Слайд 1
Образование в XXI веке
Ульяновск
2016
Загидуллин Раис Рамазанович
директор Центра образования и
системных инноваций Ульяновской области, к.п.н., доцент
Слайд 2В 21 веке на своих рабочих местах люди
Слайд 3В 21 веке на своих рабочих местах люди
Слайд 4В 21 веке на своих рабочих местах люди
Слайд 8Список основных умений XXI века
Ответственность и адаптируемость
Коммуникативные умения
Творческий
потенциал и любознательность
Критическое и системное мышление
Информационные и мультимедийные
Сотрудничество и взаимодействие
Постановка и решение проблем
Саморазвитие
Социальная ответственность
Слайд 10Какое обучение называется
личностно-ориентированным?
Личностно ориентированное обучение –
это такое обучение,
при котором учащиеся являются субъектами обучения и собственного развития;
обучение,
в котором учитываются их индивидуальные особенности
Слайд 11Личностно-ориентированное обучение
Слайд 12Определение основных умений учащихся в 21 веке
Что должны знать и
уметь выпускники школы для того, чтобы стать успешными в своей
профессиональной деятельности в 21 веке?
Слайд 13Список основных умений XXI века
Ответственность и адаптируемость
Коммуникативные умения
Творческий
потенциал и любознательность
Критическое и системное мышление
Информационные и мультимедийные
Сотрудничество и взаимодействие
Постановка и решение проблем
Саморазвитие
Социальная ответственность
Слайд 14Личностно-ориентированное обучение предполагает
Слайд 15Таксономия Блума (1956)
Классификация
мыслительных умений
Слайд 16Знание
Ученик знает основные термины, понятия, факты, правила, принципы
Обозначает запоминание и
воспроизведение изученного материала
Слайд 17Понимание
Знание
Осмысление значения изученного, умение преобразовать материал из одной формы выражения
в другую, а также его интерпретировать
Ученик понимает правила, факты, принципы,
интерпетирует графики, схемы, диаграммы, преобразует словесный материал в математические выражения
Слайд 18Использование
Понимание
Знание
Умение использовать изученный материал в конкретных условиях
Ученик использует понятия и
принципы в новых ситуациях, применяет законы и методы в конкретных
ситуациях
Слайд 19Анализ
Использование
Понимание
Знание
Осознание материала, умение разбить тему на составляющие так, чтобы была
понятна ее структура, и выявить взаимосвязь между отдельными частями материала
Ученик
оценивает значимость данных, выделяет ошибки в логике рассуждения, проводит различия между фактами и следствиями
Слайд 20Синтез
Анализ
Использование
Понимание
Знание
Умение комбинировать элементы, чтобы получилось целое, обладающее новизной
Ученик делает сообщения,
разрабатывает лабораторные, выполняет творческие задания
Слайд 21Оценка
Синтез
Анализ
Использование
Понимание
Знание
Суждение на основе имеющихся данных
Суждение на основе внешних критериев
Видение различий
между фактами и оценочными суждениями
Слайд 22Школа должна способствовать решению следующих методических задач:
Слайд 23Технологии в личностно-ориентированном обучении
Слайд 24Типы заданий на формирование ключевых компетенций
Слайд 25«Выделение признаков»
Задание: Выделить два слова в скобках, наиболее существенных для
слова, стоящего перед скобками:
Сад (растение, садовник, собака, забор, земля).
Река (берег,
рыба, тина, рыболов, вода).
Куб (углы, чертёж, сторона, камень, дерево).
Чтение (глаза, книга, картина, печать, слово).
Игра (шахматы, игроки, штрафы, правила, наказания).
Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, кустарник).
Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).
Слайд 26«Выделение признаков»
Задание: Выделить два слова в скобках, наиболее существенных для
слова, стоящего перед скобками:
Сад (растение, садовник, собака, забор, земля).
Река (берег,
рыба, тина, рыболов, вода).
Куб (углы, чертёж, сторона, камень, дерево).
Чтение (глаза, книга, картина, печать, слово).
Игра (шахматы, игроки, штрафы, правила, наказания).
Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, кустарник).
Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).
Слайд 27«Существенные признаки»
Задание: найди пары (соединить понятие с определением).
_______________________________________________
Лев -
Крот – Подводник - Подвода
–
млекопитающее из отряда насекомоядных, живущее под землёй.
моряк, служащий в подводном флоте.
крупное хищное животное из семейства кошачьих, с короткой желтоватой шерстью и длинной гривой у самцов.
специалист по водолазным работам.
денежная единица в Болгарии.
конная повозка.
Слайд 28«Различие»
Задание: Выделите слово ( ), которое вы считаете
«лишним»:
Футбол, баскетбол, волейбол, теннис.
Голод, жадность, жажда, холод.
Пушкин, Чуковский, Маршак, Барто.
Тёмный,
светлый, голубой, яркий.
Карась, акула, дельфин, щука.
Часы, очки, весы, термометр.
Слайд 29«Различие»
Задание: Выделите слово ( ), которое вы считаете
«лишним»:
Футбол, баскетбол, волейбол, теннис.
Голод, жадность, жажда, холод.
Пушкин, Чуковский, Маршак, Барто.
Тёмный,
светлый, голубой, яркий.
Карась, акула, дельфин, щука.
Часы, очки, весы, термометр.
Слайд 30«Отношения между понятиями»
Задание: Определить отношения между понятиями. Распределить пары слов
на две группы:
«ВИД → РОД» «ЧАСТЬ
→ ЦЕЛОЕ»
______________________________________
зима→время года
весы→прибор
овца→стадо
секунда→минута
буква→слово
хирург→врач
лев→хищник
Слайд 31«Отношения между понятиями»
«ВИД → РОД»
зима→время года
весы→прибор
хирург→врач
лев→хищник
«ЧАСТЬ → ЦЕЛОЕ»
овца→стадо
секунда→минута
буква→слово
Слайд 32«Определения»
Задание: Вставь пропущенное слово (определи понятие):
… - замёрзшая и
затвердевшая вода.
… - специалист, управляющий летательным аппаратом.
… - шар из
упругого материала, отскакивающий при падении от твёрдой поверхности.
… - небесное тело, видимое простым глазом в форме светящейся точки на небе.
… - знаменитость, деятель искусства, науки, спорта и т.д.
Слайд 33«Классификация»
Задание: Найди ошибку:
Птицы делятся на перелётных и водоплавающих;
Растения
делятся на деревья и кустарники;
Люди делятся на мужчин и
детей;
Числа делятся на чётные и нечётные;
Часы делятся на наручные и золотые.
В слове можно выделить приставку и окончание;
Артисты делятся на поющих и танцующих;
Грибы делятся на съедобные и несъедобные.
Есть числа, которые делятся на 2, и те, которые делятся на 3.
Слайд 35Спасибо за внимание!
Загидуллин Раис Рамазанович
директор Центра образования и системных инноваций
Ульяновской области, к.п.н., доцент
e-mail: zrais@mail.ru
Слайд 36
Образование в XXI веке
Ульяновск
2016
Загидуллин Раис Рамазанович
директор Центра образования и
системных инноваций Ульяновской области, к.п.н., доцент