Слайд 1
Образовательная деятельность детей
с нарушением зрения в области «Физическое развитие»
Ранний
и дошкольный возраст
Слайд 2Специальная направленность образовательной деятельности детей с нарушением зрения в области
«Физическое развитие»
(ранний возраст)
В раннем возрасте основной задачей образовательной деятельности выступает
создание условий для:
- повышения двигательной активности ребенка с нарушением зрения;
- укрепления и охраны здоровья;
- повышения функциональной деятельности сохранных анализаторов, органов чувственного познания (осязания, слуха, зрения, обоняния);
-обогащения опыта эмоциональной отзывчивости на двигательную активность;
- развития различных видов двигательных умений, ходьбы как естественного способа передвижения в пространстве;
- освоение ребенком с нарушением зрения основ безопасности поведения.
Слайд 3Направления образовательной деятельности:
- Повышение двигательной активности ребенка с нарушением зрения;
-
Укрепление здоровья ребенка с нарушением зрения, охрана и повышение функциональной
деятельности сохранных анализаторов;
- Развитие различных видов двигательных умений, ходьбы как естественного способа передвижения в пространстве;
- Формирование навыков безопасного поведения в предметном пространстве.
Слайд 4Повышение двигательной активности ребенка с нарушением зрения
Необходимо:
проводить и организовывать
различные виды массажей (общий массаж, отдельных частей тела); гимнастические, музыкально-ритмические
упражнения, побуждающие к двигательной активности и поддерживающие инициативность ребенка с нарушением зрения;
побуждать и способствовать освоению им опыта перемещения в пространстве (с помощью или самостоятельно) на голос человека;
особое внимание уделять профилактике появления стереотипных движений;
вовлекать в игры со звучащими игрушками, яркими лентами, разными по фактуре предметами, которые стимулируют и поддерживают общую моторную активность, а также активизируют моторику рук, способствуют развитию сенсомоторной координации (зрительно-двигательной, слухо-двигательной).
Слайд 5Тифлопедагогические подходы в повышении двигательной активности
детей с нарушением зрения:
создание предметно-пространственной среды
- побуждает и обеспечивает безбоязненное, уверенное, самостоятельное
перемещение в ней доступным способом как внутри помещения, так и на внешней территории для удовлетворения естественной потребности в перемещении;
- вызывает сенсорно-двигательные реакции и интерес, побуждающий к передвижению в пространстве
использование определенных методов и приемов обучения:
- метод прямого обучения;
- метод сопряженных действий.
Слайд 6Укрепление здоровья ребенка с нарушением зрения, охрана и повышение функциональной
деятельности сохранных анализаторов
Необходимо:
организовать правильный режим дня;
приучать ребенка к
соблюдению правил личной гигиены;
создавать предметную и предметно-пространственную среду, предупреждающую ослепление, зрительное напряжение зрячего ребенка; безопасную для рук (пальцев, кожных покровов) как органов осязания ребенка с глубокими нарушениями зрения;
внимательно относится к охране зрения (предупреждение воспалений, травм) и развитию его функций: соблюдение режима ношения очков, их чистотой и состоянием;
следить за состоянием органов слуха, обоняния, осязания.
Слайд 7Тифлопедагогические подходы в укреплении здоровья ребенка с нарушением зрения, охране
и повышении функциональной деятельности сохранных анализаторов
-создание и соблюдение офтальмо-гигиенических условий
жизнедеятельности ребенка, направленную на охрану и поддержание нарушенного зрения
- создание предметной среды, повышающую функциональную активность сохранных анализаторов ребенка;
- создание педагогических ситуаций и использование приемов, обеспечивающих системное развитие сенсорных функций (тактильных, слуховых, зрительных, двигательных), наращивание мышечной массы корсета, мышечной силы рук.
Слайд 8Развитие различных видов двигательных умений, ходьбы как естественного способа передвижения
в пространстве
Необходимо:
особое внимание уделять освоению ребенком «схемы тела»;
развитию способности дифференцировать
части тела;
развитию умений выполнять ими определенный набор движений и двигательных действий с максимально точным воспроизведением пространственно-временных характеристик;
развивать способность действовать двумя руками;
осваивать двигательные умения в соответствии с возрастом (поднимать и удерживать голову, поворачивать ее; переворачиваться со спины на живот и наоборот; ползать на четвереньках; садиться; стоять с поддержкой и без нее; ходить);
вовлекать ребенка с глубоким зрительным нарушением в двигательные действия с атрибутами и без них, физические упражнения доступные возрасту;
особое внимание уделять освоению ребенком различных пространств, передвижению в условиях знакомого пространства с элементами нового, преодолению препятствий (искусственных, естественных): открывание двери, перешагивание порогов, передвижение по лестничному пролету…;
развивать навык правильной ходьбы;
создание условий для получения первичного опыта динамичной (ускоренной) ходьбы с использованием предвестника трости.
Слайд 9Тифлопедагогические подходы в развитии двигательных умений и ходьбы:
- организация пространства,
которое должно:
побуждать ребенка с нарушением зрения к двигательным действиям;
быть безопасным;
выступать
информационно-доступным для ориентировки на основе деятельности сенсорных сохранных систем;
являться побудительно-интересным для мотивации двигательной деятельности.
- использование методов прямого и сопряженного обучения движению, прием подражания, стараясь не подавлять двигательную инициативность и активность ребенка с нарушением зрения;
- развитие у ребенка связей между двигательными ощущениями и словами их обозначающимися, добиваясь, чтобы слово связывалось с конкретным движением, действием;
- владение педагогом пространственной терминологией для сообщения ребенку пространственных характеристик движений:
- введение в поле мобильности ребенка предвестников трости.
Слайд 10Формирование навыков безопасного поведения в предметном пространстве
Необходимо:
- особое внимание уделять
созданию безопасной и безбарьерной среды;
- предостерегать детей от поступков, угрожающих
их жизни и здоровью;
- помнить, что требования безопасности не должны реализовываться за счет подавления детской активности и препятствованию деятельностному исследованию мира.
Слайд 11Тифлопедагогические подходы в формировании навыков безопасного поведения в предметном пространстве
-
целенаправленное знакомство ребенка с глубоким нарушением зрения с предметами и
объектами окружения, пространственной организации;
- научение ребенка культурно фиксированным способам использования предметов быта, гигиены, игрушек…;
- обеспечение стабильной предметно-пространственной среды;
- создание безопасной и безбарьерной среды:
наличие тактильных и визуальных ориентиров;
соблюдение определенных правил: двери помещений должны быть всегда открыты или плотно закрыты; острые углы на уровне лица ребенка должны быть устранены; предметы ближайшего окружения не должны иметь структурных изъянов (педагогу проверить наощупь);
помощь ребенку в освоении первичных правил безопасного движения в группе детей (остановка по требованию педагога).
Слайд 12Специальная направленность образовательной деятельности детей с нарушением зрения в области
«Физическое развитие»
(дошкольный возраст)
Особые образовательные потребности дошкольников с нарушением зрения в
освоении Области «Физическое развитие» выраженно проявляются в следующих компонентах ее содержания, обозначенного ФГОС ДО:
- приобретение опыта двигательной деятельности;
- развитие равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики рук;
- овладение подвижными играми с правилами;
-становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
- овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.
Слайд 13Целеполагающее значение образовательной области «Физическое развитие»
Целеполагающее значение образовательной области
«Физическое развитие» для личностного развития слепого/слабовидящего ребенка, ее компенсаторно-развивающая направленность
с отражением ООП заключается в развитии им компенсаторно-адаптивных механизмов обеспечивающих
- двигательную, познавательную активность;
- пространственную ориентацию в повседневной жизни;
- формирование положительного отношения к себе и своим двигательным возможностям, обеспечивающих в условиях глубоко суженной чувственной сферы способность к освоению моторного поведения в разных видах деятельности;
- возможность самовыражения, саморегуляции, эмоциональное и волевое развитие.
Слайд 14Задачи образовательной деятельности
(слепые дошкольники)
- системное и целенаправленное развитие двигательной
сферы слепого ребенка:
обогащение двигательного опыта с расширением объема двигательных умений;
формирование
точных, целостных и детализированных образов движений с уточнением представлений о их пространственной и временной характеристике;
развитие способностей и обогащение опыта двигательно-мышечной и вербальной регуляции, а также контроля при выполнении движения;
обогащение навыков пространственной ориентировки, опыта передвижения в свободном пространстве с преодолением чувства страха, неуверенности и скованности.
- поддержание бодрого состояния слепого ребенка с обеспечением оптимальной двигательной активности в период бодрствования; в самостоятельности и инициативности в выполнении физических упражнений разных видов;
- укрепление здоровья, повышение адаптивных возможностей детского организма;
- обогащение сенсорно-перцептивных умений, совершенствование восприятия разных модальностей; развитие слухо-двигательной и рече-слухо-двигательной координации;
- развитие коммуникативного опыта: опыта взаимодействия со взрослыми и сверстниками в выполнение физических упражнений;
- уточнение представлений о предметно-пространственной организации мест активной деятельности, совершенствование умений и навыков ориентировки в помещениях и на участке;
- развитие «Образа -Я» как субъекта двигательной деятельности.
Слайд 15Задачи образовательной деятельности
(слабовидящие дошкольники)
- системное и целенаправленное развитие двигательной
сферы ребенка с нарушением зрения:
обогащение двигательного опыта с расширением объема
двигательных умений;
формирование точных, целостных и детализированных образов движений с уточнением представлений о их пространственной и временной характеристике;
развитие способностей и обогащение опыта двигательно-мышечной и вербальной регуляции, а также контроля при выполнении движения;
развитие зрительно-моторной координации;
обогащение навыков пространственной ориентировки, опыта передвижения в свободном пространстве с преодолением чувства страха, неуверенности и скованности.
- поддержание бодрого состояния ребенка с обеспечением оптимальной двигательной активности в период бодрствования; в самостоятельности и инициативности в выполнении физических упражнений разных видов;
- укрепление здоровья, повышение адаптивных возможностей детского организма;
- развитие зрительного восприятия, обогащение опыта ориентировочно-поисковой, регулирующей и контролирующей роли зрения в выполнении физических упражнений;
- развитие коммуникативного опыта: опыта взаимодействия со взрослыми и сверстниками в выполнение физических упражнений;
- уточнение представлений о предметно-пространственной организации мест активной деятельности, совершенствование умений и навыков ориентировки в помещениях и на участке;
- развитие «Образа -Я» как субъекта двигательной деятельности.
Слайд 16Задачи образовательной деятельности
(слабовидящие дошкольники)
- системное и целенаправленное развитие двигательной
сферы ребенка с нарушением зрения:
обогащение двигательного опыта с расширением объема
двигательных умений;
развитие зрительно-моторной координации;
обогащение опыта передвижения в свободном пространстве с преодолением чувства страха, неуверенности.
- поддержание бодрого состояния ребенка с обеспечением оптимальной двигательной активности в период бодрствования; в самостоятельности и инициативности в выполнении физических упражнений разных видов;
- укрепление здоровья, повышение адаптивных возможностей детского организма;
- развитие зрительного восприятия, обогащение опыта ориентировочно-поисковой, регулирующей и контролирующей роли зрения в выполнении физических упражнений;
- развитие коммуникативного опыта: опыта взаимодействия со взрослыми и сверстниками в выполнение физических упражнений;
- уточнение представлений о предметно-пространственной организации мест активной деятельности, совершенствование умений и навыков ориентировки в помещениях и на участке;
- развитие «Образа -Я» как субъекта двигательной деятельности.
Слайд 17Коррекционно-компенсаторные направления образовательной деятельности
Слепые дошкольники
- Повышение двигательного потенциала и мобильности;
-
Развитие умений и навыков пространственной ориентировки, формирование пространственных представлений, развитие
основ пространственного мышления;
- Поддержание и укрепление здоровья (физического, психического, соматического);
- Развитие физической готовности к школе.
Слабовидящие и дошкольники с ФРЗ
- Повышение двигательного потенциала и мобильности;
- Поддержание психоэмоционального тонуса (бодрого состояния) ребенка с нарушением зрения.
- Поддержание и укрепление здоровья (физического, психического, соматического);
- Развитие физической готовности к школе.
Слайд 18Особые условия освоения содержания образовательной области
«Физическое развитие»
организация доступных и безопасных
сред для передвижения;
компетентность педагогов в использовании методов и приемов при
обучении двигательным умениям и навыкам;
стремление взрослых к повышению и развитию двигательных возможностей ребенка с нарушением зрения;
организация образовательной среды, поддерживающей и укрепляющей здоровье ребенка с нарушением зрения;
повышение родительской компетентности в вопросах физического развития ребенка с нарушением зрения;
обеспечение физического развития ребенка в различных видах деятельности, повышающих его двигательную активность:
-в условиях Организации детской деятельности взрослыми;
- в условиях повседневной детской самоорганизации.