Слайд 1Образовательные технологии в реализации ФГОС:
технология развития критического мышления
Слайд 2раскрытие способностей каждого ребёнка
воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном,
конкурентном мире
приходит в школу «учить себя»
учится сам добывать знания и
пользоваться ими в жизни
Слайд 3 Критическое мышление
способность анализировать информацию с позиции
логики и личностно-психологического подхода, чтобы применять полученные результаты как к
стандартным, так и к нестандартным ситуациям;
способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения.
Слайд 4АВТОРЫ ТЕХНОЛОГИИ
Чарльз Темпл
Джинни Стил
Курт Мередит
КАК НАУЧИТЬ МЫСЛИТЬ?
Слайд 5критически относится к любым утверждениям
не принимать ничего на веру без
доказательств
быть открытым новым идеям
свобода выбора, ответственность за собственные решения
критическое
мышление
Слайд 6развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но
и в обычной жизни
создание атмосферы учения, при которой учащиеся совместно
с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире
ЦЕЛЬ
ИДЕЯ
Слайд 7Признаки критического мышления
Слайд 8Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки
работы с информацией; совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы
сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и помочь ему обобщить приобретённые знания.
Слайд 9Фазы технологии развития критического мышления
ВЫЗОВ
ОСМЫСЛЕНИЕ
РЕФЛЕКСИЯ
Слайд 10Фазы технологии развития критического мышления
актуализируются имеющиеся знания и представления об
изучаемом
формируется личный интерес
определяются цели рассмотрения той или иной темы
Первая фаза
ВЫЗОВ
Слайд 11Фазы технологии развития критического мышления
Содержание деятельности:
задать вопрос;
продемонстрировать неожиданные свойства предмета;
рассказать
об увиденном;
создать ситуацию «разрыва» в способе решения учебной задачи;
в
тексте работают «введение, аннотации, мотивирующие
примеры».
Первая фаза
ВЫЗОВ
Слайд 12Фазы технологии развития критического мышления
Учащиеся могут высказывать свою точку
зрения по поводу изучаемой темы, делая это
свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем.
1
Важно, чтобы высказывания фиксировались, любое
из них будет важным для дальнейшей работы.
«Правильных» или «неправильных» высказываний нет.
2
Целесообразно сочетание индивидуальной и групповой
работы. Индивидуальная работа позволит каждому ученику
актуализировать свои знания и опыт, групповая ‒ услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться.
3
Первая фаза
ВЫЗОВ
Слайд 13Фазы технологии развития критического мышления
способствует выработке новых идей, которые часто
являются продуктивными;
способствует появлению интересных вопросов, поиск ответов на которые
будет побуждать к изучению нового материала;
позволяет чувствовать себя комфортно.
ОБМЕН МНЕНИЯМИ
Первая фаза
ВЫЗОВ
Слайд 14Первая фаза
Фазы технологии развития критического мышления
ВЫЗОВ
Любое мнение ценно!
Слайд 15Фазы технологии развития критического мышления
Приёмы:
составление списка «известной
информации», рассказ-предположение, по ключевым словам;
систематизация материала: кластеры, таблицы;
верные и неверные
утверждения;
перепутанные логические цепочки.
Первая фаза
ВЫЗОВ
Слайд 16Фазы технологии развития критического мышления
учится формулировать вопросы по мере соотнесения
старой и новой информации
обучающийся вступает в контакт с новой информацией
осуществляется
систематизация информации
Вторая фаза
ОСМЫСЛЕНИЕ
происходит формирование собственной позиции
Слайд 17Содержание деятельности:
осуществление контакта с новой информацией;
сопоставление новой информации с
уже имеющимися знаниями и опытом;
акцентирование внимания на поиске ответов на
возникшие ранее вопросы и затруднения;
Фазы технологии развития критического мышления
Вторая фаза
ОСМЫСЛЕНИЕ
Слайд 18Содержание деятельности:
обращение внимания на непонятном материале, попытки поставить новые
вопросы;
стремление отследить процесс знакомства с новой информацией;
подготовка к анализу и
обсуждению услышанного или прочитанного.
Фазы технологии развития критического мышления
Вторая фаза
ОСМЫСЛЕНИЕ
Слайд 19Фазы технологии развития критического мышления
Вторая фаза
ОСМЫСЛЕНИЕ
Слайд 20Фазы технологии развития критического мышления
Вторая фаза
ОСМЫСЛЕНИЕ
Метод активного
чтения:
маркировка с использованием значков «˅», «+», «-», «?» (по мере
чтения ставятся на полях справа);
ведение различных записей (дневники, бортовые журналы);
поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.
Слайд 21Фазы технологии развития критического мышления
Третья фаза
РЕФЛЕКСИЯ
анализ собственных
мыслительных операций
происходит «присвоение» нового знания
формирование на основе нового
знания аргументированного представления об изучаемом
Слайд 22Фазы технологии развития критического мышления
Третья фаза
РЕФЛЕКСИЯ
Содержание деятельности:
прояснение
смысла нового материала;
построение дальнейшего маршрута обучения: понятно, непонятно, узнать больше,
задать вопрос;
обмен мнениями.
Слайд 23Именно в процессе вербализации тот хаос мыслей, который был в
сознании в процессе самостоятельного осмысления, структурируется, превращаясь в новое знание.
В процессе обмена мнениями по поводу прочитанного или услышанного учащиеся имеют возможность осознать, что один и тот же текст может вызывать различные оценки, которые отличаются по форме и по содержанию. В любом случае этап рефлексии активно способствует развитию навыков критического мышления.
Слайд 24Фазы технологии развития критического мышления
Третья фаза
РЕФЛЕКСИЯ
Слайд 25Фазы технологии развития критического мышления
Третья фаза
РЕФЛЕКСИЯ
Слайд 26Фазы технологии развития критического мышления
Третья фаза
Приёмы:
заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;
возврат
к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
ответы на поставленные вопросы;
организация круглых столов, дискуссий;
написание творческих работ.
РЕФЛЕКСИЯ
Слайд 27Приёмы технологии развития критического мышления
Выделяются смысловые единицы текста и графически
оформляются в определенном порядке в виде грозди.
Система кластеров охватывает
большое количество информации.
Данный приём эффективно используется на всех стадиях технологии.
графический приём систематизации материала
СМЫСЛОВЫЕ ЕДИНИЦЫ
Слайд 28Приёмы технологии развития критического мышления
Кластер («Гроздь»)
Кластер оформляется в виде грозди.
В центре располагается основное понятие, мысль.
По сторонам обозначаются крупные смысловые
единицы.
слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации по теме
Слайд 29Приёмы технологии развития критического мышления
В начале урока предлагаются высказывания.
Учащиеся
устанавливают, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ.
После знакомства
с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) учащиеся возвращаются к утверждениям и оценивают их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
Слайд 30Приёмы технологии развития критического мышления
маркировка текста по мере его чтения
И
Н
С
Е
Р
Т
-
interactive (самоактивизирующая)
- noting (напоминающая)
- system (системная разметка)
- effectivе (для
эффективного)
- reading (чтения)
- thinking (размышления)
Слайд 31Приёмы технологии развития критического мышления
ИНСЕРТ
после прочтения текста заполняют таблицу;
значки -
заголовки граф таблицы;
в таблицу кратко заносятся сведения из текста.
Слайд 32Приёмы технологии развития критического мышления
На стадии вызова учащимся предлагается записать
в соответствующие графы зрительные и слуховые ассоциации, которые у них
возникают при данном слове (понятии)
«присвоение» понятий, терминов
Слайд 33Приёмы технологии развития критического мышления
по ходу чтения параграфа или прослушивания
лекции заполняются графы таблицы
Слайд 34Приёмы технологии развития критического мышления
приём обучающего письма, запись своих мыслей
во время работы с текстом
Ключевые моменты заносят их в
свой журнал.
В ходе прочтения текста учащиеся заполняют графы, связывая изучаемую тему со своим видением мира и личным опытом.
Учитель вместе с учениками старается продемонстрировать все процессы зримо, с тем, чтобы потом ученики могли этим воспользоваться.
Слайд 35формирует умение работать с вопросами
Приёмы технологии развития критического мышления
стадия вызова
– вопросы до изучения темы;
на стадия осмысления – способ активной
фиксации вопросов по ходу чтения, слушания;
стадия размышлении – демонстрация понимания пройденного.
Слайд 36свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной или социальной проблемы
Приёмы
технологии развития критического мышления
Факторы, определяющие формы эссе:
время, которое необходимо для
написания;
умение строить логичные композиции (например, вызов - изложение тезисов, аргументация, выводы);
литературный дар автора, выразительность речи, богатство контекста и т.д.
Слайд 37Приёмы технологии развития критического мышления
инструмент диагностики
задание,
направленное на лучшее понимание текста
Слайд 38полезен, когда предполагается сравнение трёх и более аспектов или вопросов
Приёмы
технологии развития критического мышления
что подлежит сравнению
различные черты и свойства,
по которым происходит сравнение
Слайд 39Технология развития критического мышления отвечает целям образования на современном этапе,
формирует интеллектуальные качества личности, вооружает обучающихся и педагога различными способами
работы с информацией, методами организации учения, самообразования, конструирования собственного образовательного маршрута.
Слайд 40Преимущества технологии развития критического мышления