Слайд 1Нормативные требования к организации образовательной деятельности в ДОО
Ст.преподаватель кафедры «Дошкольная
педагогика и психология» Масалова В.С.
Слайд 2Педагог дошкольного образования???
Преимущества профессии:
Слайд 3Нормативно-правовые основы образовательной деятельности ДОО
Слайд 4
Нормативно-правовые основы образовательной деятельности ДОО
Слайд 5
Концепция дошкольного воспитания (В.В.Давыдов, В.А.Петровский 1989г)
Слайд 6Основные направления концепции
организация предметной среды в детском саду должна быть
подчинена цели психологического благополучия ребенка.
самоценность дошкольного возраста
личностно-ориентированная модель взаимодействия
функционирование детского
сада как «открытой системы»
воспитывать - значит приобщать ребенка к миру человеческих ценностей
обучение осуществляется в контексте игровой деятельности
активное участие родителей в жизни детского сада
принцип взаимопроникновения детского сада и семьи.
воспитатель – личность может воспитать только личность.
Слайд 7Основные направления концепции
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей
гуманизация
целей и принципов образовательной работы с детьми;
раскрепощение условий жизни детей
и работы педагогов в дошкольном учреждении;
обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления ребенка;
радикальные изменения характера подготовки педагогических кадров,
Радикальные изменения условий финансирования дошкольного образования и перестройка системы управления.
Слайд 8Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013-2020г»
Слайд 11Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования на 2013-2020 годы"
Слайд 12Указ Президента РФ №761 от 01.06.2012 г. "О национальной стратегии
действий в интересах детей на 2012-2017 годы"
Главная цель стратегии -
определение основных направлений и задач государственной политики в интересах детей и ключевых механизмов ее реализации, базирующихся на общепризнанных принципах и нормах международного права.
Слайд 13Ключевые принципы Национальной стратегии
Сбережение здоровья каждого ребенка. Разработка мер, направленных
на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе
жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка, предоставление квалифицированной медицинской помощи в любых ситуациях.
Максимальная реализация потенциала каждого ребенка. Создание условий для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности
Защита прав каждого ребенка. Планирование и принятие необходимого комплекса мер по обеспечению соблюдения прав ребенка и восстановлению нарушенных прав; правовое просвещение; предоставление реабилитационной помощи каждому ребенку, ставшему жертвой жестокого обращения или преступных посягательств
Обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребенком и его семьей. Использование последних достижений науки, современных технологий, в том числе в социальной сфере. Обеспечение условий для качественной подготовки и регулярного повышения квалификации кадров во всех отраслях, так или иначе связанных с работой с детьми и их семьями.
Слайд 14Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025
года
В качестве приоритетов значится: «развитие на основе признания определяющей роли
семьи и соблюдения прав родителей кооперации и сотрудничества субъектов системы воспитания с целью совершенствования содержания и условий воспитания подрастающего поколения России».
Слайд 15Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025
года ( 1 июня 2015 г.)
Документ разработан впервые в истории
России.
Не раз подвергался экспертному обсуждению и внесению изменений.
Стратегии имеет цели, задачи, механизмы реализации
Документ был разработан в целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации, руководствуясь Конвенцией о правах ребенка
Слайд 16ФЗ «Об образовании в РФ»
Федеральный Закон «Об образовании в Российской
Федерации» - это нормативно-правовой акт Федерального уровня, который закладывает правовые,
организационные и экономические основы образования, основные принципы государственной политики в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.
Слайд 17ФЗ «Об образовании в РФ»
Закон включает в себя определение целого
ряда ключевых понятий:
Слайд 20Основные положения закона в сфере дошкольного образования:
Слайд 21Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам
- образовательным программам дошкольного образования
Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации (Минобрнауки России)
от 30 августа 2013 г. N 1014 г.)
Слайд 22 Организация и осуществление образовательной деятельности
Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую,
оздоровительную или комбинированную направленность.
Слайд 23В образовательной организации могут быть организованы также:
Слайд 25Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Слайд 26Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований
к дошкольному образованию.
Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования
Слайд 27Задачи ФГОС ДО
1.Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей,
в том числе их эмоционального благополучия;
2.Обеспечение равных возможностей для полноценного
развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3.Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней
4. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
Слайд 28Задачи ФГОС ДО
6.Формирование общей культуры личности детей, в том числе
ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, этических, интеллектуальных,
физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности
7. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8.Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9.Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей ( законных представителей) в вопросах развития и образования , охраны и укрепления здоровья детей.
Слайд 29
Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования
Реализация Программы
в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего
в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Слайд 30
Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему.
Содержание
Программы должно охватывать следующие образовательные области:
Слайд 31Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования
Слайд 32
Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования
Требования Стандарта
к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного
образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Слайд 33Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Требования к кадровым условиям реализации
Программы
Реализация Программы обеспечивается руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными, административно-хозяйственными работниками Организации
Квалификация педагогических
и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей
Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей, обозначенными в п. 3.2.5 настоящего Стандарта.
Слайд 34ФГОС ДО
1) обеспечение эмоционального благополучия через:
Непосредственное общение с каждым
ребенком,
Уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям
2) Поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности,
Создание условий для принятия детьми решений, свободного выражения своих чувств и мыслей,
Недирективную помощь детям, поддержку инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской , проектной, познавательной и т. д)
Слайд 35ФГОС ДО
3) Установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
Создание условий
для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими
к разным национально-культурным , религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные ( в том числе и ограниченные возможности здоровья,
Развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками,
Развитие умения детей работать в группе сверстников
Слайд 36ФГОС ДО
4) Построение вариативного развивающего образования , ориентированного на уровень
развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и
более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности через:
Создание условий для овладения культурными средствами деятельности,
Организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления , речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей,
Поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового пространства и времени,
Оценка индивидуального развития детей.
Слайд 37ФГОС ДО
5)Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка,
непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством
создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Слайд 38
Профессиональный стандарт педагога
(приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации
от «18» октября 2013 г. №544н)
Слайд 39Профессиональный стандарт ДО
Профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, необходимой работнику
для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
Слайд 40Профессиональный стандарт педагога ДО (18» октября 2013 г. № 544н)
Слайд 41Кадровые проблемы
Низкое качество плановых курсов: преобладание теории; ограниченность выбора тематики
курсов для ДОО; недостаточность практикумов;
Не простроенная система взаимодействия между практикой,
как механизмом реализации программных задач, и наукой, как основой развития и роста качества воспитательно-образовательной деятельности;
Недостаток квалифицированной методической помощи при переходе от традиционной системы образования к новым формам образовательной деятельности в рамках реализации ФГОС ДО;
Слайд 42Кадровые проблемы
Низкий уровень подготовки молодых специалистов;
Трудности мотивирования педагогов на
экспериментальную деятельность и инновационную деятельность ;
Трудность вовлечения большинства родителей воспитанников
во включенное сотрудничество ;
Невозможность привлечения перспективных выпускников из-за низкой популярности и конкурентно способности профессии.
Слайд 44
Профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя)
Слайд 48
СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы
в дошкольных организациях»