Разделы презентаций


Об обеспечении на муниципальном уровне доступа социально ориентированных НКО к

Содержание

Ключевая задачаобеспечить поэтапный доступ СОНКО, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, исходя из целесообразности доведения им до 10 процентов средств, предусмотренных на

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Об обеспечении на муниципальном уровне доступа социально ориентированных НКО к бюджетным

средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению
Межрегиональный ресурсный центр

для поддержки участия СОНКО в повышении качества и доступности социальных услуг и в эффективном публичном управлении в социальной сфере: развитие ассортимента и качества поддержки

Центр гражданского анализа и независимых исследований (ГРАНИ)
Об обеспечении на муниципальном уровне доступа социально ориентированных НКО к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг

Слайд 2Ключевая задача
обеспечить поэтапный доступ СОНКО, осуществляющих деятельность в социальной сфере,

к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, исходя

из целесообразности доведения им до 10 процентов средств, предусмотренных на реализацию соответствующих программ субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
Ключевая задачаобеспечить поэтапный доступ СОНКО, осуществляющих деятельность в социальной сфере,  к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление

Слайд 3На что можно опираться

На что можно опираться

Слайд 4Комплекс мер, направленных на обеспечение поэтапного доступа СОНКО, осуществляющих деятельность

в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных

услуг населению, на 2016 - 2020
Комплекс мер, направленных на обеспечение поэтапного доступа СОНКО, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым

Слайд 5Методические материалы по разработке комплексного плана субъекта РФ по обеспечению

поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной

сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению
Методические материалы по разработке комплексного плана субъекта РФ по обеспечению поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих

Слайд 6Модельный проект комплексного плана мероприятий
Координация деятельности органов власти, а также

других заинтересованных сторон, по обеспечению доступа СОНКО к предоставлению услуг

в социальной сфере
Координационный орган
рекомендаций муниципальным образованиям
Поддержка реализации муниципальных программ поддержки СОНКО
Рейтинг муниципальных образований по поддержке СОНКО
Мониторинг реализации мер по обеспечению доступа

2. Обеспечение доступа СОНКО к реализации услуг в социальной сфере за счет бюджетных средств
Анализ НПА и правоприменительной практики на предмет устранения барьеров
Проведение мониторинга предоставления услуг в социальной сфере
Мероприятия и целевые показатели по обеспечению поэтапного доступа – по сферам
Программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки гражданских служащих, сотрудников государственных и муниципальных учреждений – по взаимодействию с СОНКО

3. Расширение механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций
Анализ и оценка эффективности существующих мер, направленных на развитие СОНКО
Расширение и совершенствование поддержки СОНКО
Предоставление поддержки ресурсных центров, ЦИС и др.
Содействие развитию кадрового потенциала СОНКО
Проведение информационной кампании
Модельный проект комплексного плана мероприятийКоординация деятельности органов власти, а также других заинтересованных сторон, по обеспечению доступа СОНКО

Слайд 7План мероприятий («дорожная карта») «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению

услуг в социальной сфере»
Утвержден Распоряжением Правительства РФ от 08.06.2016 №

1144-р
План мероприятий («дорожная карта») «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере»Утвержден Распоряжением Правительства РФ

Слайд 8План мероприятий («дорожная карта») «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению

услуг в социальной сфере»





План мероприятий («дорожная карта») «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере»

Слайд 9Цель реализации "дорожной карты" - расширение участия негосударственного сектора экономики

в оказании услуг в социальной сфере
План мероприятий («дорожная карта») «Поддержка

доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере»
Цель реализации

Слайд 10Контрольные показатели реализации "дорожной карты"

Контрольные показатели реализации

Слайд 11Федеральный закон «О государственном (муниципальном) заказе на оказание государственных (муниципальных)

услуг в социальной сфере (проект)

Федеральный закон «О государственном (муниципальном) заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере (проект)

Слайд 12Федеральный закон «О государственном (муниципальном) заказе на оказание государственных (муниципальных)

услуг в социальной сфере» (проект)

Федеральный закон «О государственном (муниципальном) заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» (проект)

Слайд 13Что будет необходимо сделать
Определить, какие именно услуги в программах являются

базой для выделения их них тех, что можно передавать СОНКО


Выявить и проанализировать НПА, формирующие доступ негосударственных поставщиков к оказанию услуг по бюджетным основаниям.
Обратить внимание на наличие НПА, формирующих формы предоставления финансирования
Проверить наличие СОНКО и предпринять действия по резкому увеличению субъектов НКО-деятельности на территории

Разработать муниципальный Комплексный план действий по доступу СОНКО к реализации услуг в социальной сфере за счет бюджетных средств
Сформировать межведомственную рабочую групп или иной межведомственный орган

Что будет необходимо сделатьОпределить, какие именно услуги в программах являются базой для выделения их них тех, что

Слайд 14Методические рекомендации для ОМСУ по выделению
в составе мероприятий муниципальных

программ услуг для передачи их оказания за счет бюджетных средств

СОНКО
(проект – Центр ГРАНИ)

Используемые понятия
СОНКО как поставщики услуг в социальной сфере
социальные услуги - Государственные (муниципальные) услуги в социальной сфере - законопроект «О государственном (муниципальном) заказе … в социальной сфере»
Бюджетные средства и муниципальные программы
Доступ к бюджетным средствам
Механизмы передачи бюджетных средств СОНКО
Закупка услуг
Предоставление СОНКО субсидий на оказание услуг
Конкурентные способы отбора исполнителей - законопроект «О государственном (муниципальном) заказе … в социальной сфере»
Подходы к выделению в составе мероприятий муниципальной программы услуг, которые могут оказываться СОНКО – с примерами
Мероприятия, в рамках которых предусмотрена передача бюджетных средств СОНКО в виде субсидий.
Мероприятия, в рамках которых предусмотрена закупка услуг.
Мероприятия, содержание которых позволяет существующим в муниципалитете СОНКО оказывать в их рамках социальные услуги населению
Пошаговые действия по определению мероприятий муниципальных программ, в реализации которых за счет бюджетных средств могут принимать участие СОНКО
Корректировка муниципальных программ (при необходимости)

Методические рекомендации для ОМСУ по выделению в составе мероприятий муниципальных программ услуг для передачи их оказания за

Слайд 15Производство соцуслуг : что быстрее: ограничения или возможности?
ОКНО ВОЗМОЖНОСТЕЙ
Госполитика оптимизации

сети учреждений и развития рынка в соцсфере ;
Приоритеты в поддержке

СОНКО;
Потребности экономики домохозяйств в кризис
Приоритеты национальных стратегий в интересах… корреспондируются с возможностями СОНКО (или «дырками» в нынешней системе)
Наличие опыта оказания «особых» услуг
ОГРАНИЧЕНИЯ
деловая инфантильность СОНКО;
ресурсный дефицит
Неустойчивость качества и объема услуг СОНКО
непривлекательность рабочих мест в СОНКО для специалистов
поколенческий переход лидеров
отсутствие возможности статус кво.


Делать:
Бенчмаркинг: изучать, как был создан успешный опыт производства соцуслуг СОНКО
Использовать имеющиеся в СОНКО и в системе поддержки СОНКР ресурсы не на проедание - до того времени, как придется освободить один из стульев
СОНКО найти свое место в становящемся новом рынке услуг для населения (домохозяйств)
Очень быстро осваивать «дыры» ы системе бюджетного производства социальных услуг
Растить у себя «директора по производству», включиться в программу самозанятости
Строить производственную цепочку с бизнесом ( и возможно учреждениями)
Согласовать приоритеты решения соцзадач в своей собственной стратегии

Производство соцуслуг : что быстрее: ограничения или возможности?ОКНО ВОЗМОЖНОСТЕЙГосполитика оптимизации сети учреждений и развития рынка в соцсфере

Слайд 16ОСОБЕННОСТИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НКО, СОЗДАВАЕМЫХ ЗАНОВО ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ

ОСОБЕННОСТИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НКО, СОЗДАВАЕМЫХ ЗАНОВО ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ

Слайд 17Базовые вопросы
Если НКО могут быть созданы специально из высвобождающихся сотрудников

учреждений или иных специалистов, то как усилить НКО-составляющую в их

деятельности?
Какие особенности требований к организации и деятельности СОНКО должны быть учтены?
Какая поддержка может быть предоставлена СОНКО , оказывающей социальные услуги?
Базовые вопросыЕсли НКО могут быть созданы специально из высвобождающихся сотрудников учреждений или иных специалистов, то как усилить

Слайд 18Особенности НКО по сравнению с БУ
Цели деятельности определяются только Уставом,

разрешено только то что упоминается в Уставе
Независимость. Ограниченность ведомственного и

общественного контроля (на предмет целевого расходования средств, выполнения стандартов при бюджетном финансировании).
Автономность принятия решений (в зависимости от ОПФ) и неподконтрольность ОИВ
Меньший объем требований к администрированию и отчетности, специфика ведения бух.учета
Меньший объем гарантий для сотрудников, другой тип работника (в госсектор идут за стабильностью, в НКО идут за самореализацией и реализацией миссии – важен результат)
Широкие возможности привлечения внебюджетных средств
Возможности для кооперации и партнерства
Гибкость, свобода творчества для реализации Уставных целей

26.04.2016

Центр ГРАНИ

Особенности НКО по сравнению с БУЦели деятельности определяются только Уставом, разрешено только то что упоминается в УставеНезависимость.

Слайд 19Сложности, к которым нужно быть готовым
Отношения РОИВ и МСУ с

НКО нужно выстраивать как партнерские. Решения должны приниматься и утверждаться

в порядке, предусмотренным уставом (как правило на началах коллегиальности). ОИВ не может вмешиваться во внутренние вопросы и навязывать решения.
Ключевой вопрос - как сохранить профессиональные кадры, будут ли они готовы работать по новым правилам и в новых условиях. Новые подходы в рекрутировании новых сотрудников.
Много зависит от руководителя, которому предстоит переформатировать деятельность от предсказуемой работы «по инструкции» к «постоянному творческому поиску источников финансирования»


26.04.2016

Центр ГРАНИ

Сложности, к которым нужно быть готовымОтношения РОИВ и МСУ с НКО нужно выстраивать как партнерские. Решения должны

Слайд 20Новые навыки, которые предстоит освоить
Новые возможности фандрайзинга (навыки участия в

конкурсах грантов всех уровней, привлечения частных средств)
Включение в сообщество НКО,

участия в мероприятиях, обучающих программах
Выстраивание работы с волонтерами, спонсорами, благотворителями
Получение льгот и поддержки


26.04.2016

Центр ГРАНИ

Новые навыки, которые предстоит освоитьНовые возможности фандрайзинга (навыки участия в конкурсах грантов всех уровней, привлечения частных средств)Включение

Слайд 21Инфраструктурная поддержка СОНКО – поставщиков услуг в социальной сфере
Создавать

среду, в которой НКО смогли бы:
гибко перестраивать свои программы, набор

услуг, свою структуру, чтобы продолжать работу в условиях сокращения финансирования;
выявлять и привлекать дополнительные ресурсы;
отслеживать важнейшие тенденции в политике властей, в развитии общества;
следить за появлением различных инноваций в практике управления НКО, фандрайзинга, в коммуникационной сфере;
участвовать вместе с коллегами в формировании стратегии развития сектора, совместно отстаивать свои интересы.

Смысл инфраструктуры поддержки СОНКО в данном случае – снижать издержи в ведении деятельности по предоставлению соцуслуг

ЦЕНТР ГРАНИ

Инфраструктурная поддержка СОНКО – поставщиков услуг в социальной сфере Создавать среду, в которой НКО смогли бы:гибко перестраивать

Слайд 22Логика поддержки (Из городской концепции) : от поддержки всех НКО

и имеющегося опыта к стратегическим инициативам по развитию СО НКО
Стимулирование

госуд. и м/народных инвестиций в НКО

Поддержка производства соц услуг

Программы благотворительных фондов

Благоприятная среда для СО НКО

Институты развития СО НКО

ЦЕНТР ГРАНИ

Логика поддержки (Из городской концепции) : от поддержки всех НКО и имеющегося опыта к стратегическим инициативам по

Слайд 23Совокупность функций ресурсной поддержки НКО (г.Пермь)
32 общественных центра
Библиотеки и ЦПГА
Дом

учителя, Союз журналистов
Частные помещения
Другие
Анализ и
мониторинг
Информационная
поддержка
Интернет-портал
Союз журналистов
Пермская гражданская

палата
Пермский правозащитный центр
ЦПГА
Центр ГРАНИ

Пермская гражданская палата
Общественные центры
ЦПГА

Техническая
помощь

Методическая
поддержка

ЦЕНТР ГРАНИ

Совокупность функций ресурсной поддержки НКО (г.Пермь)32 общественных центраБиблиотеки и ЦПГАДом учителя, Союз журналистовЧастные помещенияДругие Анализ и мониторингИнформационная

Слайд 24Учесть требования к началу деятельности, соответствующие планируемой деятельности
Устав (виды деятельности,

и т.п. )
Регистрация (фиксация территории , на которой ведется

деятельность и т.п.)
Проблема юридического адреса (в т.ч. в ракурсе возможного контроля)
Статистические коды
Выбор банка:
если предполагается получение президентских грантов – то Сбербанк и ВТБ
Стоимость РКО, наличие электронного обслуживания
Банки, сотрудничающие с региональным гарантийным фондом для МСБ
И др.

Учесть требования к началу деятельности, соответствующие планируемой деятельностиУстав (виды деятельности, и т.п. ) Регистрация (фиксация территории ,

Слайд 25Возможная поддержка
Модельные уставы: консультации, информация на портале.
Предоставление консультаций и

сопровождения регистрации: консультации, в т.ч. выездные юриста и сопровождение регистрации
Компенсация

издержек на регистрацию, в т.ч. в рамках программ самозанятости
Поддержка (получение субсидии) на открытие в МО филиала, подразделения имеющейся НКО, в которую будут затем приняты сотрудники
Организация патронажа руководителей существующей НКО – организации: ассоциации, клубы, индивидуальное менторство ( в т.ч. с соответствующей компенсацией издержке)
Возможная поддержка Модельные уставы: консультации, информация на портале.Предоставление консультаций и сопровождения регистрации: консультации, в т.ч. выездные юриста

Слайд 26Требования к ведению возмездной деятельности, в т.ч. оказанию платных услуг

Деятельность НКО, приносящая доход должна отвечать следующим требованиям:
осуществляться только,

если это предусмотрено Уставом организации;
соответствовать целям создания НКО;
осуществляться наряду с уставной деятельностью, не подменять собой уставную деятельность;
сопровождаться ведением раздельного учета доходов и расходов от приносящей доход деятельности и прочей уставной деятельности.
Полученная прибыль должна направляться на достижение уставных целей деятельности организации.
НКО может выплачивать в рамках трудового законодательства премии сотрудникам. Для этого в организации должно быть принято положение о премиях.

Требования к ведению возмездной деятельности, в т.ч. оказанию платных услуг Деятельность НКО, приносящая доход должна отвечать следующим

Слайд 27Требования к руководящим органам, руководителю и персоналу
Вытекают из требований :
к

квалификации ( в зависимости от услуги)
к форме НКО (
к потенциальной

открытости ( в составе управляющих органов – например попечительского совета - есть благополучатели)
Поиск и рекрутинг специалистов
Создание разнообразных рабочих мест
Обучение специалистов
Обязательное привлечение волонтеров и специалистов pro-bono




Требования к руководящим органам, руководителю и персоналуВытекают из требований :к квалификации ( в зависимости от услуги)к форме

Слайд 28Возможная поддержка
Пакет по кадровому делопроизводству и по отношениям ГПХ,

возможно аутсорсинг
Доступ к консультациям, в т.ч. выездным,
Рабочие места

(постоянные или для отдельных функций)в бизнес-инкубаторе, коворкинге, учреждениях; доступность в этих местах информационно-правовых систем
«Панель» специалистов , резюме.
Правила /программы/проекты повышения квалификации,в т.ч. общеотраслевые

Возможная поддержка Пакет по кадровому делопроизводству и по отношениям ГПХ, возможно аутсорсинг Доступ к консультациям, в т.ч.

Слайд 29Требования к обеспечению финансирования
Правила приема средств иностранных источников
Ведение раздельного учета

в разрезе средств
Прием средств от граждан, требования к оформлению, учету

и хранение
Правила и методы участия в конкурсе субсидий и грантов для СОНКО
Формирование истории для подтверждения квалификации и опыта организации


Требования к обеспечению финансированияПравила приема средств иностранных источниковВедение раздельного учета в разрезе средствПрием средств от граждан, требования

Слайд 30Требования к защите прав получателей услуг
Информирование, комфортность
Защита персональных данных
Защита прав

потребителей
Требования к направлению ответа на запрос гражданина
И др.

Требования к защите прав получателей услугИнформирование, комфортностьЗащита персональных данныхЗащита прав потребителейТребования к направлению ответа на запрос гражданинаИ

Слайд 31Контроль и надзор. Учет и отчетность
Ежегодная отчетность в органы контроля

- Минюст
Отчетность в органы статистики
Публичная отчетность
Содержательная, финансовая и

публичная отчетность за получение субсидии (на реализацию проекта)
Общественный контроль и независимая оценка
Учет труда, в т.ч.волонтеров и про-боно
Учет мероприятий , в т.ч. В разрезе средства , а также в рамках направлений уставной деятельности



Контроль и надзор. Учет и отчетностьЕжегодная отчетность в органы контроля - Минюст Отчетность в органы статистики Публичная

Слайд 32Возможная поддержка
Аудит деятельности на соответствие …
Аутсорсинг учетных и отчетных функций
Консалтинг

для «типовых сложнх ситуаций»…
Адаптационные мроприятия и программы в жизнь НКО

сетей, сообществ и т.п.



Возможная поддержкаАудит деятельности на соответствие …Аутсорсинг учетных и отчетных функцийКонсалтинг для «типовых сложнх ситуаций»…Адаптационные мроприятия и программы

Слайд 33http://grany-center.org/
E-mail: info@grany-center.org
Тел./факс: (342) 211-08-80, 211-09-90
Спасибо за внимание
Центр ГРАНИ
26.04.2016

http://grany-center.org/ E-mail: info@grany-center.org Тел./факс: (342) 211-08-80, 211-09-90Спасибо за вниманиеЦентр ГРАНИ26.04.2016

Слайд 34Пример (ОО «Территория семьи»)
Целевая группа -типичные проблемы
Одинокие матери с детьми

от 1,5 до 3 лет (отсутствие места в д/с, нет

возможности устроиться на работу)
Многодетные малоимущие семьи (потеря работы одним из родителей)
Семьи с детьми-инвалидами (большое количество средств уходит на лечение и реабилитацию ребенка)
Низкий уровень дохода, отсутствие собственного жилья (затраты на аренду жилья)
Семьи выпускников детских домов – отсутствие родительских компетенций, низкий уровень самоорганизации, самообеспечения, неумение рационального ведения хозяйства.

Ежемесячное число обращений до 60 нуждающихся семей (постоянный рост)
Территория – в пределах городского района

Ресурсы организации
Работает 4 специалиста, 4 специалиста пробоно, 10 волонтеров
Социальный склад - привлекают до 180 кг одежды и обуви в месяц

26.04.2016

Центр ГРАНИ

Пример (ОО «Территория семьи»)Целевая группа -типичные проблемыОдинокие матери с детьми от 1,5 до 3 лет (отсутствие места

Слайд 35  Содержание и стоимость государственной услуги
26.04.2016
Центр ГРАНИ
Средняя стоимость государственных услуг оказываемых

одной женщине,
семье «группы риска» в месяц составляет 1 681

руб. 06 коп.
  Содержание и стоимость государственной услуги 26.04.2016Центр ГРАНИСредняя стоимость государственных услуг оказываемых одной женщине, семье «группы риска»

Слайд 36Дополнительные услуги для получателей
Типичный набор разовой натуральной помощи, его примерная

стоимость (или перечень вещей и продуктов).
Натуральная помощь: сезонная одежда,

обувь для детей и родителей, как верхняя, так и повседневная; примерная стоимость на семью из 3 человек (мама и двое детей школьного возраста) – от 1500 до 7000 р. (в среднем)
Продуктовая корзина (по 1 уп.): греча (рис), овсянка, манная каша, масло растительное, консервы рыбные, мясные, чай, сахар, мука, макароны; средняя стоимость – 500-600 р.
Дополнительные запросы: коляски (зимние, летние прогулочные), подгузники, бытовая химия, бытовая техника, посуда, мебель (шкафы, кровати, детские кроватки и т.п.).

Дополнительная помощь и услуги
Помощь риелтора (услуги пробоно)- поиск вариантов приобретения жилья с использованием средств государственной поддержки (федеральный материнский (семейный) капитал, региональный материнский капитал, программа «Молодая семья» и т.п.), поиск жилья для аренды.
Содействие в трудоустройстве - помощь в составлении резюме, поиске рабочего мест (например, по договоренности с бизнес-компаниями-партнерами).

26.04.2016

Центр ГРАНИ

Ресурсы организации
Работает 4 специалиста, 4 специалиста пробоно, 10 волонтеров
Социальный склад - привлекают до 180 кг одежды и обуви в месяц

Охват услугами
Раздают до 60 продуктовых наборов в месяц

7 семей в кризисе на сопровождении (юрист, психолог)

Дополнительные услуги для получателейТипичный набор разовой натуральной помощи, его примерная стоимость (или перечень вещей и продуктов). Натуральная

Слайд 37Консультационно-методическое содействие по применению механизмов привлечения НКО к оказанию муниципальных

услуг в социальной сфере
Контакты:
Мусин Дамир Альфатуллович, Кочева Ольга Николаевна ,


тел. (342) 211-08-80, 211-09-90 e-mail: info@grany-center.org

Консультирование по выделению в составе мероприятий муниципальных программ услуг для передачи их оказания за счет бюджетных средств СО НКО
Анализ возможностей применения различных механизмов (заказ, целевые и нецелевые потребительские субсидии), подготовка обоснований, предложений и расчетов для принятия управленческих решений.
Подготовка необходимых документов (проектов НПА, положений, технических заданий, проектов договоров и т.д.).
Проведение обучающих мероприятий.
Оценка реализуемых действий, подготовка рекомендаций по совершенствованию применяемых механизмов.

Консультационно-методическое содействие по применению механизмов привлечения  НКО к оказанию муниципальных услуг в социальной сфереКонтакты:Мусин Дамир Альфатуллович,

Слайд 38http://grany-center.org/
E-mail: info@grany-center.org
Тел./факс: (342) 211-08-80, 211-09-90
Спасибо за внимание
Центр ГРАНИ
26.04.2016

http://grany-center.org/ E-mail: info@grany-center.org Тел./факс: (342) 211-08-80, 211-09-90Спасибо за вниманиеЦентр ГРАНИ26.04.2016

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика