Слайд 1Обеспечению безопасности пешеходных
походов I – II категории сложности.
(основные постулаты)
Меры
по обеспечению безопасности спортивного путешествия начинают приниматься задолго до начала
самого путешествия.
это называется профилактика туристского травматизма.
Непосредственно в путешествии особое значение приобретает такая форма профилактики травматизма, как организация страховки и самостраховки, применяемых во всех случаях, когда имеется хотя бы гипотетическая возможность происшествия, чреватого получением травмы.
Никакое личное мастерство не может служить оправданием для отказа от проведения страховочных мероприятий.
Организация страховки является обязательным атрибутом туристского путешествия, а ее умелое применение тесно связано с уровнем технической подготовленности участников, навыками их межличностного взаимодействия, психологическим климатом в группе.
Слайд 2Основы безопасности у костра
Начнем с полевого быта, а точнее, с
костра, являющегося едва ли не основным источником опасности в путешествиях
невысокой категории сложности.
Организация страховки туристов от ожогов при работе с костром включает следующие требования:
дежурные у костра должны иметь костровые рукавицы, быть обутыми и иметь на себе длинные брюки;
во время приготовления пищи дежурным должно быть обеспечено свободное передвижение в радиусе полутора-двух метров возле костра;
дужки котлов для приготовления пищи должны быть укреплены и заделаны, а крышки котлов должны легко сниматься и надеваться на котлы;
готовая пища ставится в такое место, где бы на нее не могли наступить;
необходимо по возможности ограничить перемещения людей с наполненными тарелками;
не допускаются игры и развлечения с огнем;
Слайд 3Безопасная организация кострового места
В качестве приспособления для подвешивания котлов над
костром могут использоваться трос с цепями или крючьями, конструкции из
деревянных рогатин и перекладины, таганок.
самым безопасным приспособлением является таганок. Но он должен быть очень надежным, выдерживающим вес всех котлов группы и достаточно высоким, чтобы обеспечить хороший поддув.
Трос необходимо натягивать так, чтобы он не мешал дежурным передвигаться вокруг костра. Оптимальная высота – выше человеческого роста.
Трос, натянутый выше роста самого длинного участника путешествия, не маркируется.
Слайд 4Основы пожарной безопасности
От костра могут загореться палатки. Обычно постановка
палаток на пятиметровом расстоянии от открытого пламени оказывается достаточной, чтобы
исключить поджег лагеря. Однако многое зависит от ветра: от его силы и направления, поэтому и за ветром и за костром нужно следить постоянно.
Взрывоопасными могут оказаться и примусы. Газовые примусы (горелки) в эксплуатации менее опасны, чем бензиновые. Приготовление пищи на них подобно приготовлению пищи на обычной газовой плите (если только горелки стоят также устойчиво как плита в кухне). Особую опасность представляет собой использование неоднократно заряженных газовых баллонов.
Кроме открытого пламени костра или горелки опасным может оказаться и пламя от свечки, зажженной в палатке и оставленной в ней.
Слайд 5меры по предупреждению теплового и солнечного ударов в летнее время
Для того чтобы избежать перегрева организма на марше, необходимо:
носить легко
вентилирующие и впитывающие пот одежду и головной убор светлых тонов, солнцезащитные очки;
не начинать движение сразу после приема обильной пищи;
передвигаться, по возможности, по теневой стороне и на продуваемых формах рельефа;
снижать темп движения в сильную жару, пережидать жару без движения, двигаться по ночам и т. д.
Слайд 6Защита от ожогов горах
Особенно опасным бывает солнце в горах.
На воздухе вроде бы и прохладно, но к вечеру выясняется,
что лицо, шея, уши, кисти рук – все, что не было спрятано под одежду, незаметно сгорело.
Поэтому приходится прятать все.
На руки надеваются нитяные перчатки, уходящие под манжеты рубашки, уши и шея затеняются капюшоном или специальной повязкой.
Лицо затеняется козырьком головного убора или мажется солнцезащитным кремом (густым слоем, намного более густым, чем у женщин на пляже).
То же приходится делать в степях и (еще раз вспомним о бедуинах) в пустыне.
Слайд 7Безопасность при заготовке
дров для костра
при валке леса в радиусе
падающего дерева не должно быть людей, непосредственно не участвующих в
валке;
перед валкою леса руководитель группы или кто-либо из занятых на валке леса людей предупреждает всех о том, где и в каком направлении будут валиться деревья;
необходимо учитывать, что при валке на сложном рельефе, при наличии лежащих на земле стволов падающее дерево, упав на неровности почвы или на другие стволы, резко подкидывает конец комлевой части;
Слайд 8Безопасность при заготовке
дров для костра
никогда не раскачивайте подпиленное дерево;
всегда
нужно помнить о том, что срубленное дерево, как правило, падает
в сторону наклона ствола, но иногда ствол, стоящий строго вертикально, может закрутиться в сторону, где на нем больше ветвей;
ствол падает по ветру, но в сильный порывистый ветер при его неожиданном и резком ослаблении ствол выпрямляется, резко отходит назад, подламывает незаконченный пропил и падает на людей;
Слайд 9Безопасность при заготовке
дров для костра
при валке, работая топором и
пилой, нужно постоянно контролировать положение ствола:
посматривая на его вершину,
с тем, чтобы вовремя заметить начало падения дерева.
При резком изменении предполагаемого направления падения ни в коем случае не надо бежать от падающего ствола: дерево не может мгновенно упасть, но, постепенно набирая скорость, оно ложится на землю, и, наблюдая его падение, можно вовремя отойти в сторону.
Нужно только заранее подготовить пути отхода: наметить другое дерево, за которое в случае необходимости можно спрятаться;
Слайд 10Безопасность при заготовке
дров для костра
в предполагаемом направлении падения дерева
не должно быть других деревьев, упав на которые, ствол может
зависнуть.
Валка дерева:
в 20-25 сантиметрах от земли (по стандартам лесничества высота пня должна равняться диаметру ствола) со стороны, куда будет падать ствол, делается пропил примерно на одну треть толщины ствола;
резким косым ударом топора выше пропила вырубается древесина;
с другой стороны ствола примерно пальца на три выше первого пропила делается второй пропил.
Слайд 11Главное правило при валке дерева
Существует инструктивное положение, по которому
при валке леса ствол толкают только с жердь с толщиной,
исключающей ее слом при упоре на дерево.
Подпор устанавливается метра на три выше пропилов. Обычно на подпоре находятся два человека, и два человека бывает занято на пропиле-подрубе. Чтобы подпор не соскальзывал, на его конец надевают металлический стакан со штырем.
В полевых условиях достаточно иметь несколько больших гвоздей без шляпок, которые забивают в верхний торец подпора.
Использование подпора практически исключает непредвиденное изменение направления падения ствола и позволяет точно направить падающий ствол в заданное место.
Слайд 12Безопасность при обработке упавшего на землю дерева
обрубая сучья на упавшем
дереве, встаньте с одной стороны ствола, а сучья обрубайте по
другую. Не рубите махом ветки со ствола, лежащего меж ваших ног: при сильном косом ударе по суку топор, срикошетив о ствол, может нанести серьезную травму. Выполняя подруб, или срубая нетолстое дерево на корню, будьте внимательны и не ставьте ноги слишком близко к стволу: возможен такой же рикошет топора, как и при неправильном обрубании сучьев;
не работайте топором в темноте;
не рубите на земле. Кладите разрубаемые поленья и ветки на толстые части стволов или используйте нетрухлявые пни. Помните, что как бы вы ни были осторожны, при рубке на земле избежать удара о грунт, а значит и камень, полностью невозможно;
Слайд 13Безопасность при обработке упавшего на землю дерева его распиле и
колке
взяв в руки топор, убедитесь, все ли с ним в
полном порядке, крепко ли насажен боек, не треснуло ли топорище;
не работайте топором рядом с другими людьми: слева, справа, напротив и сзади. Помните, что выскочивший из рук топор мгновенно остановить нельзя;
при колке дров при ударе топором убирайте руку, удерживающую полено в вертикальном положении;
если вам попался топор с непривычно длинным для вас топорищем, не беритесь при колке за середину топорища – при ударе топором в полено конец топорища может угодить в «причинное место»;
не оставляйте топоры где попало, заранее договаривайтесь о месте нахождения топоров и пил;
при распиле бревна не держите ноги и руки (чаще всего это бывают колени и кисти) близко к пиле;
не оставляйте топоры брошенными на землю, врубленными в дерево или в пень;
Слайд 14Безопасность при обработке упавшего на землю дерева его распиле и
колке
не передавайте топоры броском, исключите любые шутки и игры вокруг
топора, не кидайте топоры в деревья;
при длительной работе топором не доводите себя до усталости, время от времени переключайтесь на уборку и укладку готовых поленьев;
не ходите с топором, держа его за рукоятку топорища. Держите его в руке хватом за топор, лезвием от себя, топорищем вниз;
не выбирайте для колки поленья, которые не в состоянии разрубить. Сучковатые поленья не ставьте так, чтобы при ударе в полено топор увязал в замке из сучьев;
и наконец, не оставляйте топоры и пилы лежащими на траве в районе лагеря, особенно – между палатками.
Слайд 15ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ДВИЖЕНИИ ПО МАРШРУТУ
Клещевой энцефалит!!!
Избегайте движения по высокой
траве, сквозь кусты, соприкосновения с ветками кустов и деревьев, особенно
– лиственных;
Не лежите на траве, пользуйтесь большими подстилками.
Осматривайте вещи, которые заносите в лодки (спальные мешки, подстилки, днища палаток). Если возможно, прогрейте внушающие подозрение вещи над костром.
Излюбленной средой обитания клещей являются затененные травяные поляны, заросли кустарников в поймах рек и болот, обочины лесных дорог и звериных троп
Поэтому систематически осматривайте одежду, и, обнаружив клеща, аккуратно сбивайте его, не раздавливая.
При укусе клеща необходимо удалить, при этом обработав ранку.
Слайд 16ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ДВИЖЕНИИ ПО МАРШРУТУ
не следует забывать о том,
что они передвигаются под рюкзаками, способными стать косвенной причиной получения
мы.
не стоит бежать с рюкзаком,
не стоит одевать его рывком и в закрутку (опасно для позвоночника),
не стоит помогать подняться человеку под рюкзаком, держа его за кисть руки (опасно для кисти).
не делайте с рюкзаком резких движений и опасайтесь потерять равновесие.
Слайд 17ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ДВИЖЕНИИ ПО МАРШРУТУ
Осыпи – самые опасные протяженные
препятствия
В зависимости от размера камней осыпи бывают: мелкие, средние, крупные.
Передвигаясь по осыпям необходимо соблюдать осторожность и постоянно быть готовым к тому, что камень под ногой может оказаться «живым», повернуться и спровоцировать потерю равновесия у наступившего на него туриста.
Определить, в какой из осыпей окажется много «живых» камней, бывает очень непросто.
Все зависит от того, как давно эта осыпь вытаяла из-под льда-снега и как часто приходят на нее новые камни.
Поэтому нужно всегда готовиться к худшему и двигаться по осыпи по правилам двух точек опоры: нога-нога или альпеншток-нога
При этом на альпеншток нужно именно опираться: проверять надежность опоры, а не касаться с надеждой, что нагрузки не будет.
Слайд 18Безопасность при движении группы по шоссе
По шоссе необходимо двигаться навстречу
движению транспорта в колонне по одному, по обочине, не растягиваясь
и громко не разговаривая (чтобы не прослушать приближение автотранспорта).
Иногда случаются переходы по шоссе, по которым не ходят машины. Но и здесь необходимо двигаться по обочине, вырабатывая правильную привычку.
Колонна двигается по шоссе также, как по тропе: между направляющим и замыкающим.
В темное время суток колонна должна зажигать фонари: не для того, чтобы увидеть дорогу, а для того, чтобы дать о себе знать приближающемуся автотранспорту. При этом один из фонарей должен исполнять роль катафота – светить назад. Этот фонарь должен висеть у замыкающего на рюкзаке.
По правилам дорожного движения, двигающиеся по шоссе, колонны должны быть офлажкованными и должны двигаться по ходу транспорта. Туристы так не ходят, во-первых, потому, что у них нет флажков, во-вторых, лучше все-таки видеть приближающийся транспорт впереди себя, чем слышать его подъезжающим сзади.