Разделы презентаций


Обобщающее повторение. Подготовка к сочинению по комедии А.С.Грибоедова Горе

Содержание

Обобщающее повторениеПрав ли был А.С.Грибоедов, утверждая, что в его комедии «25 глупцов на одного здравомыслящего человека»?А.С.Пушкин в письме А.Бестужеву писал о Чацком: «Всё, что говорит он, очень умно. Но кому говорит

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Обобщающее повторение. Подготовка к сочинению по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».

Обобщающее повторение. Подготовка к сочинению по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».

Слайд 2Обобщающее повторение
Прав ли был А.С.Грибоедов, утверждая, что в его комедии

«25 глупцов на одного здравомыслящего человека»?
А.С.Пушкин в письме А.Бестужеву писал

о Чацком: «Всё, что говорит он, очень умно. Но кому говорит он всё это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека – с первого взгляда знать, с кем имеешь дело, и не метать бисер перед Репетиловыми и тому подоб.». Прав ли А.С.Пушкин?
Кто Чацкий: победитель или побеждённый? Докажите свою точку зрения.
Почему А.С.Грибоедов первоначальное название комедии «Горе уму» заменил на «Горе от ума»? В чём разница? Отразилось ли это на основной мысли произведения?

Обобщающее повторениеПрав ли был А.С.Грибоедов, утверждая, что в его комедии «25 глупцов на одного здравомыслящего человека»?А.С.Пушкин в

Слайд 3Почему А.С.Грибоедов изменил название комедии?
Во времена А.С.Грибоедова понятие «ум» включало

широкое содержание: кроме обычных «образованность», «понятливость», «сообразительность» - «вольнолюбие», «вольномыслие»,

«вольнодумство», «преданность передовым идеям» (что, кстати, нашло полное отражение в комедии)… С другой стороны, название «Горе уму» означало безоговорочную победу противников Чацкого и его единомышленников, т.е. фамусовых, скалозубов, молчалиных и др. Уделом Чацкого стало горе от ума, но только не его поражение, потому что он победитель: отказался от Софьи, как только понял, с кем она; не склонил головы перед фамусовским обществом, остался самим собой в борьбе с «веком минувшим»
Почему А.С.Грибоедов изменил название комедии?Во времена А.С.Грибоедова понятие «ум» включало широкое содержание: кроме обычных «образованность», «понятливость», «сообразительность»

Слайд 4А.И.Герцен считал: «Если в литературе сколько-нибудь отразился, слабо, но с

родственными чертами, тип декабриста – это в Чацком.

В его озлобленной, желчевой мысли, в его молодом негодовании слышится здоровый порыв к делу, он чувствует, чем недоволен, он головой бьёт в каменную стену общественных предрассудков… У него была та беспокойная неугомонность, которая не может выносить диссонанса с окружающим и должна или сломить его, или сломиться. »
- Прокомментируйте высказывание.
Прав ли А.Блок, утверждавший, что «Горе от ума» - «произведение, непревзойдённое, единственное в русской литературе, не разгаданное до конца»?
Почему автор определил жанр своего произведения как комедия?

Обобщающее повторение

А.И.Герцен считал: «Если в литературе сколько-нибудь отразился, слабо, но с родственными чертами, тип декабриста – это в

Слайд 5Язык комедии
А.С.Пушкин – А.А.Бестужеву: «О стихах я не говорю, половина

– должны войти в пословицу».
Какую особенность языка комедии А.С.Грибоедова

отмечал А.А.Пушкин? Докажите его правоту.
Какие языковые особенности комедии вы отметили?
Язык комедииА.С.Пушкин – А.А.Бестужеву: «О стихах я не говорю, половина – должны войти в пословицу». Какую особенность

Слайд 6Закончите афоризм
Минуй нас пуще всех печалей…
Грех

не беда…
А впрочем, он дойдёт до степеней известных…

Хотел объехать целый свет…
Служить бы рад…
Упал он больно…
Свежо предание…
Дома новы…
Да, чтоб чины добыть…
Ах, злые языки…
Чины людьми даются…
В мои лета не должно сметь

И барский гнев, и барская любовь.
Молва не хороша.
Ведь нынче любят бессловесных.

И не объехал сотой доли.
Прислуживаться тошно.
Встал здорово.
Да верится с трудом.
Да предрассудки стары.
Есть многие каналы.
Страшнее пистолета.
А люди могут обмануться
Своё суждение иметь.

Закончите афоризм  Минуй нас пуще всех печалей…  Грех не беда…  А впрочем, он дойдёт

Слайд 7Как работать над сочинением на литературную тему
Тема сочинения – это

то, о чём говорится в сочинении.
Идея сочинения – его главная

мысль.
Объём темы – это тот круг фактов, предметов или явлений, которые она охватывает.
Содержание темы – это совокупность наиболее существенных признаков, характерных для всех фактов, составляющих объём данной темы.
Как работать над сочинением на литературную темуТема сочинения – это то, о чём говорится в сочинении.Идея сочинения

Слайд 8Предупреждение орфографических ошибок
Литературный диктант
Чацкий, Фамусов, Скалозуб,

фамусовское общество, фамусовская Москва, общественно-политический конфликт, любовный конфликт, нравственные принципы,

идеалы светского общества, противостояние, борьба «века нынешнего» с веком «минувшим», столкновение взглядов, убеждений, объявить сумасшедшим, ненависть к просвещению, чуждый предрассудкам.
Предупреждение орфографических ошибокЛитературный диктант    Чацкий, Фамусов, Скалозуб, фамусовское общество, фамусовская Москва, общественно-политический конфликт, любовный

Слайд 9Предупреждение ошибок в управлении
Жажда (чего?) борьбы, сознание (чего?) долга, намёк

(на кого?) на Чацкого, надежда (на что?) на успех, мысль

(о ком?) о Фамусове, мнение (о чём?) о взглядах, призвание (к чему?) к деятельности, любовь (к кому?) к Софье, вера (во что?) в успех, уверенность (в чём?) в успехе.

Дорог (кому?) Чацкому, рад (чему?) встрече, верен (чему?) идеям, чист (чем?) душой, прав (в чём?) в споре, несчастлив (в чём?) в любви, доволен (кем?) Молчалиным.

Предупреждение ошибок в управленииЖажда (чего?) борьбы, сознание (чего?) долга, намёк (на кого?) на Чацкого, надежда (на что?)

Слайд 10Запомни!
играть роль
иметь значение
уделять внимание
Возглавить (что?) борьбу.
Руководить (чем?) борьбой.
Упрекать (в чём?)

в безволии.
Порицать (за что?) за безволие.
Беспокоиться (о ком? о чём?)

о жизни, о Софье.
Тревожиться (за что? за кого?) за жизнь, за Софью.
Изменить (кому? чему?) Чацкому, долгу.
Предать (кого? что?) друзей, интересы.

Запомни!играть рольиметь значениеуделять вниманиеВозглавить (что?) борьбу.Руководить (чем?) борьбой.Упрекать (в чём?) в безволии.Порицать (за что?) за безволие.Беспокоиться (о

Слайд 11Внимательно прочитай тему сочинения.
Выдели в ней ключевые слова.
Прокомментируй их.
Сформулируй тему

в виде проблемного вопроса.
Определи основную мысль.
Подбери эпиграф, в котором отразится

основная мысль сочинения.
Составь план сочинения.
Подбери цитаты, которые помогут доказать высказанную точку зрения, проиллюстрировать написанное.
Напиши черновой вариант сочинения.
Отредактируй написанное, исправь ошибки.
Перепиши работу в чистовик.

Как работать над сочинением на литературную тему

Внимательно прочитай тему сочинения.Выдели в ней ключевые слова.Прокомментируй их.Сформулируй тему в виде проблемного вопроса.Определи основную мысль.Подбери эпиграф,

Слайд 12Темы сочинений
Чацкий и Молчалин.
Кто Чацкий: победитель или побеждённый?
Чем опасны Молчалины?
Жизненные

идеалы фамусовского общества.
Современное звучание комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».

Темы сочиненийЧацкий и Молчалин.Кто Чацкий: победитель или побеждённый?Чем опасны Молчалины?Жизненные идеалы фамусовского общества.Современное звучание комедии А.С.Грибоедова «Горе

Слайд 13 Чацкий и Молчалин
В чём особенность этой темы сочинения?
Какую роль

здесь играет союз «и»: соединение или противопоставление?
Как можно сформулировать тему

в виде проблемного вопроса?
Как определите идею сочинения?
Определите объём темы и её содержание.
Чацкий и МолчалинВ чём особенность этой темы сочинения?Какую роль здесь играет союз «и»: соединение или противопоставление?Как

Слайд 14Развёрнутый план сочинения
I. Вступление.

Характеристика исторической эпохи, отражённой в комедии (начало XIX века): а). зарождение прогрессивных декабристских идей; б). назревание борьбы в обществе между непримиримыми консерваторами и прогрессивно мыслящими людьми; в). Чацкий и Молчалин как представители разных общественных лагерей.
II. Основная часть.
Чацкий и Молчалин – люди противоположных жизненных позиций:
1. Общие черты: а). молоды, имеют определённые взгляды на жизнь; б). образованны, умны; в). Принадлежность к фамусовскому обществу ( Чацкий – дворянин, воспитывался в доме Фамусова; Молчалин – секретарь, живёт в доме Фамусова)

Развёрнутый план сочиненияI. Вступление.

Слайд 15 2. Различия: а). положение в обществе (Чацкий

– дворянин, отличается независимостью взглядов; Молчалин – «безродный», подчиняет свои

суждения тому, что принято в обществе); б). цель жизни (Чацкий – служение Родине; Молчалин – «дойти до степеней известных»); в). достижение цели (Чацкий – стремление честно служить; Молчалин – достичь всего лестью, угодничеством, подхалимством); г). жизненная позиция (Чацкий – надежда на себя, свои возможности и знания; Молчалин – расчёт на поддержку и покровительство «сильных мира сего»); д). отношение с окружающими (Чацкий – благородство и порядочность; Молчалин – способность на подлость и предательство); е).отношение к Софье (Чацкий – искренность, Молчалин – игра в любовь «по должности»);

Развёрнутый план сочинения

2. Различия: а). положение в обществе (Чацкий – дворянин, отличается независимостью взглядов; Молчалин –

Слайд 16 ж). личные качества (Чацкий – эмоционален, открыт,

потому не защищён; Молчалин – скрытен, расчётлив до мелочей, во

всём придерживается «умеренности»); з). отношение в обществе (Чацкий – резкое неприятие существующих порядков, что порождает полное непонимание окружающих, агрессивность с их стороны и отторжение; Молчалин – незаменимый представитель фамусовского общества).
III. Вывод.
Создание А.С.Грибоедовым типичных характеров: Чацкий – тип борца, Молчалин – тип льстеца, услужливого малого. А.С.Грибоедов, изобразив типы Чацкого и Молчалина, предложил современникам и потомкам сделать свой нравственный выбор.
ж). личные качества (Чацкий – эмоционален, открыт, потому не защищён; Молчалин – скрытен, расчётлив

Слайд 17Домашнее задание:
Напишите черновой вариант сочинения на одну из заданных тем.

Домашнее задание:Напишите черновой вариант сочинения на одну из заданных тем.

Слайд 18Грибоедов А.С. Горе от ума. – М.: Детская литература, 1981.
Читаем.

Думаем. Спорим: Кн. Для самостоятельной работы учащихся по лит. :

9 кл./ Авт.-сост. Г.И.Беленький и др. – М.: Просвещение, 1996.
Фогельсон И.А. Литература учит. 9 кл.: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1990.
Русский язык. Грамматика. Русская литература XIX – XX веков. Сочинения. 5 – 11 кл.: Справочные материалы / Сост. М.А.Лепихова; Н.В.Сечина. – М.: Дрофа, 1997.
Голуб И.Б., Давыдова Л.В. Сочинение и изложение без репетитора. – М.: АО «Столетие», 1998.

Использованные материалы:

Грибоедов А.С. Горе от ума. – М.: Детская литература, 1981.Читаем. Думаем. Спорим: Кн. Для самостоятельной работы учащихся

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика