Слайд 1Витольд Альбертович ЯСВИН
доктор психологических наук, профессор,
лауреат Премии Правительства РФ в
области образования
Психологические основы формирования отношения к Миру Природы
Слайд 2МОДЕЛЬ СОЦИОГЕНЕЗА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
Слайд 3МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ
«ЗАПАДНОГО» И «ВОСТОЧНОГО» ТИПОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Слайд 4Дмитрий Николаевич Кавтарадзе
профессор МГУ им. М.В. Ломоносова
Нам никогда
“не перепрыгнуть” через такие, казалось бы, простые вещи, как деревья,
птицы, трава, жуки.
Мы должны ввести в этот мир детей, научить их культуре обращения с растениями и животными.
Необходимо вернуться к природе в смысле чувствования, впечатления, понимания неразделенности с ней, и это наиболее трудная из эколого-образовательных задач.
Слайд 5
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ШКОЛЬНЫХ УЧИТЕЛЕЙ
БИОЛОГИИ И
ГЕОГРАФИИ
Только 15 % учителей считают формирование экологической культуры учащихся
своей профессиональной задачей.
60 % учителей полагают, что это их не касается, главное подготовить учащихся к экзаменам.
Только 18 % учителей биологии считали её своим любимым предметом в школе.
11 % учителей биологии относили её к нелюбимым предметам в школе.
90 % учителей биологии никогда не используют в образовательном процессе живых животных и живые растения.
Из них 30 % объясняют это своим нежеланием,
20 % недостаточной профессиональной подготовкой.
Слайд 6СТРУКТУРНО-ДИНАМИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ
ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ
Слайд 7ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА
ИНТЕНСИВНОСТИ (А) И ПРАГМАТИЧЕСКОЙ МОДАЛЬНОСТИ (Б
)
ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ К ПРИРОДЕ
Слайд 8ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ К ПРИРОДЕ
4-9
10-11
12-13
14-15
16-17
Слайд 9Психологические параметры отношения к природе
Слайд 10Системная модель процесса формирования отношения к природе
Слайд 11ЭКОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ «ЭКО-ДО»
Слайд 12СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ СОДЕРЖАНИЯ ШКОЛЫ «ЭКО-ДО»
Слайд 15
Что у нас общего?
Что общего оказалось у тебя со всеми
животными?
Что умеют делать некоторые животные, чего не можешь ты?
Чему из
этого ты еще можешь научиться?
С кем из животных у тебя оказалось больше всего общего?
А что такого делаешь ты, что не делает никто из животных?
У тебя с животными оказалось больше общего или больше различного?
Слайд 16“Путь” участников движения “ЭКО ДО” состоит из трех ступеней.
I. Подготовительная
ступень - “Школа мышат” - до 8-9 лет.
II. Базовая ступень
- 10-14 лет - состоит из пяти классов:
1. Класс зайца - присваивается звание “Ученик ЭКО-ДО”
и предоставляется право ношения белой нашивки.
2. Класс аиста - звание “Ученик ЭКО-ДО” и желтая нашивка.
3. Класс совы - звание “Старший ученик ЭКО-ДО” и оранжевая нашивка.
4. Класс оленя - звание “Старший ученик ЭКО-ДО” и зеленая нашивка.
5. Класс рыси - звание “Инструктор ЭКО-ДО” и синяя нашивка.
III. Ступень индивидуальной специализации - с 15 лет. Юноши и девушки специализируются в избранной области деятельности. Это может быть аквариумистика или орнитология, экологическая педагогика или озеленение интерьеров и т.д. При достижении успехов в этой деятельности может быть присвоена степень “Мастера ЭКО-ДО” и предоставлено право ношения черной нашивки.
Слайд 17Присвоение определенной степени “Эко-до”
производится по результатам квалификационной проверки,
которая
состоит из пяти этапов.
I этап - психологическое тестирование отношения к
природе. Если уровень развития отношения, его структура не соответствуют требованиям данной ступени, претендент вообще не допускается к сдаче квалификационной проверки.
II этап - творческая работа по теме, которая может состоять из “монографии” объемом от одной строчки до 10 страниц. Эта “монография” может представлять собой сочинение, стихи, рисунки, фотографии, реферативный материал, результаты собственных исследований и т.д. Главный критерий - степень выраженности умения нестандартно, оригинально, по-своему видеть мир природы. Темы: “Камень”, “Вода”, “Воздух”, “Кошка”, “Одуванчик”, “Лес”, “Болото” и т.д.
III этап - динамическая идентификация. Это пластический этюд на тему. Главный критерий - глубина проникновения во “внутренний мир” объекта природы. Темы: “Росток гороха”, “Ива”, “Рак”, “Змея”, “Озеро” и т.д.
IV этап - проверка соответствующих данному уровню экологических и натуралистических знаний.
V этап - демонстрация практического владения навыками взаимодействия с растениями и животными (устройство аквариума, посадка растений, изготовление скворечника и т.д.), а также натуралистическими умениями (определение растений и животных, фотографирование, устройство лагеря, запись звуков в природе и т.д.).
Слайд 18ДИАГНОСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ЭКОЛОГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИГР
НА ОСНОВЕ РИСУНКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ ДО
И ПОСЛЕ ЦИКЛА ЗАНЯТИЙ
Слайд 19ИЗМЕНЕНИЕ КАРТИНЫ МИРА УЧАЩИХСЯ
ПОСЛЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКОЛОГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
Слайд 22СТРУКТУРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ
СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ
И ШКОЛЬНЫХ УЧИТЕЛЕЙ
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Слайд 23СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ
СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ
В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И ЭКОЛОГО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ