательных актов в пространстве, на определённой территории
- Законы, издаваемые высшими органами власти того или иного государства,
действуют лишь на его территории.
Государственная территория – часть земного шара, включающая в себя сушу, недра, воздух и воду, которая находится под суверенитетом данного государства и на которую государство распространяет свою власть.
По территориальному критерию акты подразделяются на:
акты, действие которых распространяется на всю территорию государства,
акты, охватывающие определённую её часть,
акты, действие которых распространяется за пределы территории страны.
Слайд 13Законы, изданные в прядке текущего законодательства, могут действовать и лишь
на строго определённой, ограниченной части территории.
Определения действия нормативно-правовых актов
по кругу лиц – выяснения вопроса о том, кому адресуются содержащиеся в этих актах предписания.
Слайд 14Акты судебной власти. Акты решением судебных органов приобретают нормативный характер
в результате обобщения судебной практики.
Судебная практика выступает источником права в
тех случаях, когда в силу неясности, противоречивости или неопределённости нормативных предписаний суд вынужден конкретизировать или уточнять содержание правовых норм или создавать новые нормы вследствие обнаруженных пробелов в праве.