Слайд 1О путях развития системы образования в сельской (негородской) местности Карелии
Круглый
стол «Вопросы и проблемы развития системы образования в сельской (негородской)
местности Республики Карелия»
в рамках VII Республиканского Дня сельской школы Республики Карелия
8 февраля 2019 года
Слайд 2Информация на заседании Правительства РК 18.01.2019
Л.А. Подсадник, вице-премьера по
социальным вопросам
В Карелии 207 школ, из них 111 сельских, среди
которых 44 малокомплектных.
За последние годы численность учеников в республике увеличилась на 5 тысяч, на селе сократилась на 1 тысячу.
Средняя наполняемость класса в городских школах 25 человек, в сельских – 10. (Пример: Таунанская шк. Лахденпохского р-на – филиал).
В 2018 году в 6 сельских школах было по одному выпускнику.
В ходе Всероссийских проверочных работ в 2018 году 12 школ Карелии завысили результаты, среди них 83% сельские школы.
Выпускники сельских школ выбирают меньше предметов для сдачи ЕГЭ, чем выпускники городских школ. Профильную математику сельские дети сдают хуже городских.
В школах Карелии 137 учительских вакансий, из них 78 в сельских школах.
В сельских школах педагоги преподают по несколько предметов. (Пример: Шалговаарская шк. Медвежьегорского р-на – филиал).
Доля поступающих на обучение в учреждения профессионального образования, в среднем составляет лишь 30%.
Слайд 3Федеральный закон «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 29 декабря
2012 г. № 273-ФЗ
Глава 13. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ. Статья 99. Особенности финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования. Пункт 4.
«Для малокомплектных образовательных организаций и образовательных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах и реализующих основные общеобразовательные программы, нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования должны предусматривать в том числе затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от количества обучающихся.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации относят к малокомплектным образовательным организациям образовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, исходя из удаленности этих образовательных организаций от иных образовательных организаций, транспортной доступности и (или) численности обучающихся».
Слайд 4ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ «Об образовании» от 20 декабря 2013 года
N 1755-ЗРК
(с изменениями на 26 декабря 2016 года)
Статья 3.
п. 1. 1)
параллельные классы - группы обучающихся одного года обучения, осваивающих образовательную программу одного вида и уровня;
класс-комплект - группа обучающихся, состоящая из двух и более классов, обучение которых ведет одновременно один и тот же учитель;
малокомплектная образовательная организация - государственная общеобразовательная организация Республики Карелия, муниципальная общеобразовательная организация, расположенная в сельском населенном пункте, реализующая образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, не имеющая параллельных классов и соответствующая следующим критериям:
средняя наполняемость классов, классов-комплектов начального общего и основного общего образования не превышает 9 человек;
удаленность малокомплектной общеобразовательной организации от иной общеобразовательной организации, при которой время подвоза обучающихся превышает 30 минут;
отсутствие для обучающихся транспортной доступности иной общеобразовательной организации.
Пункт в редакции, введенной в действие с 01.01.2017 г. Законом Республики Карелия от 26 декабря 2016 года N 2087-ЗРК
Слайд 5Приказы Министерства РК «Об утверждении перечня малокомплектных образовательных организаций на
… год»
2013 год – 47 школ, из них 4 из
г. Петрозаводск;
2014 год – 51 школа, из них 3 из г. Петрозаводск;
2015 год – 52 школы, из них 2 из г. Петрозаводск;
2016 год – 59 школ, из них 2 из г. Петрозаводск.
2017 год – 48 сельских школ.
2018 год – 46 сельских школ (фактически на конец года – 44).
2019 год – 44 сельские школы (приказ МО РК от 29.12.2018 № 1087)
Из перечня 2018 года выбыли:
Куземская основная школа Кемского района;
Суоёкская начальная школа Суоярвского района.
Слайд 6Говорим на одном языке
РЕОРГАНИЗАЦИЯ - преобразование, переустройство, например, изменение структуры
и функций учреждений, организаций и др.
РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ — реструктурирование, перестройка структуры
чего-либо.
ОПТИМИЗАЦИЯ – выбор наилучшего варианта из множества возможных.
Слайд 7Говорим на одном языке
ПРИСОЕДИНЕНИЕ организации — прекращение одного или нескольких
юридических лиц с передачей всех их прав и обязанностей другому
(существующему) юридическому лицу.
ФИЛИАЛЫ — это обособленные подразделения, расположенные вне места нахождения самого юридического лица. Они не являются самостоятельными юридическими лицами и предназначены для расширения сферы действия создавших их организаций.
ФИЛИАЛИЗАЦИЯ – процесс и результат создания обособленных подразделений образовательной организации (например, школы).
СЛИЯНИЕ — это форма реорганизации, при которой несколько компаний прекращают существование в качестве отдельных юридических лиц и объединяются в одну, более крупную организацию.
Слайд 82012 г. ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
1. Образовательные
организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация
которых является основной целью их деятельности.
2. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:
1) дошкольная образовательная организация;
2) общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;
3) профессиональная образовательная организация
4) образовательная организация высшего образования.
Слайд 9ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
3. В Российской Федерации
устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:
1) организация
дополнительного образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;
2) организация дополнительного профессионального образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.
Слайд 10Типы СОО в Республике Карелия. 2014-2015гг.
Слайд 11Модель (модификация, инвариант) школы – варианты организации содержания деятельности, структуры
и форм образовательного учреждения (организации), обусловленные социокультурной ситуацией, возможностями и
ресурсами,
но прежде всего, инициативой/творчеством/«авторством» самой школы и жителей села.
Слайд 13Агрошкола
Педагогическая идея/цель – воспитание рачительного хозяина своей земли, современного селянина.
Образовательный
процесс – программы профильной и предпрофильной подготовки, внеурочной деятельности и
дополнительного образования агротехнической направленности.
Адреса опыта:
МАОУ «Татановская СОШ» Тамбовский район Тамбовской области. URL: https://tatanovo.68edu.ru/taxonomy/term/93
ГОУ Ярославской области «Багряниковская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и с ограниченными возможностями здоровья». URL: https://bagraniki.edu.yar.ru
ГБОУ Псковской области "Красногородская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - "Агрошкола". URL: https://krasnogorskay.ucoz.ru
Покрово-Ситская средняя общеобразовательная школа, Ярославская область, село Покровское.
Агрошколы успешно развиваются в Калужской, Воронежской, Липецкой, Ленинградской, Белгородской, Рязанской областях, Ставропольском крае, Республике Крым
Слайд 14Мобильный учитель
Педагогическая идея/цель – обеспечение образования, решение проблемы нехватки/отсутствия педагогических
кадров.
Образовательный процесс – Мобильный учитель - квалифицированный педагогический работник, преподающий
в отдалённых образовательных учреждениях (организациях), перемещаясь к местам работы на служебном автомобиле.
Адреса опыта:
Пермский край: Ординский район, село Красный Ясыл, МБОУ «Красноясыльская средняя образовательная школа». URL: https://www.youtube.com/watch?v=AA1NA1ahq8gэ
https://minobr.permkrai.ru/activity/mob/
Томская область URL: https://www.youtube.com/watch?v=nmH24DzXZyQ
Слайд 15Школа полного дня
Педагогическая идея/цель – обеспечение образования, в том числе,
дополнительного, организация занятости и досуга детей.
Образовательный процесс – ОП охватывает
полный день – раньше начинается и заканчивается вечером. Особая организация жизнедеятельности образовательной организации.
Адреса опыта:
г. Петрозаводск. Частная “Независимая школа”. URL: http://nezschool.ru/
г. Москва “Петровская школа”. URL: https://petrovskaja-school.ru/services/
г. Санкт-Петербурге школа полного дня «АЛЬМА МАТЕР». URL: http://alma-mater-spb.ru/
г. Североморск. МБОУ "Североморская школа полного дня«. URL: http://oshi.org.ru/
Слайд 16Школа – учительский дом
Педагогическая идея/цель – обеспечение образования без отрыва
детей от семьи.
Образовательный процесс – ОП осуществляется в здании, часть
которого – помещения для занятий, часть – для проживания педагога. Вариант малокомплектной школы.
Адреса опыта:
Алтайский край
Республика Хакасия
Источники информации:
« Учительский дом – начало начал». URL: http://www.stoletie.ru/obschestvo/uchitelskij_dom__nachalo_nachal_2011-11-14.htm.
Независимое педагогическое издание интернет – газета «Учительский дом» URL: http://www.ug.ru/
Презентация: Обеспечение современного качества общего образования в сельской малокомплектной школе путем реализации проекта «Учительский дом». URL: http://www.myshared.ru/slide/135407/
Слайд 17Школа дистанционного обучения
Педагогическая идея/цель – 1) обеспечение образования без отрыва
детей от семьи; 2) профильное обучение; 3) решение проблемы нехватки
педагогических кадров; 4) решение проблем в чрезвычайных обстоятельствах.
Образовательный процесс – ОП полностью или частично осуществляется дистанционно с использованием ИКТ-технологий и с тьюторским сопровождением.
Источники информации:
Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. – М.: Издательство МЭСИ, 1999. – 196 с.
В. Канаво. «Достоинства и недостатки дистанционного обучения через Интернет» URL: http://www.curator.ru/doplus.html
Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений/Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева; Под ред. Е. С. Полат // М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 416 с.
Полат Е.С. Модели дистанционного обучения. URL: http://hr-portal.ru/article/modeli-distancionnogo-obucheniya-polat-es
Школа для педагогов: [Электрон. дан. ] / Школа дистанционного обучения – электрон. дан. – 2014. URL: http://rodohlebova.ru/distantsionnoe-obuchenie-selskoy- v-shkole/
Слайд 18Школа – социокультурный комплекс/центр
Педагогическая идея/цель – социализация сельских детей,
патриотизм Малой Родины.
Социальная миссия СКК – живая деревня.
Образовательный процесс –
ОП дополняется различными социальными практиками, участием в ОП жителей села.
Адреса опыта:
Ноу-хау Республики Карелия
Кировская область (КОЦы)
Варианты интеграции социальных институтов села в СКК:
Ассоциация. Простое товарищество
Договорные отношения
Одно юридическое лицо
Слайд 19Благодарю за внимание
Ефлова Зинаида Борисовна,
к.п.н., исполнительный директор Ассоциации сельских школ
РК