Слайд 1Нормативное и правовое обеспечение реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в
части получения им образования в обычных образовательных учреждениях
Институт проблем интегративного
(инклюзивного) образования Московского городского психолого-педагогического университета
Москва, 2012 год
Слайд 2Дети с ОВЗ = дети с инвалидностью = дети с
отклонениями в развитии?
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения (контингент детей):
СКОУ I
вида - глухие
СКОУ II вида- слабослышащие
СКОУ III вида - слепые
СКОУ IV вида - слабовидящие
СКОУ V вида – тяжелые нарушения речи
СКОУ VI вида – нарушения опорно-двигательного аппарата
СКОУ VII вида – задержка психического развития
СКОУ VIII вида – нарушения интеллекта
Слайд 3До 80% новорожденных рождаются физиологически незрелыми
От 83% до 92% имеют
неврологическую патологию.
30% имеют генетические нарушения.
Дети-инвалиды:
врожденные аномалии (пороки развития) -22,2%
психические расстройства – 15,3%
болезни нервной системы – 13,9%
травмы – 7,1%
эндокринные заболевания - 6,8%
болезни органов дыхания – 6,5%
др. виды патологии – 28,2 %
К сведению:
Слайд 4Право на образование
Главным федеральным актом России является Конституция РФ
Статье 43 Конституции:
«Каждый имеет право на
образование …»
Закон об образовании
ФГОС для детей с ОВЗ
Слайд 5Закон РФ от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной
защите инвалидов в РФ»
В соответствии со статьями 18 и 19
Закона РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Слайд 6Закон РФ от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной
защите инвалидов в РФ»
«Детям-инвалидам дошкольного и школьного возрастов предоставляются
необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в образовательных учреждениях общего типа.
Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в учреждениях общего типа, создаются специальные образовательные учреждения.
При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому».
Слайд 7Закон РФ от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной
защите инвалидов в РФ»
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением
медико-социальной экспертизы.
Статья 7. Медико-социальная экспертиза - определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Слайд 8Реабилитация инвалидов
- это cистема и процесс полного или частичного восстановления
способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов
направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.
Слайд 9
Смысл и роль ИПР
Индивидуальная программа реабилитации (ИПР) – «реабилитационный паспорт»,
куда записываются, в соответствии с собранными рекомендациями, все реабилитационные мероприятия,
необходимые инвалиду (в нашем случае – ребенку-инвалиду) для интеграции в обществе.
Слайд 10Смысл и роль ИПР
ИПР, как он задуман законодателем, позволяет консолидировать
усилия разных ведомств с целью организации реабилитационной поддержки
всех сторон жизни конкретного ребенка-инвалида:
Жизни в семье, здоровья, воспитания и образования, профессионализации и в конечном счете – интеграции в обществе. Сосредоточивая различные финансовые потоки на помощи конкретному ребенку, ИПР представляет собой модель эффективной адресной помощи. От того, насколько правильно составлена ИПР, зависит в дальнейшем возможность успешной реабилитации.
Слайд 11
Содержание ИПР
ИПР должна содержать все необходимые инвалиду реабилитационные услуги и
технические средства реабилитации – как включенные в Федеральный перечень реабилитационных
мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и не включенные в него.
Слайд 12Мероприятия психолого-педагогической реабилитации
В разделе ИПР «Мероприятия психолого-педагогической реабилитации» прописываются оптимальный
образовательный маршрут ребенка-инвалида и коррекционная помощь, необходимая для максимальной
реализации его образовательного потенциала.
Слайд 13 Медико-социальная экспертиза
осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма
на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица
с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Слайд 14Индивидуальная
программа реабилитации
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения
соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями,
независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Однако для самого инвалида ИПР имеет рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объёма реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом.
Слайд 15Результативность ИПР
Оценка результатов проведения мероприятий медицинской, психолого-педагогической, социальной и профессиональной
реабилитации осуществляется специалистами бюро (Федерального бюро, главного бюро) при очередном
освидетельствовании инвалида.
Слайд 16Порядок и условия лица инвалидом
(утв. Постановлением Правительства РФ от
20 февраля 2006 года № 95)
Признание гражданина инвалидом осуществляется при
проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Слайд 17Основные виды нарушений функций
организма и степени их выраженности
нарушения психических
функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, интеллекта, эмоций, воли, сознания, поведения,
психомоторных функций);
нарушения языковых и речевых функций (нарушения устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия) и письменной (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи, нарушения голосообразования);
нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, болевой, температурной и других видов чувствительности);
нарушения статодинамических функций (двигательных функций головы, туловища, конечностей, статики, координации движений);
нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, кроветворения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции, иммунитета;
нарушения, обусловленные физическим уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству, аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов, нарушение размеров тела).
Слайд 18Основные категории жизнедеятельности человека
способность к самообслуживанию;
способность к самостоятельному передвижению;
способность к
ориентации;
способность к общению;
способность контролировать свое поведение;
способность к обучению;
способность к трудовой
деятельности.
Слайд 19Способность к обучению
Способность к обучению - способность к восприятию, запоминанию,
усвоению и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных), овладению навыками и умениями
(профессиональными, социальными, культурными, бытовыми):
1 степень - способность к обучению, а также к получению образования определенного уровня в рамках государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях общего назначения с использованием специальных методов обучения, специального режима обучения, с применением при необходимости вспомогательных технических средств и технологий;
2 степень - способность к обучению только в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников, детей с ограниченными возможностями здоровья или на дому по специальным программам с использованием при необходимости вспомогательных технических средств и технологий;
3 степень - неспособность к обучению;
Слайд 20Приложение N 2 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ
от 4 августа 2008 г. N 379н
Приказом определена форма ИПР для ребенка-инвалида
и порядок её разработки.
Направления ИПР ребенка-инвалида:
Мероприятия медицинской реабилитации
Мероприятия психолого-педагогической реабилитации
Мероприятия социальной реабилитации
Технические средства реабилитации и услуги по реабилитации (ТСР)
Слайд 21Мероприятия психолого-педагогической реабилитации ИПР
Получение дошкольного воспитания и обучения
Тип дошкольного образовательного
учреждения (нужное подчеркнуть):
дошкольное учреждение общего назначения;
дошкольное учреждение общего
назначения с соблюдением специального режима;
коррекционная группа в дошкольном учреждении общего назначения;
специализированное (коррекционное) учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (указать вид):
Слайд 22Мероприятия психолого-педагогической реабилитации ИПР
Получение общего образования
Тип школьного образовательного учреждения (нужное
подчеркнуть):
общеобразовательная школа общего назначения (обучение с использованием обычной программы,
в малых группах при соблюдении специального режима
учебного процесса (указать какого)
коррекционный класс (группа) в школьном образовательном учреждении общего назначения;
специализированное (коррекционное) учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (указать вид):
Слайд 23Мероприятия психолого-педагогической реабилитации ИПР
Условия получения общего образования (нужное подчеркнуть): в
общеобразовательном учреждении, на дому, в лечебном (реабилитационном) учреждении
Форма получения общего
образования (нужное подчеркнуть): очная, заочная, очно-заочная (вечерняя), семейное образование, самообразование, экстернат
Режим занятий:
учебная нагрузка в день (указывается в часах);
объем изучаемого материала (указывается в процентах от
объема учебной программы):
Слайд 24Мероприятия психолого-педагогической реабилитации ИПР
Проведение психолого-педагогической коррекции
Виды психолого-педагогической коррекции, в которой
нуждается ребенок-инвалид (нужное подчеркнуть):
коррекция несформированных высших психических функций, эмоционально-волевых
нарушений и поведенческих реакций,
речевых недостатков,
взаимоотношений в семье, детском коллективе, с учителями;
формирование мотивации к обучению, социально-бытовых навыков и других навыков (вписать каких)
Слайд 25ИПР определяет и дает:
Срок проведения мероприятий психолого-педагогической реабилитации
Исполнителя проведения
мероприятий психолого-педагогической реабилитации
Прогнозируемый результат: восстановление (компенсация) функций общения, контроля
за своим поведением; достижение психологической коррекции мотиваций к обучению, к труду (снятие рентной установки); реализация возможности получения полного общего образования
Слайд 26Мероприятия социальной
реабилитации ИПР
Социально-средовая реабилитация
Социально-педагогическая реабилитация
Социально-психологическая реабилитация
Социокультурная
реабилитация, Социально-бытовая адаптация
Физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт
Слайд 27ИПР определяет и дает:
Срок проведения мероприятий социальной реабилитации
Исполнителя проведения
мероприятий социальной реабилитации
Прогнозируемый результат:
достижение способности к самообслуживанию (полное,
частичное);
восстановление навыков бытовой деятельности (полное, частичное);
восстановление социально-средового статуса (полное, частичное)
(нужное подчеркнуть).
Слайд 28«О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 -
2015 годы» Постановление от 17 марта 2011 г. №175
Одним из приоритетных направлений государственной политики должно стать создание условий для предоставления детям-инвалидам с учетом особенностей их психофизического развития равного доступа к качественному образованию в общеобразовательных и других образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования (далее - обычные образовательные учреждения), и с учетом заключений психолого-медико-педагогических комиссий.
Слайд 29Основание для изменения ИПР
по условиям образования
Единственным специализированным
органом,
который правомочен давать рекомендации по условиям образования детей с особенностями
развития, является ПМПК, которая определяет их исходя из образовательных возможностей и потребностей ребенка.
Заключение ПМПК является основанием для изменения ИПР по условиям образования
Слайд 30«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ» (ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 24 марта 2009 г. N 95)
Комиссия создается в целях выявления детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.
Обеспечивает: а) проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее - обследование) детей в возрасте от 0 до 18 лет с целью своевременного выявления недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;
б) подготовку по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций.
Слайд 31Деятельность ПМПК
в) оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам
образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания, здравоохранения, других организаций по вопросам
воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении;
г) оказание федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида
Слайд 32«О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения)
Письмо Министерства образования РФ
от 27.03.2000 № 27/901-6
ПМПк является одной из форм взаимодействия
специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации.
ПМПк может быть создан на базе образовательного учреждения любого типа и вида независимо от организационно-правовой формы приказом руководителя образовательного учреждения при наличии соответствующих специалистов.
Слайд 33Деятельность ПМПк
ПМПк образовательного учреждения в своей деятельности руководствуется уставом образовательного
учреждения, договором между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающегося,
воспитанника, договором между ПМПк и ПМПК.
Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников.
Слайд 34"Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении" (Постановление Правительства
РФ от 12 сентября 2008 г. N 666)
ДОУ: комбинированного и
оздоровительного типа
Группы в ДОУ: комбинированной направленности
Слайд 35О СОЗДАНИИ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ И ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ (Письмо Минобрнауки РФ от 18.04.2008 № аф-150/06)
Формы
и степень образовательной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья могут варьироваться в зависимости от степени выраженности недостатков его психического и (или) физического развития. Например, дети, уровень психофизического развития которых в целом соответствует возрастной норме, могут на постоянной основе обучаться по обычной образовательной программе в одном классе со сверстниками, не имеющими нарушений развития, при наличии необходимых технических средств обучения. При этом число детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в обычном классе, как правило, не должно превышать 3 - 4 человек.
Слайд 36Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761
"О
Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017
годы"
Признает
Социальную исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении).
Ставит задачи:
Законодательного закрепления правовых механизмов реализации права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на включение в существующую образовательную среду на уровне дошкольного, общего и профессионального образования (права на инклюзивное образование).
Обеспечения предоставления детям качественной психологической и коррекционно-педагогической помощи в образовательных учреждениях.
Слайд 37Стратегия ставит задачи:
Нормативно-правового регулирования порядка финансирования расходов, необходимых для адресной
поддержки инклюзивного обучения и социального обеспечения детей-инвалидов и детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Внедрения эффективного механизма борьбы с дискриминацией в сфере образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в случае нарушения их права на инклюзивное образование.
Пересмотр критериев установления инвалидности для детей.
Слайд 38Стратегия ставит задачи:
Реформирования системы медико-социальной экспертизы, имея в виду комплектование
ее квалифицированными кадрами, необходимыми для разработки полноценной индивидуальной программы реабилитации
ребенка, создание механизма взаимодействия бюро медико-социальной экспертизы и психолого-медико-педагогических комиссий.
Внедрение современных методик комплексной реабилитации детей-инвалидов
Слайд 39Показатель реализации стратегии к 2017 году:
Снижение числа детей-инвалидов и детей
с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся по объективным причинам
вне системы образования, до 20 процентов (по разным оценкам на сегодня таких детей 40%).