Слайд 1НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей экономики и права»
Гуманитарный факультет
Кафедра
социальной и консультативной психологии
Специальность 030301.65
Квалификационная (дипломная) работа
на тему:
Мотивы вступления
в брак и их взаимосвязь с динамическими основами личности у девушек
Выполнила: студентка V курса
дневного отделения
Нестерович О.А.
Научный руководитель:
старший преподаватель Власюк Н.А.
Слайд 2Актуальность темы
Семья – самая элементарная ячейка общества, вид социальной общности,
основанный на организации личного быта, супружеском союзе и родственных связях.
Первоначальную
основу семейных отношений составляет брак – легитимное признание тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства и партнерства, которые сопровождаются рождением детей.
Создание семьи - одно из самых важных событий в жизни любого человека. Брачно-семейные отношения формируются и развиваются как отражение многообразных и многовариантных межличностных контактов, а также системы ценностей супругов.
Отношения в семье в значительной степени определяются тем, какими мотивами руководствовались вступающие в брак и совпадали ли эти мотивы.
Слайд 3Актуальность работы
Данная дипломная работа позволяет:
Наглядно продемонстрировать на какие ценности в
наше время девушки обращают наибольшее внимание.
Основываясь на полученных данных
проанализировать взаимосвязь мотивов и личностных черт испытуемых.
Исходя из проанализированной информации сделать определенные выводы о влиянии нынешнего социально-экономического статуса на людей и как следствие на будущие поколения.
Слайд 4Цель, объект и предмет исследования
Целью данной работы является выявление взаимосвязи
между динамическими свойствами личности у молодых женщин и их мотивами
вступления в законный брак.
Объект исследования – 40 девушек в возрасте от 19 до 22 лет.
Предмет исследования: психология мотивированного поведения и его зависимость от динамических свойств личности.
Слайд 5Программа исследования
В работе были использованы следующие методики:
Методика "Формула темперамента" (А.
Белов)
Личностный опросник (К. Юнг)
Методика определения склонностей (Л.А. Йовайши)
Методика диагностики межличностных
отношений (Т. Лири)
Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич)
Методика оценки психологической готовности к браку (В.А. Сысенко)
Анкета «Мотивы вступления в брак» (С. И. Голод)
Слайд 6Задачи исследования
Основными задачами исследования явились:
Определение цели исследования.
Разработка теоретической части
исследования.
Формулировка рабочей концепции исследования.
Формулировка гипотез. В данной работе их 2.
Планирование
исследования.
Подготовка методик, аппаратуры, бланков.
Подготовка объекта исследования.
Сбор данных с группы испытуемых (молодые девушки в возрасте 19-22 лет).
Обработка полученных данных.
Проведение сравнительного анализа и интерпретация полученных результатов.
Формулирование выводов.
Слайд 7Гипотезы исследования
1 гипотеза исследования: мотивы вступления в брак у девушек
холериков и сангвиников отличаются большей эмоциональной направленностью, нежели у флегматиков
и меланхоликов.
2 гипотеза исследования: чем выше уровень экстраверсии, тем чаще человек руководствуется мотивами эмоциональной направленности по жизни и в отношении других людей.
Слайд 8Описание выборки испытуемых:
Выборка представляла собой одну группу из 40 испытуемых,
являющихся не замужними девушками в возрасте от 19 до 22
лет. Общее количество испытуемых – 40 человек.
Слайд 9Результаты исследования
Методика “Формула темперамента” (А. Белов)
М – средний показатель,
находится приблизительно на одном уровне для всех четырех шкал, но
показатели “Сангвиников” – 9,275 и “Холериков” – 8, 15 немного выше. Из чего следует, что у испытуемых в данной выборке преобладает экстравертированная направленность личности.
Слайд 10Личностный опросник (К. Юнг)
М – средний показатель по шкале экстраверсии
равный 51,25 баллов свидетельствует о том, что выборка попадает в
категорию амбовертов (личностей, в которых присутствуют слабовыраженные черты обоих типов, проявление которых будет зависеть от жизненных ситуаций). Но если брать в расчет максимум в 100 баллов по данной методике, а за две крайние точки экстраверсию и интроверсию то 51,25 балла это показатель который в зависимости от ситуации, но в большей части случаев будет давать экстравертированное поведение.
Слайд 11Методика определения склонностей (Л.А. Йовайши)
Средние показатели говорят нам о том,
что в данной выборке, представленной в большей мере экстравертированным типом
личности, преобладают интересы эмоциональной направленности такие как увлеченность социальными и эстетическими аспектами жизни. Исходя из полученных данных можно сделать вывод о том, что сферы требующие большой внимательности, концентрации внимания, пониженной физической активности и собранности т.е. шкалы технических интересов и умственного труда получили малый средний балл по причине экстравертированной направленности выборки заинтересованной в сферах приносящих социальную реализацию, эстетическое удовольствие, материальное обогащение для достижения поставленных целей, а так же общий тонус и активность.
Слайд 12Методика диагностики межличностных взаимоотношений (Т. Лири)
Максимальная оценка уровня по данной
методике составляет – 16 баллов, исходя из полученных результатов можно
говорить о умеренной степени выраженности всех типов взаимоотношений т.к. не один из средних показателей не превысил порога в 8 баллов.
Наибольший средний показатель по данной методике получили Тип VII Дружелюбный – 5,575 и Тип VIII Альтруистический – 6,075.
Слайд 13Методика
«Ценностные ориентации» (М. Рокич)
Терминальные ценности
Инструментальные ценности
Анализируя
диаграмму терминальных ценностных ориентаций видно, что самый значимый ранг получила
ценность “здоровье” (5), 6 место делят между собой “любовь” и “семья”, а 7 ранг получили две ценности “активная жизнь” и “хорошие друзья”. Остальные ценности занимают более низкие позиции. На последних местах находятся ценности “творчество”(13), “счастье других”(13) и “красота природы”(14).
На диаграмме инструментальных ценностей видно, что наивысшие ранги имеют такие ценности как “воспитанность” и “жизнерадостность” (6 ранг) , а так же “образованность” и “ответственность” (7 ранг). Последний (14 ранг) получили так же две ценности “высокие запросы” и “непримиримость к недостаткам”.
Слайд 14Методика оцеки психологической готовности к браку (В.А. Сысенко)
По методике оценивающей
готовность к браку средний показатель М – равен 202,8 (Рис.
12.) что в свою очередь является значением высокого уровня психологической готовности к браку у испытуемых.
На основании выше сказанного мы можем говорить о пригодности выборки для проведения исследования т.к. все испытуемые заинтересованы в создании семьи и дают высокие показатели в отношении готовности к предстоящему замужеству.
Слайд 15Анкета «Мотивы вступления в брак» (С.И.Голод)
Ранговая шкала
Анализ результатов по данной
методике представлен в виде диаграммы содержащей ранговую шкалу. Данные методики
полностью подтверждают первую гипотезу исследования т.к. все ведущие мотивы являются крайне эмоциональными.
Слайд 16Результаты корреляционного анализа данных (коэффициент линейной корреляции Пирсона) :
Условные обозначения:
Х
– корреляция параметров не проводилась
0 – корреляционная взаимосвязь отсутствует
-
обратная корреляционная взаимосвязь
- прямая корреляционная взаимосвязь
Слайд 17Заключение
Согласно полученным результатам можно сделать вывод о пригодности выборки для
подтверждения ранее выдвигаемых гипотез. Следуя полученным результатам становится ясно что
экстравертированная выборка состоит из готовых к браку женщин заинтересованных в сферах приносящих социальную реализацию. По всем методикам выборка давала высокую оценку эмоциональным интересам, мотивам и ценностям.
Данные показатели позволяют утверждать, что выдвигаемая ранее гипотеза о том, что экстраверты руководствуются эмоциональными мотивами вступления в брак и в целом по жизни полностью подтвердилась.
Результаты, полученные в ходе корреляционной обработки данных, и уровень их взаимосвязи распространяются только на данную выборку. В связи с этим для полного подтверждения или опровержения гипотезы необходимо увеличение выборки испытуемых.
Исходя из этих данных можно сказать про следующие значимые корреляционные взаимосвязи. Готовность к браку выше у людей с сангвиническим типом темперамента и заинтересованных в социальной сфере людей, т.е. у экстравертов. Так же к готовым к браку людям относятся те, что выбирают ведущими авторитарные, агрессивные, эгоистичные или наоборот альтруистичные типы взаимоотношений. С возрастом готовность к браку и экстраверсия склонны снижаться, как и проявления всех выше перечисленных типов взаимоотношений. Подтверждает эти данные так же и тот факт, что у женщин, готовых вступить в брак, заинтересованность в умственной сфере снижена, а с возрастом этот интерес склонен увеличиваться.
Что же касается результатов оценки взаимосвязи типов темперамента с остальными показателями то следует отметить то что люди с холерическим темпераментом чаще придерживаются эгоистичных и агрессивных типов построения взаимоотношений, не подчиняемы и редко дружелюбны. Заинтересованы в умственной сфере и пренебрегают материальными интересами. Сангвиники же дружелюбны, альтруистичны и не склонны к подозрительности. Кроме того заинтересованы в сфере искусства и социальных контактах.
Материалы данного исследования можно применить в различных областях прикладной и экспериментальной психологии. К таковым относится работа семейного психолога, составление психо-коррекционных программ и тренингов, а так же лонгитюдные исследования.