Слайд 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение « Школа № 20 »
г. Сарова Нижегородской
обл.
Русская прялка
урок изобразительного искусства, 5класс,
УМК «Школа России»
Подготовила
учитель изобразительного искусства
Богачева Валентина Анатольевна
Слайд 3Пряха
В низенькой светёлке
Огонёк горит,
Молодая пряха
Под окном сидит.
Молода, красива,
Карие глаза,
По плечам
развита
Русая коса.
Русая головка,
Думы без конца...
Ты о чем мечтаешь,
Девица-краса?..
Слайд 4
Пожалуй, ни одно орудие крестьянского труда не украшалось так многообразно,
любовно, как прялка. Дух захватывает от силы народной фантазии и
искусства, когда видишь резные, инкрустированные (даже зеркальцами!) расписные (даже по торцам!), гребневые, теремковые, светлые и тёмные, детские и взрослые прялки, прялицы всех уголков России!
Слайд 5
Конечно, такой затейливый предмет не только украшал крестьянскую избу, но
и согревал душу неутомимой пряхе, в полном смысле скрашивал бесконечный
монотонный труд.
Многие прялки в добавление к росписям содержали дарственные надписи типа
«Кого люблю того дарю»,
советы, поучения:
«Пряди, прялку береги, за отца бога моли».
Слайд 6
Прялка была ценным подарком: отец дарил её дочери, жених –
невесте, муж – жене. В некоторых местах, по обычаю, жених
должен был изготовить прялку собственноручно, а старую родительскую сломать в знак помолвки.
Слайд 7
Почти все русские народные росписи по дереву пришли к нам
с прялок.
Надо сказать, что прялочные поверхности не так уж и
простые: и «башенки» сверху, и «серьги внизу, и бока резные, и стояк с «яблоком».
Слайд 8
А сейчас познакомимся с устройством прялок.
Они были двух типов: с гребнем и с лопастью.
Гребневые
бытовали в центральных, южнорусских губерниях и в Поволжье. А с
лопастями – на Севере, а также в центральных губерниях, на Урале, в Сибири, на Алтае.
«На осине сижу, сквозь клёну гляжу, берёзу трясу» – эта старинная русская загадка о прялке полностью описывает, из чего она была сделана.
Донца вырезали из осины или липы, гребень делали из твердых пород, чаще всего из клена, ну а веретено было березовым.
Слайд 9
Прялки-гребни были разборные и состояли из двух деталей, самого гребня
и донца (гузно, подгузок, дно) куда он вставлялся.
Слайд 10
Кажется, зачем же было так стараться над росписью, которая никому
не будет видна под сидящей пряхой? Ан нет, представьте только,
до чего же было красиво такое украшение (картина!) на бревенчатых стенах избы, куда его вешали, пока пряха бездействовала!
Слайд 11Прялки с лопастью – лопаской, личиной, головкой, пером – по-разному
называли верхнюю часть таких прялок – были разборными или, что
встречается чаще, сделанными из цельного куска сосны или ели с корневищем так, чтобы сразу получался и подгузок, и лопаска.
Слайд 12
Типы прялок сложились в далекие времена. На каждой сравнительно небольшой
территории была своя форма прялки, свои приёмы украшения.
Прялки Русского Севера
(Вологодская, Архангельская области) славились своей резьбой и росписью. В узорах повторялись древние символы солнца, звёзд, земли, водной стихии – круги, квадраты, ромбы, зубчатые и прямые линии.
Слайд 36Используемые ресурсы:
http://www.liveinternet.ru/users/bo4kameda/post188803916/
Ю.Дорожин «Искусство - детям». Узоры Северной Двины
Н.А.Горяева, О.В.Островская Изобразительное
искусство, Декоративно-прикладное искусство в жизни человека, Москва «Просвещение» 2006
С.К.Жегалова Русская
народная живопись, Москва «Просвещение» 1984
Фото из личного архива