Слайд 1НОУ ВПО РосНОУ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
Беляева Юлия Николаевна
Слайд 2ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ
Лекция
Слайд 3План:
1. Трудовые и человеческие ресурсы
2. Трудовой потенциал и человеческий капитал
3.
Рабочая сила. Экономически активное население (ЭАН)
Слайд 4
Литература:
Закон №1032-1 от 19 апреля 1991 года «О занятости населения
в Российской Федерации»
Экономика труда / Под общ. ред. Н.А.Волгина. М.
Изд. РАГС, 2010. – 368 с.
Экономическая и социальная политика: учебно-методический комплекс для подготовки магистров. Часть II. Социальная политика: учебник под общ. ред. Н.А. Волгина, В.И. Кушлина. – М.: Изд-во РАГС, 2010. – 560 с.
Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г., Лунева Н.К. Рынок труда (практическая макроэкономика труда). Учебник. М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2007. – 900 с.
Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г., Бабынина Л.С. Экономика труда: учебник в 2 т. – М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2007.
Докторович А.Б. Социально ориентированное развитие обзества: теории и методы системного исследования: Монография. – М.: Издательство «ИКАР», 2003. – 420 с.
7. www.gks.ru – официальный сайт Федеральной службы государственной статистики
Слайд 5
Роль человека в трудовом процессе:
рабочая сила,
человеческий фактор,
трудовые ресурсы,
человеческие ресурсы,
трудовой потенциал,
интеллектуальный потенциал,
человеческий потенциал,
человеческий капитал
Слайд 6
Человек:
Макроуровень – трудовые ресурсы;
Микроуровень – рабочая сила
Слайд 7
Трудовые ресурсы –
это часть населения страны,
обладающая необходимым физическим развитием, здоровьем, образованием, культурой, способностями, квалификацией, профессиональными
знаниями для работы в сфере общественно полезной деятельности
1922 г. С.С. Струмилин
Слайд 10
Трудовые ресурсы
состоят из реальных и потенциальных работников
Слайд 13
Человеческие ресурсы (human resources) – ресурсы, воплощенные в трудоспособных индивидах
и социальных группах, которые представляют собой фактор социально-экономического развития и
являются его целью.
Носителями человеческих ресурсов
являются люди
Слайд 14
Человеческие ресурсы ключевая роль:
в социально-экономическом развитии
Одни из главных факторов
функционирования экономики на различных уровнях, особенно на уровне организации
Слайд 15носители человеческих ресурсов наделены сознанием. Следовательно, вид деятельности выбирают осознанно,
ставят определенные цели и предъявляют к обществу и экономике обоснованные
требования;
основные факторы развития человеческих ресурсов – здоровье, способности, знания, профессиональные навыки и умения их носителей;
способности, знания, профессиональные навыки и умения, а также трудовая активность – одни из ключевых факторов конкурентоспособности любой организации, эффективности социально-экономического развития;
взаимодействие субъекта управления и управляемых человеческих ресурсов признаются равнозначными;
реакция индивидов на управляющее воздействие (управление) не механическая, а осмысленно-эмоциональная;
люди способны к постоянному воспроизводству и саморазвитию человеческого ресурса, повышению его качества;
признается также необходимость инвестирования в развитие всех основных факторов человеческих ресурсов.
Сущность человеческих ресурсов
Слайд 16
Трудовой потенциал –
совокупность индивидуальных или общественных способностей к труду
и трудовых качеств. Трудовой потенциал имеет количественное измерение и качественные
характеристики.
Носители трудового потенциала –
отдельные трудоспособные индивиды, социальные группы и трудоспособная часть общества.
Слайд 18
Трудовой потенциал –
это ядро человеческого потенциала и органичный компонент
экономического потенциала, т.е. совокупной способности экономики производить материальные продукты и
услуги. Включение трудового потенциала в экономический потенциал предполагает сбалансированность человеческого и вещественных факторов производства.
Слайд 19
Человеческий потенциал –
это совокупность физиологических, интеллектуальных, психологических возможностей человека, которые
он может реализовать в процессе жизнедеятельности, а трудовой потенциал реализуется
в трудовой жизнедеятельности
Слайд 20Человеческий капитал (human capital) –
термин, обозначающий накопленные знания, умение,
мастерство, которыми обладает работник, приобретаемые им благодаря общему и специальному
образованию, профессиональной подготовке, производственному опыту. Человеческий капитал это мера, потенциальной способности приносить доход, включающая в себя врожденные способности и талант, образование и приобретенную квалификацию
Слайд 22
ИРЧП –
индекс развития человеческого капитала –
интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня
жизни, грамотности, образованности и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала исследуемой территории.
Слайд 24ИНДЕКС ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАН МИРА 2011 ГОДА
United Nations Development Programme: Human Development Index 2011.
Слайд 28Рабочая сила – совокупность интеллектуальных, духовных и физических способностей человека
к труду, которые приводятся в действие всякий раз для осуществления
какого-либо конкретного трудовой процессы (трудовой деятельности).
Рабочая сила (марксисткая точка зрения) – это способность к труду.
Слайд 29Рабочая сила существует в трех формах:
1) способность к труду (что
может делать работник?);
2) личный фактор производства (когда произошло соединение способностей
к труду или рабочей силы со средствами производства);
3) труд как целесообразная деятельность человека или использование способностей к труду.
Слайд 30 Воспроизводство рабочей силы –
это непрерывное восстановление
и поддержание физических и умственных способностей человека, постоянное возобновление и
повышение его профессионально-квалификационного и образовательного уровня
Слайд 31Фаза воспроизводства рабочей силы
Слайд 32 Трудоспособное население –
это основная часть
трудовых ресурсов в трудоспособном возрасте, обладающая необходимым психофизическим развитием, знаниями
и практическим опытом, которая способна полноценно участвовать в физическом и интеллектуальном труде.
Слайд 33Экономически активное население – совокупность занятых и безработных.
Экономически активное население
(ЭАН) - лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности
населения, которые в рассматриваемый период (обследуемую неделю) считаются занятыми или безработными.
Слайд 34Экономически неактивное население (ЭНАН)– население в возрасте 15-72 лет, которое
не входит в состав рабочей силы, т.е. занятых и безработных.
ЭНАН:
А) учащиеся или студенты, слушатели и курсанты, посещающие дневные учебные заведения (включая дневные аспирантуру или докторантуру);
Б) лица, получающие пенсии по старости и на льготных условиях, а также получающие пенсии по потере кормильцам при достижении им пенсионного возраста;
В) лица, получающие пенсии по инвалидности 1,2,3 групп;
Г) лица, занятые домашним хозяйством, уходом за детьми, больными родственниками и т.п.;
Д) отчаявшиеся найти работу, т.е. лица, которые прекратили поиск работы, исчерпав все возможности ее получения, но которые могут и готовы работать;
Е) другие лица, которым нет необходимости работать независимо от источника дохода.
Слайд 35 Занятое население –
лица в возрасте
15-72 лет, которые в рассматриваемый период (обследуемую неделю) выполняли работу
хотя бы один час в неделю по найму за вознаграждение деньгами или натурой, а так же не по найму для получения нормы прибыли или семейного дохода; временно отсутствовали на работе; выполняли на работу без оплаты на семейном предприятии
Слайд 363.1. СРЕДНЕГОДОВАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ И СТРУКТУРА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ