Слайд 1Лекция 1.
Сущность и роль МБ
в мировой экономике
План:
1. Современное
состояние мировой экономики;
2. Понятие и сущность МБ;
3. Субъекты МБ
Слайд 2Вопрос 1. Современное состояние мировой экономики
Материальная основа МЭ – МРТ,
сущность которого проявляется:
В разделении процессов производства- международная специализация;
В объединении процессов
производства –
Международная кооперация .
Слайд 3Переход к постиндустриальному обществу
Конец 20 в. – переход к новому
способу производства.
Отличительная черта – непрерывное генерирование инноваций, освоение новых технологий;
ключевым ресурсом развития становятся – знания, наука, человеческий (интеллектуальный) капитал.
Слайд 4Переход к социально-ориентированному типу развития
Расширение массовых нематериальных потребностей в социальных
услугах, социальное обеспечение, гуманизация условий труда, участие в управлении.
Специфические «социальные
силы»: зрелая демократия, общая культура, информированность, компетентность гос. управления, гражданская активность.
Слайд 5Фирма
Традиционная:
- Высокая капиталоемкость активов;
- Материальный характер активов;
Высокая степень
вертикальной интеграции;
Границы компании четко очерчены.
Новая:
Человеческий
капитал – важнейший элемент активов;
Невещные элементы (бренд, патент, ноу-хау) занимают возрастающую долю в активах;
Аутсорсинг – компания передает зарубежной фирме ранее осуществляемую деятельность (снижение издержек).
Слайд 6
Вопрос 2. Понятие и сущность МБ
Под международным бизнесом понимается такая
предпринимательская деятельность, преимущественной сферой действия которой являются международные экономические отношения
в мировой экономике.
Слайд 7Международный бизнес - это экономическая (предпринимательская) деятельность международной компании, основанная
на преимуществах международного разделения труда и процессах интернационализации производства и
капитала с целью максимизации прибыли.
Слайд 8Стратегическая цель МБ:
максимизация выгоды (дохода, прибыли) в процессе осуществления
различных международных сделок.
Слайд 9Тактическая цель МБ:
- реализация стратегической установки в отношениях с каждым
конкретным контрагентом по каждому поводу с использованием конкретных условий осуществления,
сроков и предмета сделки.
Слайд 10Основные аспекты мотивации МБ:
• расширение сбыта (прибыль на единицу продукции
может возрастать по мере увеличения продаж, проводимых за рубежом);
• приобретение
ресурсов (использование компаниями-производителями необходимых видов изделий и услуг, полуфабрикатов, комплектующих изделий и конечной продукции в других странах);
Слайд 11- диверсификация источников снабжения и сбыта (устранение колебаний в уровне
своих продаж и прибылей за счет подходящих зарубежных рынков, а
также за счет несовпадения экономических циклов в разных странах мира).
Слайд 12Формы ведения международного бизнеса
Характеризуют бизнес - процессы, протекающие в мировой
экономике и возникающие в сфере международных экономических отношений (бизнес -
отношений).
Слайд 13Включают:
-торговлю товарами и услугами,
-транспортные перевозки, лицензирование,
-франчайзинг,
-проекты «под
ключ», управленческие контракты,
- прямые и «портфельные» инвестиции
Слайд 14Вопрос 3. Субъекты МБ:
Отличительная черта МБ – множественность составляющих его
экономических субъектов. Они делятся на две основные группы:
Первая группа –
взаимодействующие бизнес-структуры (хоз.субъекты) – конкретные экономические операторы, осуществляющие предпринимательскую деятельность.
Слайд 15Вторая группа
Совокупность институтов, которые регулируют деятельность хозяйствующих субъектов и отношения
между ними и реализуют экономическую политику на отраслевом, региональном, национальном,
межгосударственном и наднациональном уровнях.
Слайд 16ТНК – единые экономические системы – материнская компания, дочерние предприятия.
Система контролируется и управляется из одного центра. Метод контроля
и управления – система участий – одни подразделения ТНК выступают держателями акций других подразделений.
Слайд 17Альянсы– форма межфирменного сотрудничества:
– без создания общей собственности
(контракты с разделением риска и доходов).
-с участием в капитале
(СП, приобретение акций);
Технологические – проведение НИОКР, передача технологий;
Рыночные – защита доли рынка, доступ к дешевым ресурсам, маркетинговые.
Слайд 18ТНБ
Крупные международные кредитно-финансовые объединения универсального типа, имеющие за границей разветвленную
сеть филиалов, осуществляющих банковские операции во многих странах и конвертируемых
валютах.
Слайд 19Транснациональные институциональные инвесторы
Страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, институты коллективного инвестирования
(инвест.фонды и компании).
Слайд 20Транснациональные финансово-промышленные группы (ФПГ)
Интеграция ТНК и ТНБ - традиционные концерны
во главе с крупной промышленной корпорацией и многоотраслевые финансовые группы,
сформировавшиеся вокруг банка
Слайд 21Мировые финансовые центры
Места сосредоточения крупных международных капиталов и масштабного проведения
разнообразных международных финансовых операций.
Их особенность – огромное разнообразие используемых
финансовых инструментов. Основные операторы деловых финансовых центров: Лондон, Токио, Нью-Йорк, Париж, Цюрих, Франфуркт-на-Майне, Сингапур, Сянган.
Слайд 22Крупнейшие биржи
Институты и одновременно организаторы торговли ценными бумагами (фондовые биржи),
товарами и валютой.
Слайд 23Вторая группа субъектов:
Национальные государства – деятельность органов власти по обеспечению
функционирования экономики и внешнеэкономических связей;
Слайд 24Различные территории
Не будучи суверенными государствами, рассматриваются международными организациями как отдельные
субъекты (Гонконг и др.)
Слайд 25Саморегулируемые организации
Некоммерческие организации, в задачи которых входит обеспечение условий профессиональной
деятельности, защита интересов клиентов, соблюдение стандартов профессиональной этики;
Слайд 26Союзы предпринимателей
Объединения с целью представления их интересов в правительственных органах
и оказания им содействия в организации международной деятельности.
Широкое распространение
получили международные ассоциации предпринимателей, объединяющие отраслевые национальные союзы различных стран.
Слайд 27Торговые палаты
Частные объединения предпринимателей в целях содействия развитию торговли и
сбыта.
Они подразделяются на местные, национальные, заграничные.
Слайд 28Профсоюзы
Организации трудящихся, защищающие социально-экономические права и интересы своих членов в
отношениях с работодателями и правительством.
Международная конфедерация свободных профсоюзов объединяет 145
стран.
Слайд 29Мировые экономические и финансовые институты
Международные организации, создаваемые для координации деятельности
стран в различных сферах мирового хозяйства (МВФ, МБРР). Оказывают наибольшее
влияние на весь мировой бизнес.
Слайд 30Домашнее задание
на практику
Рассмотреть и законспектировать:
Что такое постиндустриальное общество?
Факторы перехода.
Роль и функции международных организаций в МБ.
«Виды международного
бизнеса» -
Л.Радеба, Дэниелс. «Междун.бизнес» , стр.8-11.
Слайд 31На СРСП
Глоссарий – 20 слов по Лекции № 1. Отдельная
ученическая тетрадь, только письменно.
Рефераты на выбор по темам:
«Процесс глобализации: сущность,
этапы, последствия».
«Добавленная реальность»
«Социально-ориентиварованное общество»