Слайд 1Об основных изменениях в санитарно-эпидемиологических требованиях к организациям, оказывающим медицинскую
помощь, в том числе к организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий
по профилактике инфекционных заболеваний в этих организациях
Слайд 2Об утверждении Санитарных норм и правил "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям,
оказывающим медицинскую помощь, в том числе к организации и проведению
санитарно-противоэпидемических мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний в этих организациях", признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь
Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 5 июля 2017 г. № 73
Регистрационный номер Национального реестра 8/32216
Дата включения в Национальный реестр 13.07.2017
Дата вступления в действие: 10 августа 2017г.
Слайд 3Утратили силу 6 ТНПА, в том числе
Санитарные нормы и правила
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям здравоохранения, оказанию медицинских услуг, в том
числе по косметологии, а также к организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний в организациях здравоохранения», утв. постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 28 октября 2013 г. № 107
Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы «Гигиенические требования к условиям труда медицинских работников, занятых в кабинетах ультразвуковой диагностики», утв. постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 18 ноября 2008 г. № 194
СанПиН №11-132-2000 РБ «Гигиенические и противоэпидемические требования к технологии спелеотерапии в калийных рудниках», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 10 ноября 2000 г. № 52
СанПиН №11-7-2002 РБ «Санитарные правила и нормы к проектированию и эксплуатации галокамер и спелеоклиматических камер медицинского назначения», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 21 ноября 2002 г. № 84.
Слайд 4:
17 глав
СанПин №73
2 приложения
3 гигиенических норматива
Предельно допустимые значения параметров
в кабинетах УЗД
Слайд 5СанПин №73 распространяется
- строящиеся, реконструируемые, действующие (если иное не установлено
настоящими Санитарными нормами и правилами) организации здравоохранения;
- другие организации, которые
наряду с основной деятельностью также осуществляют медицинскую деятельность в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;
индивидуальные предприниматели, осуществляющие в установленном законодательством Республики Беларусь порядке медицинскую деятельность.
(в соответствии с номенклатурой ОЗ, может применяться и для аптек)
Слайд 6Объединены главы 2 и 3 Санитарных норм и правил, утвержденных
постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.10.2013 № 107 в
одну главу 2 «Санитарно-эпидемиологические требования к территории и размещению организации».
Исключена Глава «Санитарно-эпидемиологические требования к проведению профилактики инфекционных заболеваний в туберкулезных больницах».
Включена глава «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и эксплуатации фельдшерско-акушерских пунктов, амбулаторий».
Включено приложение 1 «Минимальный состав и площади отдельных помещений организаций, оказывающих медицинскую помощь».
Слайд 7Изменения в СанПине
п. 1 – добавлено требование к микроклимату организаций
здравоохранения;
п. 4 - изложен «Текущий, капитальный ремонт зданий и помещений
организаций, ремонт (замена) инженерного оборудования, систем отопления … в соответствии с перечнем мероприятий, утвержденных руководителем организации в установленном порядке;
п. 7 добавлен – «Организации как объекты социальной инфраструктуры, а также работы и услуги, представляющие потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, подлежат государственной санитарно-гигиенической экспертизе в соответствии с законодательством Республики Беларусь»;
Слайд 8п. 12 – ссылка на СанПин по территории Санитарные нормы,
правила и гигиенические нормативы «Гигиенические требования к содержанию территорий населенных
пунктов и организаций», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 1 ноября 2011г. № 110, с изменением, утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 12 октября 2015 г. № 102(в части требований к территории);
п. 17 – установлено требования к площадям помещений организаций здравоохранения «… минимальный состав и площади отдельных помещений организаций должны соответствовать требованиям, указанным в приложении к настоящим Санитарным нормам и правилам «Минимальный состав и площади отдельных помещений организаций» (далее – приложение 1);
Изменения в СанПине
Слайд 9Изменения в СанПине
п. 20 добавлен – допускается использование общих вспомогательных,
санитарно-бытовых, инженерных и технических помещений, в том числе входа (выхода),
вестибюля (места для ожидания пациентами приема), гардероба, комнаты для работников, помещения для обработки, сушки, хранения уборочного инвентаря, хранения расходных материалов, использованных медицинских изделий (далее – подсобное помещение), туалета для кабинета приема пациентов, используемого для проведения медицинским работником консультаций, массажа и (или) иной медицинской помощи без нарушения целостности кожных покровов и слизистых оболочек пациентов, расположенных в зданиях административного и общественного назначения; помещений для оказания косметологических услуг в составе помещений субъекта, оказывающего услуги парикмахерских
Слайд 10Изменения в СанПине
п. 21 добавлен – «Допускается устанавливать непосредственно в
кабинете приема пациентов медицинские изделия, необходимые для приема врача-специалиста, при
использовании которых не происходит нарушения целостности кожных покровов и слизистых оболочек пациента»;
п. 27 (требования к туалетам) – отсутствует требование к наличию специальных поручней возле унитазов; дополнено – «В строящихся, реконструируемых организациях при кабинете гидроколонотерапии, ирригоскопии должен предусматриваться отдельный туалет для пациентов.
В строящихся больничных организациях должно быть предусмотрено наличие санитарного узла для каждой палаты»;
Слайд 11Изменения в СанПине
п. 31 требования к внутренней отделке – «Стены,
полы и потолки лечебных помещений организаций должны быть выполнены из
влагостойких материалов, устойчивых к моющим и дезинфицирующим средствам. Использование обоев в административных помещениях допускается»; добавлено требования к отделки кабинета УЗД.
п. 32 – «В палатах хосписов, административных помещениях, залах для занятий лечебной физкультурой, помещениях для психотерапии допускается использование ковров и иных съемных покрытий пола, при обеспечении их влажной уборки и дезинфекции»;
п. 35 – определены показатели температуры воздуха в помещениях в соответствии с гигиеническим нормативом
Слайд 12Изменения в СанПине
п. 40 – «… В помещениях самостоятельного кабинета
приема допускается неорганизованный воздухообмен за счет проветривания помещений через открывающиеся
фрамуги, естественная вентиляция»;
п. 45 – «Профилактический осмотр, обслуживание и ремонт систем вентиляции и кондиционирования воздуха помещений организации должны проводиться с учетом рекомендаций их производителя, рекомендаций проектных организаций и организаций, проводящих паспортизацию систем вентиляции»;
п. 46 (89 пункт СанПин 107) – по резервному горячему водоснабжению при проектировании, строительстве и реконструкции добавлены помещения: процедурные, прививочные, ванные и душевые, манипуляционные, эндоскопические, помещения пищеблоков, ЦСО, молочных комнат, стерилизационных, автоклавных.
Слайд 13Изменения в СанПине
п. 48 – добавлены помещения процедурных, в т.ч.
для забора крови, прививочные, смотровые для установки кранов с локтевым
управлением;
п. 49 – отсутствует требования к установке возле умывальников мусорных ведер с крышкой, регулируемой педальным механизмом;
п. 54 – изложены требования к мебели в лечебных помещениях
п. 55 – «В помещениях организаций должны проводиться ежедневные и генеральные уборки. …Порядок проведения уборок утверждается руководителем организации»
Слайд 14Изменения в СанПине
п.п. 57 и 58 - добавлены требования по
уборке помещений роддома и операционного блока;
п. 59 – внесены изменения
по кратности проведения генеральных уборок (ранее генеральная уборка в стоматологических кабинетах проводилась с кратностью 1 раз в 7 дней, в соответствии с СанПин №73 1 раз в 7 дней только в хирургических стоматологических кабинетах);
п. 61 – изменения по возможности хранения уборочного инвентаря «В организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях мощностью до 50 посещений в смену и больничных организациях мощностью не более 25 коек, допускается хранение уборочного инвентаря в специально выделенном шкафу»
Слайд 15Изменения в СанПине
п. 62 добавлено требование по необходимости выделения отдельного
уборочного инвентаря для палат анестезиологии и реанимации;
п. 63 – введено
новое требование «При проектировании, строительстве, реконструкции, размещении организации должен быть предусмотрен отдельный кран для забора воды, предназначенной для уборки помещений организации»;
п. 64 – введено новое требование «…Организацией должен быть обеспечен контроль качества проведения уборки в рамках программы производственного контроля с проведением микробиологического мониторинга объектов внешней среды, в том числе проводимого клининговыми компаниями»
Слайд 16Изменения в СанПине
п. 67 новое требование по возможности стирки белья
в специальных помещениях «В организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных
условиях мощностью до 100 посещений в смену и больничных организациях мощностью не более 25 коек, допускается предусматривать стирку белья (СО, полотенец, салфеток) в специально выделенных для этих целей двух помещениях или в одном помещении с разделением на 2 зоны: для сбора, временного хранения грязного белья и его стирки; для сушки, глажения и временного хранения чистого белья»;
п. 68 – прописано о необходимости дезинфекции белья «Белье из инфекционных, туберкулезных, дерматовенерологических, обсервационных отделений, отделений гнойной хирургии, а также белье, загрязненное кровью, биологическими жидкостями, секретами и экскретами организма (далее – биоматериал) пациента, должно перед стиркой или в процессе стирки подвергаться дезинфекции»
Слайд 17Изменения в СанПине
п. 80 – «Работники организаций должны проходить медицинские
осмотры и своевременно получать профилактические прививки в соответствии с законодательством
Республики Беларусь»;
п. 84 – изменено требование к хранению санитарной одежды «В организации должны быть созданы условия для раздельного хранения в шкафах личной (домашней) одежды и обуви и СО, сменной обуви работников. Хранение СО должно проводиться раздельно с учетом видов деятельности работников в изолированных секциях шкафов (гардеробных)» (в 107 шкафы были индивидуальные двухсекционные);
п. 96 – «…при проведении медицинских вмешательств коротко подстригать ногти, не носить искусственные или нарощенные ногти, кольца, наручные часы, браслеты»
Слайд 18Изменения в СанПине
п. 92 изменились требования по использованию стерильных медицинских
перчаток:
- при медицинских вмешательствах, в ходе выполнения которых возможен контакт
со стерильными полостями и зонами организма пациента;
- при проведении хирургических медицинских вмешательств и операций;
- при родоразрешении;
- при проведении инвазивных рентгенологических медицинских вмешательств;
- при доступе к магистральным сосудам и проведении медицинских вмешательств на сосудах;
- при проведении эндоскопических медицинских вмешательств, связанных с контактом медицинских изделий с интактными слизистыми оболочками (цистоскопия, бронхоскопия, артроскопия и другие), не исключающих их вероятное повреждение.
Слайд 19Изменения в СанПине
п. 93 изменились требования к использованию нестерильных медицинских
перчаток:
- контакта с кровью пациента;
- контакта с неповрежденными слизистыми
оболочками пациента;
- при подозрении на наличие у пациента заболеваний кожных покровов;
- при постановке или удалении периферических венозных катетеров;
- при внутривенном введении лекарственных средств;
- при заборе крови;
- при разъединении систем для внутривенного вливания;
- при обследовании органов полости таза и влагалища;
- при санации трахеобронхиального дерева у пациентов, находящихся на искусственной вентиляции легких с открытым дыхательным контуром;
при проведении диагностических эндоскопических медицинских вмешательств (фиброгастроскопии, колоскопии и других);
Отсутствует требование к использованию нестерильных медицинских перчаток при проведении в/м инъекций
Слайд 20Изменения в СанПине
п. 95 – «…Допускается использование многоразовых медицинских перчаток,
разрешенных к применению в соответствии с законодательством Республики Беларусь»;
п. 100
– изложена последовательность действий при проведении хирургической антисептики рук (имеется дополнение о высушивании рук одноразовым стерильным полотенцем);
п. 103 – добавлено «…дезинфицирующие средства должны использоваться в соответствии с инструкцией производителя»;
п. 106 – требования к использованию одноразовых изделий медицинского назначения «Медицинские изделия одноразового (однократного) применения после использования при медицинских вмешательствах у пациентов подлежат дезинфекции, их повторное использование не допускается»
Слайд 21п. 110. «Для проведения хирургических операций и вмешательств, перевязок, забора
крови из пальца, гинекологической, урологической, стоматологической (хирургической, терапевтической) помощи, должны
использоваться медицинские инструменты, простерилизованные и упакованные в индивидуальные наборы и (или) индивидуальные упаковки (за исключением мелкого эндодонтического инструмента)»
Изменения в СанПине
Слайд 22Изменения в СанПине
п. 126 – требования к оснащению молочной комнаты
– допустимо использование 1 холодильника для молочных смесей (в 107
было 2 холодильника для сухих и восстановленных смесей)
д.б. 2 производственные ванны для мытья посуды (ранее 2-х гнездная мойка);
п. 127 – добавлено требование к молочным смесям:
- должны готовиться и храниться в соответствии с рекомендацией производителя, должна отмечаться дата и время приготовления;
- на вскрытой упаковке должна указываться дата и время вскрытия;
доставка молочных смесей по отделениям должна проводиться в закрывающихся промаркированных емкостях;
п. 132 – добавлено требование к соскам для детей «… После кипячения соски должны храниться не более двух часов в емкости, в которой они кипятились»
.
Слайд 23Изменения в СанПине
п. 139 добавлено «Допускается хранение личной одежды и
обуви пациентов в помещениях (выделенных местах) для хранения вещей или
передача их родственникам»
Изменился перечень противопедикулезной укладки: добавлена в укладку лупа, распылитель для орошения; убрана – оцинкованная емкость.
Изменения в гигиеническом нормативе «Допустимые значения санитарно-микробиологических показателей воздушной среды помещений организаций, оказывающих медицинскую помощь»:
во 2-й класс добавлены «послеоперационные палаты»;
из 3-го класса исключены «молочные комнаты, хирургические кабинеты амбулаторно-поликлинических организаций», включены «палаты для недоношенных, грудных, травмированных детей»;
из 4-го класса исключены «бельевые помещений для чистого белья», «смотровые», «коридоры, примыкающие к операционным»