Слайд 1Нормативно-правовые основы деятельности информационно-библиотечного центра
Вашукова И.С., заведующий кафедрой управления и
экономики образования АО ИОО
Слайд 2Конституция Российской федерации. Принята на всенародном голосовании 12.12.1993г.
Статья 43
1. Каждый
имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного
общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Слайд 3ФЗ -273 «Об образовании в РФ»
от 29.12.2012 (ред. от
06.02.2020)
Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы
Слайд 4ФЗ -273 «Об образовании в РФ»
от 29.12.2012
1. В организациях,
осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются
библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).
Слайд 5ФЗ -273 «Об образовании в РФ»
от 29.12.2012
2. Нормы обеспеченности
образовательной деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося по
основной образовательной программе устанавливаются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.
Слайд 6ФЗ -273 «Об образовании в РФ»
от 29.12.2012
4. Организации, осуществляющие
образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего,
основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают:
Слайд 71) учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых
к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования;
2) учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Слайд 8Указ
Президента РФ
«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период
до 2024 года»
от 07 мая 2018 года № 204
(ред. от 19.07.2018)
Слайд 9В сфере образования обеспечить
1. Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение
Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;
2.
Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций;
Слайд 10Задачи
1. Внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов
обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений,
повышение их мотивации к обучению и вовлечённости в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «Технология»;
Слайд 11Задачи
2. Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей
и молодёжи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех
обучающихся;
3. Создание условий для раннего развития детей в возрасте до трёх лет, реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье;
Слайд 12Задачи
4. Создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество
и доступность образования всех видов и уровней;
5. Внедрение национальной системы профессионального роста
педагогических работников, охватывающей не менее 50 процентов учителей общеобразовательных организаций;
Слайд 13Задачи
6. Модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных
и гибких образовательных программ;
7. Формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих
профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими;
Слайд 14Задачи
8. Формирование системы профессиональных конкурсов в целях предоставления гражданам возможностей для
профессионального и карьерного роста;
9. Создание условий для развития наставничества, поддержки общественных
инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтёрства);
10. Увеличение не менее чем в два раза количества иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях высшего образования и научных организациях, а также реализация комплекса мер по трудоустройству лучших из них в Российской Федерации
Слайд 15Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642
«Об утверждении государственной программы
Российской Федерации «Развитие образования»
(ред. от 22.01.2020)
Слайд 16Срок программы: 2018-2025 годы
Цель:
Качество образования
- К 2021 году по естественно-научной
грамотности – не ниже 30 места, по читательской грамотности –
не ниже 25 места, по математической грамотности – не ниже 22 места. По оценке PISA к 2025 году – не ниже 20 места.
2) Доступность образования
Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в 2018 году – 84,77%, в 2019 году – 94,02%, в 2020-2025 годах – 100%. Для детей в возрасте от 3 до 7 лет – 100%.
3) Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций
Охват детей от 5 до 18 лет программами дополнительного образования: 2019 год – не менее 73%, 2020 – не менее 75%, 2021- 76%, 2022 – 77%, 2023 – 78,5%, 2024 – 80%
Численность обучающихся, вовлеченных в деятельность общественных объединений на базе ОО: 2019 - 2,8 млн. чел, 2024- 8,8 млн. чел.
Слайд 17Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 №
816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
Слайд 18Распоряжение Правительства РФ от 25 августа 2014 г. N 1618-р
«Об утверждении Концепции государственной семейной политики в РФ на период
до 2025 года»
Слайд 19Мероприятия Концепции
- создание условий для формирования качественной и доступной социальной
инфраструктуры дополнительного образования и досуга детей, ориентированных на создание необходимых
условий для личностного развития ребенка, позитивной социализации и профессионального самоопределения, удовлетворения индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом, научно-техническим творчеством;
Слайд 20Мероприятия Концепции
- пропаганда образа жизни семей, культивирующих здоровый образ жизни;
-
создание условий для внедрения инновационных оздоровительных и физкультурно-спортивных технологий в
работу образовательных организаций;
- обеспечение отдыха и оздоровления детей;
- пропаганда ответственного отцовства, материнства и формирование позитивного образа отца и матери;
Слайд 21Мероприятия Концепции
- повышение педагогической культуры родителей, в том числе путем
поддержки деятельности родительских советов и семейных клубов, имеющих различную целевую
направленность (семейный досуг, образование, взаимопомощь, продвижение гражданских инициатив и др.).
Слайд 22Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р
«Об утверждении стратегии развития воспитания в РФ на период до
2025 года»
Слайд 23Приоритетная задача - развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные
ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал
в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины
Слайд 24
Развитие воспитания в системе образования предполагает
обновление содержания воспитания, внедрение форм
и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания
и способствующих совершенствованию и эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов;
полноценное использование в образовательных программах воспитательного потенциала учебных дисциплин, в том числе гуманитарного, естественно-научного, социально-экономического профилей;
Слайд 25реализацию программ воспитания, которые направлены на повышение уважения детей друг
к другу, к семье и родителям, учителю, старшим поколениям, а
также на подготовку личности к семейной и общественной жизни, трудовой деятельности;
использование чтения, в том числе семейного, для познания мира и формирования личности;
совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей.
Слайд 26Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 № 3273-р «Основные принципы
национальной системы профессионального роста педагогических работников РФ, включая национальную систему
учительского роста»
Слайд 27- Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009. №
373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» (ред.
от 31.12.2015)
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010. № 1897 «Об утверждении и введении в действие ФГОС ООО» (ред. от 31.12.2015)
- Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» от 17.05.2012 № 413 (ред. от 29.06.2017)
Слайд 28Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009. № 373
«Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО»
(ред. от
31.12.2015)
27. Учебно-методическое и информационное обеспечение
Организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна быть обеспечена учебниками, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы начального общего образования на определенных учредителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, языках обучения и воспитания. Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета:
Слайд 29Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009. № 373
«Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО»
(ред. от
31.12.2015)
не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы начального общего образования;
не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы начального общего образования.
Слайд 30Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009. № 373
«Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО»
(ред. от
31.12.2015)
Организация, осуществляющая образовательную деятельность, должно также иметь доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР.
Слайд 31Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009. № 373
«Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО»
(ред. от
31.12.2015)
Библиотека организации, осуществляющей образовательную деятельность, должна быть укомплектована печатными образовательными ресурсами и ЭОР по всем учебным предметам учебного плана, а также иметь фонд дополнительной литературы. Фонд дополнительной литературы должен включать детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы начального общего образования.
Слайд 32
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010. № 1897
«Об утверждении и введении в действие ФГОС ООО»
(ред. от
31.12.2015)
26. Информационно-методические условия
Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования должно обеспечивать:
информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся и педагогических работников на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию, доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета);
Слайд 33
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010. № 1897
«Об утверждении и введении в действие ФГОС ООО»
(ред. от
31.12.2015)
укомплектованность учебниками, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования на определенных учредителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, языках обучения и воспитания. Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета:
Слайд 34
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010. № 1897
«Об утверждении и введении в действие ФГОС ООО»
(ред. от
31.12.2015)
не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы основного общего образования;
не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы основного общего образования.
Слайд 35
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010. № 1897
«Об утверждении и введении в действие ФГОС ООО»
(ред. от
31.12.2015)
Фонд дополнительной литературы должен включать: отечественную и зарубежную, классическую и современную художественную литературу; научно-популярную и научно-техническую литературу; издания по изобразительному искусству, музыке, физической культуре и спорту, экологии, правилам безопасного поведения на дорогах; справочно-библиографические и периодические издания; собрание словарей; литературу по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся.
Слайд 36Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования» от 17.05.2012 № 413 (ред.
от 29.06.2017)
Наличие:
информационно-библиотечных центров с рабочими зонами, оборудованными читальными залами и книгохранилищами, обеспечивающими сохранность книжного фонда, медиатекой;
Слайд 37Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования» от 17.05.2012 № 413 (ред.
от 29.06.2017)
Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы должно включать:
информационную поддержку деятельности обучающихся и педагогических работников на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию, доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета);
Слайд 38Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования» от 17.05.2012 № 413 (ред.
от 29.06.2017)
укомплектованность учебниками, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы среднего общего образования на определенных учредителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, языках обучения и воспитания. Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета:
Слайд 39Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования» от 17.05.2012 № 413 (ред.
от 29.06.2017)
не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы среднего общего образования;
не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы среднего общего образования.
Слайд 40Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования» от 17.05.2012 № 413 (ред.
от 29.06.2017)
Фонд дополнительной литературы должен включать: отечественную и зарубежную, классическую и современную художественную литературу; научно-популярную и научно-техническую литературу; издания по изобразительному искусству, музыке, физической культуре и спорту, экологии, правилам безопасного поведения на дорогах; справочно-библиографические и периодические издания; собрание словарей; литературу по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся.
Слайд 41
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (проект 2019 года)
Слайд 43III. Требования к условиям реализации
ООП НОО
Слайд 44Библиотека
Стол библиотекаря
Кресло для библиотекаря
Стеллажи библиотечные (демонстрационные, угловые) для
хранения и демонстрации печатных и медиа пособий и художественной литературы
Стол для выдачи пособий
Шкаф для читательских формуляров
Картотека
Столы ученические (для читального зала, модульные для коворкинга, компьютерные)
Стул ученический, регулируемый по высоте
Кресло для чтения
Слайд 45Учебно-методическое обеспечение
не менее одного учебника и (или) учебного пособия в
печатной и (или) электронной форме, необходимого для освоения программы учебного
предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету (дисциплине, курсу), входящему как в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы начального общего образования, так и в часть, формируемую участниками образовательных отношений;
Слайд 46Учебно-методическое обеспечение
доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в
том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и
региональных базах данных ЭОР;
Слайд 47Учебно-методическое обеспечение
библиотека организации должна быть укомплектована печатными образовательными ресурсами и
ЭОР по всем учебным предметам учебного плана, а также иметь
фонд дополнительной литературы. Фонд дополнительной литературы должен включать детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы начального общего образования.
Слайд 48
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (проект 2019 года)
Слайд 50III. Требования к условиям реализации
ООП ООО
Слайд 51Библиотека
Стол библиотекаря
Кресло для библиотекаря
Стеллажи библиотечные (демонстрационные, угловые) для
хранения и демонстрации печатных и медиа пособий и художественной литературы
Стол для выдачи пособий
Шкаф для читательских формуляров
Картотека
Столы ученические (для читального зала, модульные для коворкинга, компьютерные)
Стул ученический, регулируемый по высоте
Кресло для чтения
Слайд 55Информационно-методическое обеспечение
Информационно-библиотечный центр (библиотека), включающий специализированный, интерактивный программно-аппаратный комплекс, технические
средства организации деятельности библиотекаря (компьютер, многофункциональное устройство, документ-камера, сетевой фильтр,
средство организации беспроводного доступа к электронным и цифровым ресурсам), акустическая система для аудитории.
Слайд 56Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего
образования включает характеристики оснащения информационно-библиотечного центра, читального зала, учебных кабинетов
и лабораторий, административных помещений, школьного сервера, школьного сайта, внутренней (локальной) сети, внешней (в том числе глобальной) сети и направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательных отношений к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, достижением планируемых результатов, организацией образовательной деятельности и условиями ее осуществления.
Слайд 57Приказ Министерства образования и науки РФ от 15 июня 2016 г.
N 715 "Об утверждении Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров"
Слайд 58Приказ Министерства труда и социальной защиты от 10 января 2017
г. N 10н
«Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания»
Слайд 59Основная цель вида профессиональной деятельности
Организация воспитательного процесса с целью духовно-нравственного,
интеллектуального, физического развития и позитивной социализации обучающихся на основе формирования
у них опыта социально и личностно значимой деятельности, поддержки их социальных инициатив и учета индивидуальных потребностей
Слайд 62Трудовые функции
Информационно-библиотечное сопровождение учебно-воспитательного процесса
Проведение мероприятий по воспитанию у обучающихся
информационной культуры
Организационно-методическое обеспечение мероприятий по развитию у обучающихся интереса к
чтению
Слайд 63
Сведения об организациях - разработчиках
профессионального стандарта
ФГБНУ "Институт изучения детства, семьи
и воспитания Российской академии образования" (ФГБНУ "ИИДСВ РАО"), город Москва