Слайд 1Обрядовая культура удмуртского народа
Выполнила : Кулябина .Л.С
Студентка 1 курса Специальности
Юриспруденция
Группы ОАБ-40.03.01-11
Слайд 3Основой календарно-праздничной системы удмуртов (как крещёных, так и некрещёных) является
юлианский календарь с кругом православных праздников. Основные праздники — Рожденство
, Крещение, Пасха, Троица, Петров день, Ильин день, Покров.
Слайд 4Толсур — день зимнего солнцестояния, в него проводились свадьбы.
Гырыны
потон или акашка́ — Пасха, начало весенней страды.
Гербер— Петров
день. Выль ӝук — приготовление каши и хлеба из нового урожая.
Сӥзьыл юон — окончание уборки урожая.
Выль шуд, сӥль сиён — начало забоя скота.
Слайд 5Зима
1. Вожо дыр – время выхода злых духов Вожо,
включало в себя:
а) толсур – праздник зимнего пива (ымусьтон
– открывание рта), 7 января
б) портмаськон - ряжение
в) йо вылэ султон – вставание на лёд, Крещение,19 января 2. Вой, масленча – Масленица, 28 февраля -7 марта.
Слайд 6Весна
1. Кулэм потон уй – ночь выхода мертвых, Великий
Четверг, март апрель
2. Бадзым нунал – большой день, Пасха,
апрель – май
3. Гырыны потон – начало сева, апрель – май
Слайд 7Осень
1. Выль (новый) – Ильин день, 2 августа
2.
Пукро – Покров день, 14 октября
3. Сизьыл юон –
осенний праздник, 20 – 25 декабря
Слайд 8лето
1. Гырыны быдтон (окончание сева) – окончание сева
2. Куарсур
– праздник в честь зелени, Троица, 12 июня
3. Вожо
дыр – летнее время выхода Вожо, 12 июня- 12 июля
4. Гербер – Петров день, 12 июля
Слайд 9Масленица
Вӧй — масленица праздновалась через 7—8 недель после Нового года,
в конце февраля — начале марта. Выбиралась такая неделя, когда
луна убывала и зарождалась новая. Праздновать обычно начинали в четверг и заканчивали в воскресенье или понедельник, иногда подготовка и проведение масленицы занимали около двух недель. Обязательно перед этим днем мылись в бане, с утра пекли хлеб. В четверг начиналось гостевание с родственниками, продолжавшееся несколько дней. К воскресенью наряжали лошадей: к дугам подвязывали колокольчики; в гривы вплетали ленты. На улице, в конце деревни, жгли солому и катались на лошадях или на санках по этому огню. Катались на лыжах, специально приспособленных скамейках, прялках, санях. В ближайшем к горе доме варили кашу, и все ребята шли ее есть. Катание в масленицу, валяние в снегу, обрядовая трапеза знаменовали конец долгого и трудного зимнего периода, наступление весны с ее заботами. Первоначально они имели магический характер и были призваны обеспечить получение нового урожая.
Слайд 11Пасха
Празднуется через пять или семь недель после масленицы. Отмечать праздник
начинали в четверг. «Ночь выхода мертвых» — Великий четверг- считается,
что в эту ночь к живым возвращаются мертвые, гуляют бесы. С вечера или утром моются в бане, веря, что обеспечат себе этим здоровье на целый год. Страх перед колдовством преодолевался магическими действиями: в полночь ходили с трещотками, стреляли из ружей, жгли порох; ударяли хлыстами, палками по углам домов; ставили кресты на косяках окон, дверей дома, туда же втыкали ветки пихты или рябины вместе или по отдельности; утром окуривали углы избы вереском, сжигаемым на заслонках; разводили во дворе костер и прыгали через огонь, прогоняли по нему скот.