Разделы презентаций


Педагогика высшей школы: лекция 2 Личностное и профессиональное развитие

Содержание

Основная литература по курсу:Лызь Н.А., Лызь А.Е. Тенденции развития высшего образования. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012. https://hub.lib.sfedu.ru/repository/material/800911034/ Лызь Н.А., Кибальченко И.А. Инженерное образование: цели, модели, методики обучения: учебное пособие. – Ростов-на-Дону

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Педагогика высшей школы: лекция 2 Личностное и профессиональное развитие человека
Курс лекций

проф. Лызь Натальи Александровны
Южный федеральный университет, ИКТИБ
http://pibg.tti.sfedu.ru/

Педагогика высшей школы: лекция 2  Личностное и профессиональное развитие человекаКурс лекций проф. Лызь Натальи АлександровныЮжный федеральный

Слайд 2Основная литература по курсу:
Лызь Н.А., Лызь А.Е. Тенденции развития высшего

образования. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012. https://hub.lib.sfedu.ru/repository/material/800911034/
Лызь Н.А., Кибальченко

И.А. Инженерное образование: цели, модели, методики обучения: учебное пособие. – Ростов-на-Дону – Таганрог: Издательство ЮФУ, 2018. – 93 с. https://hub.lib.sfedu.ru/repository/material/800819400/
Лызь Н. А., Лабынцева И.С. Организация деятельности студентов в высшем образовании: учебное пособие. – Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство ЮФУ, 2018. – 125 с. https://hub.lib.sfedu.ru/repository/material/800915751/
Методические рекомендации для подготовки к практическим занятиям по дисциплине «Педагогика высшей школы». Таганрог, 2015. – 27 с. https://hub.sfedu.ru/repository/material/800912369/
Методические рекомендации к выполнению индивидуального творческого задания «Мотивация учебной и научно-исследовательской деятельности». Таганрог, 2015. 32 с. https://hub.sfedu.ru/repository/material/800912376/
«Педагогика высшей школы»: презентации к курсу лекций https://vk.com/club139529701

Основная литература по курсу:Лызь Н.А., Лызь А.Е. Тенденции развития высшего образования. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012. https://hub.lib.sfedu.ru/repository/material/800911034/

Слайд 3Вопросы
Какие идеи предыдущей лекции на тему «Общественные тренды и новые

функции образования» Вы считаете наиболее важными?
С чем Вы не согласны?

Что оказалось не понятным, недостаточно аргументированным?
ВопросыКакие идеи предыдущей лекции на тему «Общественные тренды и новые функции образования» Вы считаете наиболее важными?С чем

Слайд 4Резюме: Функции высшего образования:
обеспечение развития общества и технологий за

счет производства инноваций и развития человеческого капитала (высшее образование –

это новые технологии, «посаженные» на людей);
индивидуальное разностороннее личностное и профессиональное развитие человека;
реализация образования на протяжении всей жизни человека (для всех возрастов);
опережающее саморазвитие ВО (интеграция с практикой, производством, социальной сферой, поиск новых способов обучения, формирования опыта, развития).
Значимость функций «фабрика кадров» и «инкубатор для молодежи» снижается.

Резюме: Функции высшего образования: обеспечение развития общества и технологий за счет производства инноваций и развития человеческого капитала

Слайд 5Цель и задачи лекции 2
Цель:
расширить понимание механизмов развития человека для

целенаправленного влияния на личностно-профессиональное становление студентов, а также для осознанного

управления собственным развитием.
Задачи:
проанализировать механизмы и факторы личностного становления;
описать возможные характеристики профессионала;
рассмотреть стадии и кризисы профессионального развития;
доказать единство личностного и профессионального развития;
вывести принципы и условия управления личностно-профессиональным развитием.
Цель и задачи лекции 2Цель:расширить понимание механизмов развития человека для целенаправленного влияния на личностно-профессиональное становление студентов, а

Слайд 6Личностное развитие
Личность можно представить как систему внутренней регуляции поведения человека.
Личностная

зрелость связана со способностью человека управлять как своим поведением, так

и собственной жизнью, и развитием самого себя.
К основным характеристикам личности относятся составляющие ее ценностно-смысловой сферы (мотивы, цели, ценности, идеалы, убеждения) и качества субъекта (ответственность, интернальность, саморегуляция, рефлексивность).
Личностное развитие – это процесс совершенствования механизмов смысловой регуляции жизнедеятельности, повышения уровня осмысленности жизни, расширения способности управлять своей жизнью и своим развитием на основе осознанных целей.
Личностное развитиеЛичность можно представить как систему внутренней регуляции поведения человека.Личностная зрелость связана со способностью человека управлять как

Слайд 7Характеристики процесса личностного становления
Адаптационное развитие и качественный рост (кризисы).
Невозможность прямого

управления и насильственного влияния. Создание условий – вероятностный результат.
Связь с

эмоциями: развитие человека во многом обусловлено эмоционально насыщенными контактами со значимыми другими; закрепляется то, что позитивно окрашено, критика и унижение не могут ничего «вырастить».
Связь с потребностями (в активности, в творчестве, в познании, в уважении, в признании, во взрослости, в полезности другим, в свободе, в самоуважении).
Связь с деятельностью: «человек личностно развивается только в той деятельности, которая для него значима» (внутренние мотивы).
Самопознание – самоопределение – самореализация.

Характеристики процесса личностного становленияАдаптационное развитие и качественный рост (кризисы).Невозможность прямого управления и насильственного влияния. Создание условий –

Слайд 8Что способствует, а что препятствует личностному развитию?
Многообразие среды.
Ускорение жизни

и «сжатие» социального времени.
Успешное самоопределение.
Обилие, многообразие и доступность информации.
Возможность

«пробы себя» в различных качествах.
Свобода, самостоятельность и ответственность.
Поддержка близких людей.
Ценности потребления и легкой жизни.

Что способствует, а что препятствует личностному развитию?Многообразие среды. Ускорение жизни и «сжатие» социального времени. Успешное самоопределение.Обилие, многообразие

Слайд 9Риски развития личности в новой информационной среде
«потребление» информации без ее

критической переработки, доминирование аудиовизуального канала и опыта «клипового мышления», снижение

рефлексивности;
обезличенность и скоротечность социальных связей, отчуждение человека от других людей; редуцированный коммуникативный опыт, освоение своеобразных норм, отличающихся от норм реального общения;
псевдоудовлетворение потребностей в признании, в достижениях, в свободе, в самореализации; замещение реального решения значимых проблем виртуальным, уход от сложности и противоречивости реального мира в более простой виртуальный.

Риски развития личности в новой информационной среде«потребление» информации без ее критической переработки, доминирование аудиовизуального канала и опыта

Слайд 10Характеристики профессионала

Характеристики профессионала

Слайд 11Характеристики профессионала (продолжение)

Характеристики профессионала (продолжение)

Слайд 12Характеристики профессионала (окончание)

Характеристики профессионала (окончание)

Слайд 13Профессиональная компетентность предполагает:
способность эффективно выполнять профессиональные функции в соответствии

с нормами, требованиями;
способность обеспечить направленность деятельности на запланированный результат, в

том числе в нестандартных ситуациях и при ограниченности ресурсов;
умения согласовать свои возможности, способности, цели, интересы с условиями профессиональной деятельности;
осознание смыслов и определение целей профессиональной деятельности, принятие ответственности за ее результаты;
способность критически осмысливать, переоценивать и развивать накопленный опыт;
умения результативно общаться, работать в командах, управлять работой исполнителей;
готовность к постоянному личностному и профессиональному развитию.
Профессиональная компетентность предполагает: способность эффективно выполнять профессиональные функции в соответствии с нормами, требованиями;способность обеспечить направленность деятельности на

Слайд 14Профессиональная компетентность
Компетентность – «мотивированные способности» (Дж. Равен), сочетание психических качеств

личности, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно.
Если функционально профессиональная компетентность может

быть определена через эффективность деятельности, то сущность компетентности лежит в сфере не деятельности, а личности: ее опыта, способностей, отношений, мотивов, качеств (целеустремленности, настойчивости, волевых ресурсов и пр.), умений ставить перспективные цели, проявлять инициативу, брать на себя ответственность, управлять своей деятельностью.
Компетентность проявляется и формируется тогда, когда человек вовлечен в деятельность, заинтересован не только в результатах, но и в процессе, готов оптимизировать процесс и совершенствовать результаты.
Профессиональная компетентностьКомпетентность – «мотивированные способности» (Дж. Равен), сочетание психических качеств личности, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно.Если функционально

Слайд 15Стадии профессионального становления личности (Э.Ф. Зеер)

Стадии профессионального становления личности (Э.Ф. Зеер)

Слайд 16Стадии профессионального становления личности (продолжение)

Стадии профессионального становления личности (продолжение)

Слайд 17Профессиональное развитие
Профессиональное развитие представляет собой, с одной стороны, становление, рост,

интеграцию и реализацию в профессиональном труде профессиональных знаний и умений,

профессионально значимых личностных качеств, мотивов и способностей, с другой – активное качественное преобразование человеком своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности – творческой самореализации в профессии (Л.М. Митина).
Личностное и профессиональное развитие человека правомерно рассматривать как единый процесс, объединяющим началом которого служит целостность личности, единство ее проявлений в разных сферах жизнедеятельности.
Профессиональное развитиеПрофессиональное развитие представляет собой, с одной стороны, становление, рост, интеграцию и реализацию в профессиональном труде профессиональных

Слайд 18Кризисы профессионального развития
Кризисы профессионального развития – это изменения его направленности,

которые проявляются при переходе от одной стадии профессионального развития к

другой (нормативные кризисы) или при кардинальном изменении жизненных обстоятельств (ненормативные кризисы).
Трудности, противоречия, кризисы при их успешном преодолении обеспечивают развитие профессионала и переход на новую стадию профессионального развития, с другой – могут служить источниками межличностных и внутриличностных конфликтов, порождать состояние профессиональной апатии и пассивности, инициировать профессиональные деформации и психическое выгорание, вести к застою и деградации.
Кризисы профессионального развитияКризисы профессионального развития – это изменения его направленности, которые проявляются при переходе от одной стадии

Слайд 19Противоречия профессионального развития
На начальных стадиях профессионального становления большое значение имеют

противоречия социальной среды и несоответствия между личностью и внешними условиями

жизнедеятельности, включая требования обучения и профессиональной деятельности.
На стадиях профессионализации и профессионального мастерства ведущее значение приобретают противоречия внутрисубъектного характера, обусловленные потребностью в дальнейшем саморазвитии и самореализации.
Результат преодоления противоречий и личностно-профессионального развития в целом определяется не столько средой и внешними условиями, сколько личностными характеристиками, опосредующими и/или преодолевающими влияние среды.
Противоречия профессионального развитияНа начальных стадиях профессионального становления большое значение имеют противоречия социальной среды и несоответствия между личностью

Слайд 20Личностные ресурсы, обеспечивающие профессиональное саморазвитие:
открытость новому опыту, развитую рефлексивность, способности

к самопознанию и самоопределению;
принятие ответственности за свою жизнь и свою

профессиональную карьеру, интернальный локус контроля, т.е. восприятие себя как причины происходящего;
осмысленность собственных ценностей, идеалов и жизненных целей, наличие в сознании выстроенной перспективы профессионального будущего;
позитивное самоотношение, адекватная самооценка, наличие «зазора» между профессиональным «Я-реальным» и эталонным образом профессионала;
внутренние мотивы профессионального роста, стремление реализовать в профессиональной деятельности свой потенциал.
Личностные ресурсы, обеспечивающие профессиональное саморазвитие:открытость новому опыту, развитую рефлексивность, способности к самопознанию и самоопределению;принятие ответственности за свою

Слайд 21Top 10 Soft Skills Needed in Today’s Workplace (M.M. Robles):
Целостность

(Integrity) – честность, этичность, высокая нравственность, имеет личные ценности, делает

то, что считает правильным.
Коммуникация (Communication) – ораторское искусство, способность выступать, писать, представлять, слушать.
Вежливость (Courtesy) – манеры, деловой этикет, любезность.
Ответственность (Responsibility) – подотчетность, надежность, находчивость, самодисциплина, добросовестный, здравомыслящий.
Коммуникабельность (Interpersonal skills) – приятный, представительный, с чувством юмора, дружелюбный, воспитанный, чуткий, имеет самоконтроль и социальные навыки, терпеливый, общительный, сердечный.
Top 10 Soft Skills Needed in Today’s Workplace (M.M. Robles):Целостность (Integrity) – честность, этичность, высокая нравственность, имеет

Слайд 2210 наиболее важных «мягких навыков», необходимых современному работнику (продолжение):
Позитивный настрой

(Positive attitude) – оптимизм, энтузиазм, обнадеживающий, счастливый, уверенный в себе.
Профессионализм

(Professionalism) – деловит, соответствующий внешний вид, уравновешенность.
Гибкость (Flexibility) – способность адаптироваться, готовность к переменам, обучению на протяжении всей жизни, принимает новые вещи, приспосабливается, обучаемый.
Навыки работы в команде (Teamwork skills) – готов к кооперации с другими, соглашающийся, поддерживающий, полезный для организации совместной работы.
Трудовая этика (Work ethic) – трудолюбие, желание работать, лояльность, инициатива, целеустремленность, пунктуальность.
10 наиболее важных «мягких навыков», необходимых современному работнику (продолжение):Позитивный настрой (Positive attitude) – оптимизм, энтузиазм, обнадеживающий, счастливый,

Слайд 23Принципы управления развитием человека
Использование «мягкого» управления, при этом управляющая система

должна обладать большим многообразием по сравнению с управляемой.
«Жесткое» управление
Требования, поощрения,

наказания

Влияние на опыт и поведение

«Мягкое» управление

Создание среды, свободный выбор, значимая деятельность, поддержка

Влияние на механизмы управления опытом и поведением

Принципы управления развитием человекаИспользование «мягкого» управления, при этом управляющая система должна обладать большим многообразием по сравнению с

Слайд 24Принципы управления развитием человека
Работа не с социальной ролью, а с

реальным человеком (понимание и принятие его таким, как он есть).


Принципы управления развитием человекаРабота не с социальной ролью, а с реальным человеком (понимание и принятие его таким,

Слайд 25Принципы управления развитием человека
Соблюдение оптимальной меры между самоорганизацией (свободой) и

внешним управлением, постепенный перевод внешнего управления во внутреннее.







Ограничители свободы

4
Личностные ресурсы

3

2

Принципы управления развитием человекаСоблюдение оптимальной меры между самоорганизацией (свободой) и внешним управлением, постепенный перевод внешнего управления во

Слайд 26При каких условиях обучение в вузе ведет к формированию компетентности?

При каких условиях обучение в вузе ведет к формированию компетентности?

Слайд 27Условия управления личностно-профессиональным развитием
уважение и принятие студента как самоценной личности,

признание его права на самостоятельное построение жизненного пути;
включение студентов в

профессиональную, социально и личностно значимую деятельность, опора на их потребности, интересы, жизненные задачи;
обеспечение разнообразия среды, позволяющей удовлетворять потребности и интересы студентов, апробировать и утверждать их собственные позиции, ценности, смыслы;
актуализация самоопределения, поиска новых значимых жизненных и профессиональных целей;
сотрудничество, поддержка, опора на сильные стороны;
конструктивная критика при необходимости.
Условия управления личностно-профессиональным развитиемуважение и принятие студента как самоценной личности, признание его права на самостоятельное построение жизненного

Слайд 28Лекция 3: Новое высшее образование (анонс)
Каковы особенности компетентностно-ориентированного обучения?
Зачем нужна

академическая мобильность, и как ее реализовать?
Индивидуализированное образование: хватит ли ресурсов

высшей школы на каждого студента?
Как эффективность образования зависит от позиций преподавателей и студентов? Как разделить между ними ответственность за результаты? Как замотивировать студентов?
Заменят ли МООС (массовые открытые онлайновые курсы) университетское образование?
Модели образования 1.0, 2.0, 3.0: каковы будущие организационные форматы и технологии высшей школы?
Лекция 3: Новое высшее образование (анонс)Каковы особенности компетентностно-ориентированного обучения?Зачем нужна академическая мобильность, и как ее реализовать?Индивидуализированное образование:

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика