Слайд 1Область интересов гуманитарной информатики
Министерство науки и высшего образования РФ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Омский государственный технический университет»
Кафедра «Прикладная математика и
фундаментальная информатика»
Домашняя работа по дисциплине информатика
на тему
Выполнил студент группы: ЗТД-163 Киниспаева А.С.
Принял: Доц.К.Н. Федоров И.В.
Омск 2019
Слайд 2Понятие гуманитарной информатики
Гуманитарная информатика — это информатика, занимающаяся гуманитарными задачами.
Гуманитарная
информатика – это исследование особенностей новой эпохи, социокультурных последствий цифровых
технологий, критический анализ их возможностей и ограничений.
Основными направлениями являются оцифровка, представление, архивирование, обогащение, визуализация и анализ данных различных областей гуманитарного знания. Этими данными могут быть тексты, видео и аудиоматериалы, артефакты.
Слайд 3Digital Humanities
Другое название (иностранное и модное) для гуманитарной информатики Digital
Humanities.
Мы приводим разные определения, чтобы лучше понять термин (рис. 1).
Цифровые
гуманитарные науки (Digital Humanities) — это область исследований, обучения и созидания, созданная на стыке компьютерных и гуманитарных наук.
Цифровые гуманитарные науки предполагают использование оцифрованных материалов и материалов цифрового происхождения и объединяют методологии из традиционных гуманитарных наук (история, философия, лингвистика, литература, искусство, археология, музыка и т.д.) с компьютерными науками, предоставляя компьютерные инструменты и открывая новые возможности для сбора и визуализации данных, информационного поиска, интеллектуального анализа данных, а также применения матстатистики.
Слайд 4Рис. 1. «Гуманитарная информатика»
“Digital humanities”… Одно и то же?
Слайд 5Социальная робототехника
Одним из перспективных направлений в развитии Digital humanities является
исследование социокультурных аспектов социальной робототехники, с которой связан новый тип
роботов, которые способны интерактивно взаимодействовать с людьми на социальном уровне.
Это взаимодействие порождает необходимость исследования культурных интерфейсов социальных роботов, методологических основ нового направления.
Слайд 6Социальная робототехника
Направления исследований в этой сфере:
анализ существующих концепций социальной робототехники,
определяются
междисциплинарные основания развития социальной робототехники (культурный и технологический детерминизм);
выявление перспективных
направлений развития социальной робототехники;
разработка теоретической базы социальной робототехники в рамках междисциплинарного подхода в контексте гуманитарной информатики;
обновление представления об искусственном интеллекте, в том числе адаптивном поведении, онтологии и когнитивных структурах;
формулировка возможных направлений развития социальной робототехники;
проведение оценки и анализа существующих проектов социальных роботов;
разработка функциональной классификации, в основу которой положено несколько параметров: базовые или приоритетные функции, статусно-ролевое взаимодействие с человеком и сфера применения.
Прогнозные предположения о развитии объекта исследования связаны с тем, что в ближайшие 5 лет область сервисной и социальной робототехники станет одной из приоритетных на мировом рынке. Актуальность и значимость рассматриваемого вопроса будет расти.
Слайд 7Социальные медиа и дистанционные образовательные технологии
Глубокое влияние на процессы, происходящие
в современном обществе и связанные с формированием новой идеологии, социальной
системы, развитием культуры, техники и технологий, конвергенцией наук и построением на этой основе принципиально новых технологий оказывает стремительное развитие информации и информационно-коммуникационных технологий.
Наметившийся переход к обществу знания как новой фазе развития современного высокотехнологичного общества требует изменений в различных сферах современного общества, прежде всего, в сфере образования.
Слайд 8Сохранность цифровых документов
Гуманитарная информатика изучает проблему накопления и долговременного сохранения
персональных цифровых архивов в современном обществе.
Актуальность данной проблематики связана
с тем, что цифровые документы становятся основной формой фиксации и репрезентации профессиональной и личной жизни человека, являясь в то же время весьма хрупкими («эфемерными») объектами, которые не могут сохраниться случайно без целенаправленных усилий.
Обеспечение сохранности формирующегося сегодня цифрового наследия, имеющего, как персональную, так и общественную ценность, относится к задачам мирового значения.
Слайд 9Сохранность цифровых документов
Одним из последствий стремительного развития информационно-коммуникационных технологий стало
формирование в последние десятилетия огромных информационных массивов, частью которых являются
цифровые материалы, принадлежащие отдельным людям, их семьям, родственникам и друзьям.
В современной ситуации человек имеет возможность фиксировать свою повседневную жизнь с помощью разнообразных средств, предполагающих в большинстве своем цифровое документирование.
Проблемы персональных цифровых архивов (Personal Digital Archives) в контексте долговременной сохранности цифрового культурно-исторического наследия стали активно обсуждаться специалистами в области архивных и информационных наук развитых западных стран примерно со второй половины 2000-х гг. Проводимые исследования затрагивают широкий круг вопросов: состав личных цифровых архивов, способы их долговременного сохранения, этические и правовые проблемы, полезность персональных цифровых документов для исследователей.
Слайд 10Науковедческие аспекты цифровой гуманитаристики
Сегодня, в ситуации кризиса гуманитарного знания, когда
основной акцент в сфере образования и науки смещается на технические
специальности и направления исследований, остро стоит вопрос о поисках новых путей развития гуманитарной науки.
Активно используя потенциал информационных технологий, применяемых на этапе обработки, хранения и кодифицированного анализа традиционного материала, гуманитарная наука в тоже время делает их самостоятельным объектом исследования, определяя масштабы, ограничения и последствия процесса информатизации.
По существу, сегодня можно говорить о расширении гуманитарных наук за счет привлечения новых инструментов, исследовательских методов и технологий, акцентируя внимание на гуманитарной методологии как основании цифровых гуманитарных исследований.
Слайд 11Науковедческие аспекты цифровой гуманитаристики
DH – это исследование особенностей новой эпохи,
социокультурных последствий цифровых технологий, критический анализ их возможностей и ограничений,
и работа с культурным наследием, и формат художественного творчества, просветительства: новые медиа, создание цифровых библиотек, архивов, баз данных культурного наследия и музейных коллекций, цифровые реконструкции, требующие совместных усилий гуманитариев и специалистов по цифровым технологиям.
Наиболее распространенными исследованиями в области DH являются работы в таких областях как количественный анализ текста, визуализация данных, геопространственное моделирование и т.п.
Слайд 12Гуманитарные науки в эпоху цифровых технологий
Развитие DН убедительно показывает, что
информатизация способствует новому синтезу гуманитарных и естественных наук, преодолению их
отчуждения друг от друга.
Цифровые гуманитарные науки (Digital humanities) рассматриваются в проекте как междисциплинарная область исследований, объединяющая методики и практики гуманитарных, социальных и вычислительных наук с целью изучения возможностей применения и интерпретации новых цифровых и информационно-коммуникационных технологий в гуманитарных науках и образовании.
Слайд 13Философия информационных технологий
Актуальной проблемой современного социального познания является отсутствие теории,
которая была бы в состоянии отразить степень взаимозависимости интенсивных и
качественных информационно-коммуникационных изменений, начавшихся в обществе во второй половине ХХ в.
Стремительность общественных трансформаций последних десятилетий, имеющих всеобщий характер, формирует новую социальную реальность, отличную по своим онтологическим параметрам от предшествующих эпох.
http://huminf.tsu.ru/dh_lab/?page_id=8738&lang=ru
Слайд 14Философия информационных технологий
Классическая социальная методология очерчивала границы стабильного общества.
Транзитность
современных обществ, ситуации переходного периода, модернизации, трансформации отчетливо проявились в
его информационной стадии.
Возникает вопрос: в состоянии ли социальные науки в условиях нередуцируемого многообразия социальной и культурной реальности не только описать наличное сущее, но и помышлять о должном?
Другой вопрос можно сформулировать следующим образом: каковы методологические возможности и перспективы социокультурного подхода в познании и описании информационного общества?
Слайд 15Философия информационных технологий
Несмотря на тематический и понятийный плюрализм современной социальной
теории, она задает некие рамочные условия самопознания и самоописания общества.
Философия в данном случае демонстрирует интерес к миру социальной жизни и продолжает быть социоцентрично ориентированной метасферой, в пространстве которой ведутся исследования по выявлению целостности значимых смыслов и ценностей информационного общества.
Эти ценности и смыслы приобретают новые системные черты социокультурного порядка.
Слайд 16Литература
Алешин Л.И. Гуманитарная информатика: аспекты проблемы //Технологии информационного общества —
Интернет и современное общество: труды VI Всероссийской объединенной конференции. Санкт-Петербург,
3–6 ноября 2003 г. — СПб.: Изд-во Филологического ф-та СПбГУ, 2003. С. 1–3.
Урсул А.Д. Категория информации: философские проблемы //Учебно-методические проблемы наукоемких технологий образования. Межвузовский сборник научно-методических трудов № 9 /Под общ. редакцией К.И. Курбакова. — М.: КОС–ИНФ, Рос. экон. акад., 2003. С. 89–92.
Кузнецов А.А., Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Современный курс информатики: от концепции к содержанию //Информатика и образование, № 2, 2004 г., с. 2–6.
Арнольд В.И. Антинаучная революция и математика [ttp://www.mmonline.ru/message.php?mid=1006]
6. Фридланд А.Я. Информатика: процессы, системы, ресурсы. — М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2003. 232 с.
http://huminf.tsu.ru/dh_lab/?page_id=8738&lang=ru