Слайд 1ОБРАЗ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА В ПОРТРЕТНОЙ ЖИВОПИСИ XVIII—XIX ВВ.
(урок графики)
Учитель: Подлесных О.А.
МКОУ Клеповская
СОШ
Бутурлиновского района
Воронежской области
УМК - Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Поровская
Г.А. Изобразительное искусство: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / под ред. Шпикаловой Т.Я. – М., Просвещение, 2015.
Слайд 2ВОЕННАЯ ГЕРОИКА И ИСКУССТВО
(уроки 30-31)
Великая Отечественная война, наша Победа
над фашизмом принадлежит вечности, она сама Вечность. Мы, участники войны,
пережившие гибель родных, друзей, соратников, должны рассказать молодым современникам и потомкам о тех днях, когда решались судьбы Родины да и всей земли.
Искусство — это колокол.
Оно должно будить в народе чувство высокой духовности.
Борис Сергеевич Угаров
Б. Угаров. Возвращение.
Слайд 3Кончаловский П.П. Портрет Героя
Советского Союза летчика А.Б.Юмашева
Корин Павел Дмитриевич.
«Портрет маршала Георгия Константиновича Жукова»
Слайд 4НАЗОВИ: Образы былинных богатырей, русского воинства Древней Руси, героев Оечественной
войны 1812г, запечатленные на портретах, тематической, батальной и исторической картине.
УЗНАЙ: Появление военного портрета в России восходит к петровскому времени. На картинах первой четверти XVIII века изображены государственные мужи с каменным выражением лица, облаченные в рыцарские доспехи, с повязанным на талии шарфом, в высоких ботфортах и шпагой на боку. Согласно барочной традиции портрета, они запечатлены в момент энергичного разворота в сторону зрителя, чем создается ощущение мощного движения. Одной рукой опирались на увесистую трость, а другую упирали в бок. Поза портретируемого была рассчитана на представительность.
Слайд 5По сравнению с петровской эпохой, военный портрет времен царствования Елизаветы
Петровны претерпел значительные изменения. Генералы часто изображены в шитых пурпуром
и золотом кафтанах, из-под которых выглядывают кружева тончайшей работы. Исчез и былой волевой разворот корпуса.
«Золотым веком» русского портрета называют время правления Екатерины II. В военном портрете сохранилась традиция парадного портрета, сходная со стилистикой хвалебной оды: эффектная поза модели, взятой в полный рост, говорящие высоким стилем аксессуары, драпировки, колонны, драгоценные украшения и сверкающие ткани, насыщенный активными цветами колорит.
Следующий важный период развития военного портрета связан с войной 1812 года и традициями романтизма. Главным живописным памятником новому героическому поколению стала Военная галерея 1812 года в Зимнем дворце. В моду вошло создание галерей героев войны, начался выпуск собраний гравюр с героями войны, знакомые образы появились на фарфоре, стекле и в металле. Все большую популярность стали приобретать карандашные наброски и акварельные портреты.
Слайд 6Франц Хальс (около 1580—1666) Групповой портрет офицеров стрелковой роты святого
Адриана (1633).
Слайд 7Антуан-Жан Гро.
Бонапарт на Аркольском мосту,
1796
Слайд 8Рембрандт. "Ночной дозор«, 1642
Слайд 9Никитин Иван Никитич. Портрет Петра I. 1714-1716 г.г
Евграф Давыдов портрет
работы Ореста Кипренского, 1809
Портрет генерал-адъютанта графа Петра Толстого
Владимир Боровиковский, 1799
Слайд 10ПРИМИ К СВЕДЕНИЮ:
Кипренский был первым в ряду великих русских художников
XIX века. Его творчество представляет собою качественно новый этап в
развитии национальной художественной культуры, этап, непосредственно связанный с теми социальными и идеологическими сдвигами, которые характеризуют русскую жизнь и общественное сознание первой четверти XIX века.
Кипренский рано отказывается от норм парадного портрета, освобождая портрет от сословной принадлежности. Люди, которых писал художник, были в большинстве своем участниками войны. Кипренский проникновенно чуток и внимателен к душевному миру каждого из своих персонажей.
Портрет Евграфа Давыдова представляет собой вершину не только юношеского периода Кипренского, но и всего его творчества в целом. Его сопоставляют с французскими портретами «Бонапарт на Аркольском мосту» работы А.Гро и "Офицер конных егерей императорской гвардии»
Т.Жерико
Слайд 11Портрет Е.И. Чаплица
Портрет М.П.Ланского
Портреты Ореста Кипренского, 1813
Портрет А.П.Ланского
Слайд 12ОБСУДИМ ВМЕСТЕ
Устарел ли жанр военного портрета в наши дни? В
чем его значимость для истории Родины и истории искусства?
Что побуждает
художников обращаться к военному портрету? Что помогает нам понять запечатленные на таких портретах образы Защитников Отечества? Какие художественные средства используют различные художники для достижения выразительности портрета?
Почему старинные портреты военачальников пользуются огромным спросом на аукционах и выставках искусства прошлых эпох? Для кого они могут представлять особый интерес?
Слайд 13ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
Выполни рисунок композиции портрета защитника отечества по представлению.
Материал: бумага,
карандаш.
До начала творческой работы
Рассмотри графические работы художников военных лет. Обрати
внимание на лица изображенных. Что выдает в них бойцов, живущих тяжелой воинской жизнью?
Слайд 17НА ЗАМЕТКУ: ЭТАПЫ НАПИСАНИЯ ПОРТРЕТА.
Первым делом хорошо рассмотрите натурщика. Найдите
соотношение между шириной и высотой лица. Обозначьте голову овалом. Разделите
медианой по вертикале голову, при положении в три четверти оборота она представляет собой кривую. По горизонтали также проведите линии, разделяющие основные части лица: например, брови, нос, мочки ушей, рот.
Слайд 18Теперь нам пригодятся как вертикальная линия, так и горизонтальная, они
служат обозначением для будущих частей лица: глаз, носа, губ и
ушей. Обозначьте на этом этапе основные перечисленные части лица, как на рисунке.
Пытайтесь выявить основные анатомические структуры: например, выступющие скулы, лобная кость и т. д.
Слайд 19На следующем этапе обратите внимание на то как падает свет,
под каким углом, какие участки более затененные, какие посветлее. Обведите
эти участки, они помогут придать голове объем.
На этом этапе обозначьте тени. Хоть тени и отличаются насыщенностью, на этом этапе не вдавайтесь в глубину тени
Слайд 20Вот теперь обратите внимание на глубину тени, также уделите внимание
оснвоным частям лица: глаза, губы, подчеркивайте или смягчайте их оттенки.
На
этом этапе не уничтожайте грубые штрихи от предыдущих этапов, а лишь смягчите их.
Слайд 21https://info.wikireading.ru/274338
https://www.litmir.me/br/?b=144322&p=99
https://www.wikiart.org/ru/vladimir-borovikovskiy/portret-general-adyutanta-grafa-petra-tolstogo-1799
http://artdosug.ru/archives/9688