Слайд 1Нормативно- правовые акты, регламентирующие отношения в сфере культуры; их анализ
Выполнила:
студентка гр. ЭК-082-16 Фёдорова Анастасия
Слайд 2Правовое регулирование отношений в сфере культуры основывается на положениях Конституции
Российской Федерации и осуществляется федеральными законами, иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. И здесь особое место занимают:
Слайд 3Конституция РФ принята 12.12.1993 г.(с учетом поправок, внесенных Законами РФ
о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. N 6-ФКЗ,
от 30.12.2008 г. N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. N 2-ФКЗ, от 21.07.2014г. N 11-ФКЗ). Конституция РФ закрепляет наиболее важные и социально значимые для отдельного человека, общества и государства права и свободы в области культуры и культурной деятельности.
Слайд 4Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I "Основы
законодательства Российской Федерации о культуре" (ред. от 05.12.2017)
Задачами законодательства Российской
Федерации о культуре являются: обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на культурную деятельность; создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов и иных этнических общностей Российской Федерации; определение принципов и правовых норм отношений субъектов культурной деятельности; определение принципов государственной культурной политики, правовых норм государственной поддержки культуры и гарантий невмешательства государства в творческие процессы
Слайд 5Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об
объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
(ред. от 27.12.2018).
Федеральный закон регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления
Слайд 6Закон РФ от 15.04.1993 г. N 4804-1 "О вывозе и
ввозе культурных ценностей" (в ред. от 28 декабря 2017 г.).
Закон имеет целью сохранение культурного наследия народов Российской Федерации. Наряду с законодательством Российской Федерации о государственной границе и законодательством Российской Федерации о таможенном деле настоящий Закон направлен на защиту культурных ценностей от незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на них. Закон призван также способствовать развитию международного культурного сотрудничества, взаимному ознакомлению народов Российской Федерации и других государств с культурными ценностями друг друга.
Слайд 7Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. N 64-ФЗ "О
культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой
войны и находящихся на территории Российской Федерации" (ред. от 23.07.2008 г.). Федеральный закон регулирует отношения, связанные с культурными ценностями, перемещенными в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящимися на территории Российской Федерации.
Слайд 8Федеральный закон от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ "О
национально-культурной автономии" (ред. от 04.11.2014 г.).
Федеральный закон определяет правовые
основы национально-культурной автономии в Российской Федерации, создает правовые условия взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан Российской Федерации в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития
Слайд 9Федеральный закон от 6 января 1999 г. N 7-ФЗ "О
народных художественных промыслах" (в ред. от 29 июля 2017 г.).
Федеральный закон регулирует отношения в области народных художественных промыслов на территории Российской Федерации. Участниками указанных отношений являются граждане и юридические лица любых организационно-правовых форм и форм собственности. Народные художественные промыслы представляют собой неотъемлемое достояние и одну из форм народного творчества народов Российской Федерации. Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов является важной государственной задачей
Слайд 10Федеральный закон от 22.08.1996 г. N 126-ФЗ "О государственной поддержке
кинематографии Российской Федерации" (ред. от 28.11.2018г.). Кинематография Российской Федерации, являясь
неотъемлемой частью культуры и искусства, должна сохраняться и развиваться при поддержке государства. Федеральный закон определяет основные направления деятельности государства по сохранению и развитию кинематографии и устанавливает порядок государственной поддержки кинематографии. Государственная политика в области кинематографии основана на следующих принципах: признание кинематографии областью культуры и искусства, обязательным условием существования которой является развитие творческой, образовательной, производственной, технической, научной и информационной базы; ответственность государства за сохранение и развитие кинематографии; создание населению условий для доступа к произведениям кинематографии
Слайд 11Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ "О
библиотечном деле" (в ред. от 3 июля 2016 г. ).
Федеральный закон является правовой базой сохранения и развития библиотечного дела в Российской Федерации. Он устанавливает принципы деятельности библиотек, гарантирующие права человека, общественных объединений, народов и этнических общностей на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность. Федеральный закон регулирует общие вопросы организации библиотечного дела, взаимоотношений между государством, гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями в области библиотечного дела в соответствии с принципами и нормами международного права
Слайд 12Федеральный закон от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ "О
Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (в
ред. от 27.12.2018 г.). Федеральный закон определяет особенности правового положения Музейного фонда Российской Федерации, а также особенности создания и правовое положение музеев в Российской Федерации
Слайд 13Федеральный закон от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об
архивном деле в Российской Федерации" (ред. от 28.12.2017 г.). Федеральный
закон регулирует отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства
Слайд 14Федеральный закон от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О
драгоценных металлах и драгоценных камнях" (в ред. от 23 мая
2018 г.). Федеральный закон устанавливает правовые основы регулирования отношений, возникающих в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения (гражданского оборота), использования драгоценных металлов и драгоценных камней в производственных, научных и социально-культурных целях. Также данным законом регулируется правовое положение Алмазного фонда Российской Федерации.
Федеральный закон от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (в ред. от 23 мая 2018 г.). Федеральный закон устанавливает правовые основы регулирования отношений, возникающих в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения (гражданского оборота), использования драгоценных металлов и драгоценных камней в производственных, научных и социально-культурных целях. Также данным законом регулируется правовое положение Алмазного фонда Российской Федерации.
Федеральный закон от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (в ред. от 23 мая 2018 г.). Федеральный закон устанавливает правовые основы регулирования отношений, возникающих в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения (гражданского оборота), использования драгоценных металлов и драгоценных камней в производственных, научных и социально-культурных целях. Также данным законом регулируется правовое положение Алмазного фонда Российской Федерации.
Федеральный закон от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (в ред. от 23 мая 2018 г.). Федеральный закон устанавливает правовые основы регулирования отношений, возникающих в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения (гражданского оборота), использования драгоценных металлов и драгоценных камней в производственных, научных и социально-культурных целях. Также данным законом регулируется правовое положение Алмазного фонда Российской Федерации
Слайд 15Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об
основах туристской деятельности в Российской Федерации" (в ред. от 4
июня 2018 г.).
Федеральный закон определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации.
Слайд 16Проблемы культуры нашли отражение также во многих базисных законодательных актах,
таких как:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации: в части вопросов изъятия
бесхозяйственно содержащихся культурных ценностей у собственников, установления общих принципов деятельности учреждений и организаций, в том числе некоммерческих, общих принципов гражданского оборота недвижимого имущества, а также вопросов интеллектуальной собственности;
2. Кодекс РФ об административных правонарушениях: в части административной ответственности за нарушение авторских и смежных прав, требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), их территорий и зон их охраны и т.д.;
3. Уголовный кодекс Российской Федерации: по вопросу ответственности за порчу и разрушение памятников истории и культуры, нарушения авторских и смежных прав, контрабанды культурных ценностей; Земельный кодекс РФ: в части определения и порядка установления земель историко-культурного назначения;
4. Градостроительный кодекс Российской Федерации: по вопросу сохранения исторических населенных мест, памятников истории и культуры в процессе застройки и реконструкции градостроительной среды;
5. Федеральный закон "О некоммерческих организациях": по вопросам правового статуса организаций культуры;
6. Федеральный закон "О благотворительной деятельности";
7. Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности": по вопросу лицензирования работ по проектированию и производству работ по реставрации памятников истории и культуры, кинопоказа, изготовления и распространения аудиовизуальных произведений и фонограмм;
8. Бюджетный кодекс Российской Федерации: в части установления принципа финансирования бюджетных учреждений, разработки долгосрочных федеральных целевых программ;
9. Налоговый кодекс Российской Федерации: в части налоговых льгот для организаций и учреждений культуры, осуществляющих определенные виды работ; Таможенный кодекс Российской Федерации: в части льгот на ввозимое оборудование для нужд музеев и предметов искусства
Слайд 17Проблемные моменты в нормативно- правовом регулировании:
- в самих Основах присутствуют
нормы, которые противоречат друг другу. Например, ст. 37 и 38,
комментирующие, соответственно, компетенцию федеральных органов государственной власти и совместную компетенцию федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, повторяют одно и то же положение, касающееся прав и свобод человека в области культуры;
- в законодательных и подзаконных актах, изданных в развитие Основ законодательства Российской Федерации о культуре, как правило, не находят отражения льготы в той или иной области (например, по вопросу льготных условий доступа творческих работников к соответствующим учреждениям образования, библиотекам, музеям, архивам и другим организациям культуры). Эта норма присутствует только в Основах законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах, остальные нормативные правовые акты вообще умалчивают о такой льготе, не говоря уже об определении механизма ее реализации;
- Постановление Правительства Российской Федерации "О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации" предусматривает значительный блок льгот для театров. Однако льготы по налогам должны предусматриваться законодательными, а не подзаконными актами;
- в сфере культуры действует огромное количество актов, регулирующих большинство направлений культурной деятельности. А вот по вопросам концертной деятельности нет специализированного нормативного акта, несмотря на то что эта сфера крайне специфична, и в процессе деятельности концертных организаций возникает множество проблем, в частности связанных с механизмом государственной поддержки концертных организаций;
- в противовес мировой практике из перечня лицензируемых видов деятельности в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" были исключены архитектурная и музейная деятельность, а также оборот антиквариата.
Слайд 18Таким образом, одной из задач современной России является обеспечение на
всей ее территории единого культурного пространства, что включает в себя
законодательные, институциональные и организационные гарантии устойчивого развития культурной среды. Актуальной проблемой современного российского законодательства является всестороннее исследование культуры и культурной политики, как на международном, так и государственном уровне.