Слайд 1Педагогика высшей школы: лекция 2
Личностное и профессиональное развитие человека
Курс лекций
проф. Лызь Натальи Александровны
Южный федеральный университет, ИКТИБ
http://pibg.tti.sfedu.ru/
Слайд 2Основная литература по курсу:
Лызь Н.А., Лызь А.Е. Тенденции развития высшего
образования. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012. https://hub.lib.sfedu.ru/repository/material/800911034/
Лызь Н.А., Кибальченко
И.А. Инженерное образование: цели, модели, методики обучения: учебное пособие. – Ростов-на-Дону – Таганрог: Издательство ЮФУ, 2018. – 93 с. https://hub.lib.sfedu.ru/repository/material/800819400/
Лызь Н. А., Лабынцева И.С. Организация деятельности студентов в высшем образовании: учебное пособие. – Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство ЮФУ, 2018. – 125 с. https://hub.lib.sfedu.ru/repository/material/800915751/
Методические рекомендации для подготовки к практическим занятиям по дисциплине «Педагогика высшей школы». Таганрог, 2015. – 27 с. https://hub.sfedu.ru/repository/material/800912369/
Методические рекомендации к выполнению индивидуального творческого задания «Мотивация учебной и научно-исследовательской деятельности». Таганрог, 2015. 32 с. https://hub.sfedu.ru/repository/material/800912376/
«Педагогика высшей школы»: презентации к курсу лекций https://vk.com/club139529701
Слайд 3Вопросы
Какие идеи предыдущей лекции на тему «Общественные тренды и новые
функции образования» Вы считаете наиболее важными?
С чем Вы не согласны?
Что оказалось не понятным, недостаточно аргументированным?
Слайд 4Резюме: Функции высшего образования:
обеспечение развития общества и технологий за
счет производства инноваций и развития человеческого капитала (высшее образование –
это новые технологии, «посаженные» на людей);
индивидуальное разностороннее личностное и профессиональное развитие человека;
реализация образования на протяжении всей жизни человека (для всех возрастов);
опережающее саморазвитие ВО (интеграция с практикой, производством, социальной сферой, поиск новых способов обучения, формирования опыта, развития).
Значимость функций «фабрика кадров» и «инкубатор для молодежи» снижается.
Слайд 5Цель и задачи лекции 2
Цель:
расширить понимание механизмов развития человека для
целенаправленного влияния на личностно-профессиональное становление студентов, а также для осознанного
управления собственным развитием.
Задачи:
проанализировать механизмы и факторы личностного становления;
описать возможные характеристики профессионала;
рассмотреть стадии и кризисы профессионального развития;
доказать единство личностного и профессионального развития;
вывести принципы и условия управления личностно-профессиональным развитием.
Слайд 6Личностное развитие
Личность можно представить как систему внутренней регуляции поведения человека.
Личностная
зрелость связана со способностью человека управлять как своим поведением, так
и собственной жизнью, и развитием самого себя.
К основным характеристикам личности относятся составляющие ее ценностно-смысловой сферы (мотивы, цели, ценности, идеалы, убеждения) и качества субъекта (ответственность, интернальность, саморегуляция, рефлексивность).
Личностное развитие – это процесс совершенствования механизмов смысловой регуляции жизнедеятельности, повышения уровня осмысленности жизни, расширения способности управлять своей жизнью и своим развитием на основе осознанных целей.
Слайд 7Характеристики процесса личностного становления
Адаптационное развитие и качественный рост (кризисы).
Невозможность прямого
управления и насильственного влияния. Создание условий – вероятностный результат.
Связь с
эмоциями: развитие человека во многом обусловлено эмоционально насыщенными контактами со значимыми другими; закрепляется то, что позитивно окрашено, критика и унижение не могут ничего «вырастить».
Связь с потребностями (в активности, в творчестве, в познании, в уважении, в признании, во взрослости, в полезности другим, в свободе, в самоуважении).
Связь с деятельностью: «человек личностно развивается только в той деятельности, которая для него значима» (внутренние мотивы).
Самопознание – самоопределение – самореализация.
Слайд 8Что способствует, а что препятствует личностному развитию?
Многообразие среды.
Ускорение жизни
и «сжатие» социального времени.
Успешное самоопределение.
Обилие, многообразие и доступность информации.
Возможность
«пробы себя» в различных качествах.
Свобода, самостоятельность и ответственность.
Поддержка близких людей.
Ценности потребления и легкой жизни.
Слайд 9Риски развития личности в новой информационной среде
«потребление» информации без ее
критической переработки, доминирование аудиовизуального канала и опыта «клипового мышления», снижение
рефлексивности;
обезличенность и скоротечность социальных связей, отчуждение человека от других людей; редуцированный коммуникативный опыт, освоение своеобразных норм, отличающихся от норм реального общения;
псевдоудовлетворение потребностей в признании, в достижениях, в свободе, в самореализации; замещение реального решения значимых проблем виртуальным, уход от сложности и противоречивости реального мира в более простой виртуальный.
Слайд 11Характеристики профессионала (продолжение)
Слайд 12Характеристики профессионала (окончание)
Слайд 13Профессиональная компетентность предполагает:
способность эффективно выполнять профессиональные функции в соответствии
с нормами, требованиями;
способность обеспечить направленность деятельности на запланированный результат, в
том числе в нестандартных ситуациях и при ограниченности ресурсов;
умения согласовать свои возможности, способности, цели, интересы с условиями профессиональной деятельности;
осознание смыслов и определение целей профессиональной деятельности, принятие ответственности за ее результаты;
способность критически осмысливать, переоценивать и развивать накопленный опыт;
умения результативно общаться, работать в командах, управлять работой исполнителей;
готовность к постоянному личностному и профессиональному развитию.
Слайд 14Профессиональная компетентность
Компетентность – «мотивированные способности» (Дж. Равен), сочетание психических качеств
личности, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно.
Если функционально профессиональная компетентность может
быть определена через эффективность деятельности, то сущность компетентности лежит в сфере не деятельности, а личности: ее опыта, способностей, отношений, мотивов, качеств (целеустремленности, настойчивости, волевых ресурсов и пр.), умений ставить перспективные цели, проявлять инициативу, брать на себя ответственность, управлять своей деятельностью.
Компетентность проявляется и формируется тогда, когда человек вовлечен в деятельность, заинтересован не только в результатах, но и в процессе, готов оптимизировать процесс и совершенствовать результаты.
Слайд 15Стадии профессионального становления личности (Э.Ф. Зеер)
Слайд 16Стадии профессионального становления личности (продолжение)
Слайд 17Профессиональное развитие
Профессиональное развитие представляет собой, с одной стороны, становление, рост,
интеграцию и реализацию в профессиональном труде профессиональных знаний и умений,
профессионально значимых личностных качеств, мотивов и способностей, с другой – активное качественное преобразование человеком своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности – творческой самореализации в профессии (Л.М. Митина).
Личностное и профессиональное развитие человека правомерно рассматривать как единый процесс, объединяющим началом которого служит целостность личности, единство ее проявлений в разных сферах жизнедеятельности.
Слайд 18Кризисы профессионального развития
Кризисы профессионального развития – это изменения его направленности,
которые проявляются при переходе от одной стадии профессионального развития к
другой (нормативные кризисы) или при кардинальном изменении жизненных обстоятельств (ненормативные кризисы).
Трудности, противоречия, кризисы при их успешном преодолении обеспечивают развитие профессионала и переход на новую стадию профессионального развития, с другой – могут служить источниками межличностных и внутриличностных конфликтов, порождать состояние профессиональной апатии и пассивности, инициировать профессиональные деформации и психическое выгорание, вести к застою и деградации.
Слайд 19Противоречия профессионального развития
На начальных стадиях профессионального становления большое значение имеют
противоречия социальной среды и несоответствия между личностью и внешними условиями
жизнедеятельности, включая требования обучения и профессиональной деятельности.
На стадиях профессионализации и профессионального мастерства ведущее значение приобретают противоречия внутрисубъектного характера, обусловленные потребностью в дальнейшем саморазвитии и самореализации.
Результат преодоления противоречий и личностно-профессионального развития в целом определяется не столько средой и внешними условиями, сколько личностными характеристиками, опосредующими и/или преодолевающими влияние среды.
Слайд 20Личностные ресурсы, обеспечивающие профессиональное саморазвитие:
открытость новому опыту, развитую рефлексивность, способности
к самопознанию и самоопределению;
принятие ответственности за свою жизнь и свою
профессиональную карьеру, интернальный локус контроля, т.е. восприятие себя как причины происходящего;
осмысленность собственных ценностей, идеалов и жизненных целей, наличие в сознании выстроенной перспективы профессионального будущего;
позитивное самоотношение, адекватная самооценка, наличие «зазора» между профессиональным «Я-реальным» и эталонным образом профессионала;
внутренние мотивы профессионального роста, стремление реализовать в профессиональной деятельности свой потенциал.
Слайд 21Top 10 Soft Skills Needed in Today’s Workplace (M.M. Robles):
Целостность
(Integrity) – честность, этичность, высокая нравственность, имеет личные ценности, делает
то, что считает правильным.
Коммуникация (Communication) – ораторское искусство, способность выступать, писать, представлять, слушать.
Вежливость (Courtesy) – манеры, деловой этикет, любезность.
Ответственность (Responsibility) – подотчетность, надежность, находчивость, самодисциплина, добросовестный, здравомыслящий.
Коммуникабельность (Interpersonal skills) – приятный, представительный, с чувством юмора, дружелюбный, воспитанный, чуткий, имеет самоконтроль и социальные навыки, терпеливый, общительный, сердечный.
Слайд 2210 наиболее важных «мягких навыков», необходимых современному работнику (продолжение):
Позитивный настрой
(Positive attitude) – оптимизм, энтузиазм, обнадеживающий, счастливый, уверенный в себе.
Профессионализм
(Professionalism) – деловит, соответствующий внешний вид, уравновешенность.
Гибкость (Flexibility) – способность адаптироваться, готовность к переменам, обучению на протяжении всей жизни, принимает новые вещи, приспосабливается, обучаемый.
Навыки работы в команде (Teamwork skills) – готов к кооперации с другими, соглашающийся, поддерживающий, полезный для организации совместной работы.
Трудовая этика (Work ethic) – трудолюбие, желание работать, лояльность, инициатива, целеустремленность, пунктуальность.
Слайд 23Принципы управления развитием человека
Использование «мягкого» управления, при этом управляющая система
должна обладать большим многообразием по сравнению с управляемой.
«Жесткое» управление
Требования, поощрения,
наказания
Влияние на опыт и поведение
«Мягкое» управление
Создание среды, свободный выбор, значимая деятельность, поддержка
Влияние на механизмы управления опытом и поведением
Слайд 24Принципы управления развитием человека
Работа не с социальной ролью, а с
реальным человеком (понимание и принятие его таким, как он есть).
Слайд 25Принципы управления развитием человека
Соблюдение оптимальной меры между самоорганизацией (свободой) и
внешним управлением, постепенный перевод внешнего управления во внутреннее.
Ограничители свободы
4
Личностные ресурсы
3
2
Слайд 26При каких условиях обучение в вузе ведет к формированию компетентности?
Слайд 27Условия управления личностно-профессиональным развитием
уважение и принятие студента как самоценной личности,
признание его права на самостоятельное построение жизненного пути;
включение студентов в
профессиональную, социально и личностно значимую деятельность, опора на их потребности, интересы, жизненные задачи;
обеспечение разнообразия среды, позволяющей удовлетворять потребности и интересы студентов, апробировать и утверждать их собственные позиции, ценности, смыслы;
актуализация самоопределения, поиска новых значимых жизненных и профессиональных целей;
сотрудничество, поддержка, опора на сильные стороны;
конструктивная критика при необходимости.
Слайд 28Лекция 3: Новое высшее образование (анонс)
Каковы особенности компетентностно-ориентированного обучения?
Зачем нужна
академическая мобильность, и как ее реализовать?
Индивидуализированное образование: хватит ли ресурсов
высшей школы на каждого студента?
Как эффективность образования зависит от позиций преподавателей и студентов? Как разделить между ними ответственность за результаты? Как замотивировать студентов?
Заменят ли МООС (массовые открытые онлайновые курсы) университетское образование?
Модели образования 1.0, 2.0, 3.0: каковы будущие организационные форматы и технологии высшей школы?