Слайд 1Образование – то, что остается после того, когда забывается все,
чему учили.
(А.Эйнштейн)
Слайд 2Адаптация детей к среднему звену школы
В начале обучения в
пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения,
сходный с тем, который был в первом классе. Резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней — все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника.
Слайд 3Новые условия влияют на изменения в поведении и психике ребёнка:
•Возрастает тревожность;
•Снижается работоспособность;
•Повышается робость или напротив «развязность»;
•Проявляется неорганизованность и забывчивость;
•Заболевания
носят психосоматический характер;
•Появляется чувство страха и неуверенности в ситуации несоответствия прежним достижениям или ожиданиям родителей.
Слайд 4Подобные отклонения в той или иной форме характерны примерно для
70–80% школьников и исчезают, как правило, через 2–4 недели после
начала учебы. Это нормально. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше. Тогда надо бить тревогу.
Слайд 5 Некоторое «обезличивание» подхода к школьнику в этот период— очень
значимый момент для его развития, укрепления у него чувства взрослости,
самостоятельности. Важно только помочь ему освоить эту новую позицию.
Слайд 6Актуальное желания детей в этот период:
хорошо учиться,
радовать своими
успехами взрослых,
ожидание более интересной школьной жизни и новых положительных впечатлений.
Слайд 7
Успешно адаптируются ребята, которые ко времени поступления в среднее звено:
Имеют
достаточный уровень интеллектуального развития;
Умеет работать самостоятельно;
Умеет планировать свои действия;
Умеет контролировать
свои действия и оценивать результат своей работы;
Умеет строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
Способны выдерживать эмоциональные нагрузки, обладают эмоциональной устойчивостью;
Кто не делает трагедии из школьной оценки.
Слайд 8Причины и следствие неполной адаптации
Причины:
•Продолжительная неуспеваемость или её снижение,
•невозможность соответствовать
прежним результатам и требованиям родителей в системе оценок,
•проблемы в сфере
общения, недовольство своим положением в коллективе сверстников,
•неудовлетворённость потребностей и желаний и т.д.
Слайд 9Следствия неполной адаптации.
Нарушения в личностной и функциональной сферах
Низкая или
напротив защитно-высокая самооценка;
Прямая или косвенная оборонительно – защитная агрессия;
Чувство беспомощности
и обиды;
Формируется мотив избегания неудач;
Расстроенность нервных процессов (частые заболевания, «школьный» невроз);
Повышенная возбудимость и импульсивность или напротив инертность, закрытость;
Формирование чувства неполноценности,неуверенности
Проявление асоциальных форм поведения (демонстративность, закрытость, агрессия, импульсивность, раздражительность, обидчивость нарушение правил поведения или полное их игнорирование и т.д.)
Слайд 10Рекомендации родителям в период адаптации к 5 классу
Следите за здоровьем!
Проявляйте
терпение, выдержку, принимайте безусловно своих детей, любите их не за
отметки, а просто так!
Проявляйте искренний интерес к школьным делам ребёнка.
Поддерживайте своего ребёнка в сложных ситуациях и эмоциональных переживаниях.
Неформально общайтесь в доброжелательной обстановке, разнообразьте совместную с ребенком деятельность.
Не требуйте в первое время от ребёнка прежних результатов.
Не наказывайте и не унижайте достоинства ребёнка ни словесно, ни физически.
Не сравнивайте ребёнка ни с кем.
Учитывайте особенности темперамента и генетически заложенные особенности.
Учите самостоятельности и самоконтролю постепенно.
Поощряйте позитивные, правильные действия, успехи!
Слайд 11 Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз
тогда, когда он меньше всего ее заслуживает.
Эрма Бомбек
Детям нужны не
поучения, а примеры.
ЖозефЖубер
Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас.
Эрнст Легуве
Слайд 12Как воспитывать детей, знает каждый, за исключением тех, у кого
они есть.
Патрик О’Рурк
Спасибо за внимание!