Слайд 1Общая характеристика младшего школьного детства
Работа
Студентов 431 группы
Слайд 2Младшее школьное детство - это период (7-11 лет), когда происходит
процесс дальнейшего развития индивидуально-психологических и формирования основных социально-нравственных качеств личности.
Для этой стадии характерны:
-доминирующая роль семьи в удовлетворении материальных, коммуникативных, эмоциональных потребностей ребенка;
-доминирующая роль школы в формировании и развитии социально-познавательных интересов;
-возрастание способности ребенка противостоять отрицательным влияниям среды при сохранении главных защитных функций за семьей и школой.
Слайд 3Психолого-педагогические доминанты развития
В 7 лет у ребенка идет превращение
дошкольника в школьника.
Не все дети к этому подготовлены, поэтому
переход к школьному режиму у многих проходит болезненно, конфликтно.
В этот период происходят изменения в мотивах поведения, у ребенка происходят изменения в интересах и нравственных представлениях.
Слайд 4Перестройка имеет несколько этапов:
- первоначальное вхождение в новые условия школьной
жизни;
- вхождение в учебный процесс и новую систему отношений детского и
взрослого коллектива;
- появление начальных форм отношения к нормам и правилам школьной жизни.
Успешное прохождение этих стадий дает возможность предупредить многие отклонения в нравственном развитии младших школьников.
Слайд 5В психологической адаптации младшие школьники могут испытывать определенные трудности.
1. Сложность
усвоения нового режима жизни, деятельности (вовремя проснуться, собрать необходимые принадлежности,
дисциплинированно вести себя на уроках и т.п)
Дети, недостаточно подготовленные физически, психологически и педагогически к этому режиму, привыкают к нему с трудом.
Слайд 62. Сложность усвоения специфики взаимоотношений с учителем, одноклассниками.
Учитель -
самая авторитетная личность для младших школьников, особенно в первые два
года обучения. Его оценки, суждения воспринимаются как истинные, не подлежащие проверке. Учителям начальных классов нужно не допускать, чтобы дети боялись их, не подавлять их своим авторитетом.
Непросто складываются отношения первоклассников и в коллективе. Здесь также очень важна роль учителя. Дети смотрят друг на друга его глазами. Оценивают поступки одноклассников теми мерками, которые предложил учитель. Если учитель постоянно хвалит ребенка, он делается объектом желаемого общения. К нему тянутся другие дети, с ним хотят сидеть за одной партой, дружить.
Слайд 7У младших школьников существует устойчивое искажение представлений, невоспитанность чувств и
несформированность привычек поведения, появившимися благодаря отрицательными влияниями среды и ошибками
воспитания.
Педагогическая запущенность бывает нескольких видов
Слайд 83. Изменение отношений ребенка с семьей.
С поступлением
в школу ребенок меняет свой статус. Он уже не дитя,
а ответственный человек, т. е. он вступает в систему «ответственных отношений»
(А. С. Макаренко), которая теперь будет его сопровождать всю оставшуюся жизнь.
Слайд 9Отношение школьников к выполнению домашних заданий проходит несколько стадий.
1)Романтическая (Работа
выполняется с интересом, что обусловлено новизной деятельности.)
2)Ритуальная (Выполнение домашних заданий
становится вполне привычным ритуалом.)
3)Осмысление (Ребенок начинает осознавать необходимость выполнения домашних заданий и пытается понять причину своего разного отношения к предметам, как-то связывает его с отношением к учителям. )
4)Выбор (Теперь ему наиболее близки предметы, которые связаны не столько с личностью педагога, с его умением увлечь, сколько с собственными интересами.)
Итак, отношение школьника к домашним заданиям развивается по стадиям познавательного интереса, определяется особенностями возраста, условиями жизни и деятельности.
4. Затруднения в отношении к учебной деятельности, к выполнению домашних заданий.
Слайд 10Основные направления и технология педагогической деятельности
Направление первое: формирование начальных
детских убеждений (НДУ) у младших школьников.
Реализовать его
- значит подвести серьезную базу под нравственную структуру личности, создать фундамент ее духовности.
Слайд 11Решающее условие формирования НДУ - доминирование личностного подхода над индивидуальным.
Индивидуальный подход предусматривает изучение и учет особенностей личности.
Личностный
подход предполагает развитие последних, их преобразование, т. е. включает в себя систему педагогических воздействий.
В структуру личностного подхода входят:
1. Опора на положительные качества и вера в оптимистическую перспективу их развития.
2. Признание за школьником не только статуса «учащегося», но и всех гражданских прав, которыми он располагает, создание условий для их реализации.
3. Реализация потребности ребенка ощущать себя «неповторимым человеком», создание ему возможности чувствовать себя единственным и неповторимым в центре внимания и заботы учителя, как это происходит в семье.
4. Признавать за ним право на те формы уважительного, культурного отношения, которые существуют между взрослыми людьми (включая право на признание взрослыми ошибок, извинения перед ними т. п.).
5. Реализация принципа сотрудничества с педагогами с учетом возраста и возможности учащихся.
Слайд 12Направление второе: развитие общественных отношений и предупреждение авторитарности учителя.
Для этого
направления характерно:
- с первых же дней практиковать совместное планирование жизни, деятельности
детей на неделю;
- вместе с детьми четко подводить итоги выполнения недельного плана;
- практиковать (в доступной для детей форме) комментирование, оценку выполнения персональных и общественных поручений;
- комментировать ответы одноклассников, обсуждать отметки;
- обсуждать поступки, проступки, оценивать их и т. п.
Слайд 13Направление третье: формирование первичных представлений о целостности морали, о единстве
нравственных норм поведения.
Школьники 1-2 классов отличаются исключительной доверчивостью к тем
нормам и правилам, которые объявляются им как непреложные законы школьной жизни.
На рубеже 3-4 классов у младших школьников начинает формироваться собственное видение отношений, свои критерии оценок поступков и поведения окружающих.
Единство слова и дела учителя, развитие здорового общественного мнения, самостоятельности оценочных суждений - наиболее эффективный путь предупреждения разделения нравственных представлений
Слайд 14Направление четвертое: создание ситуации успеха в учебной деятельности.
Успех или неуспех в учебной деятельности определяет
ведущие тенденции нравственного развития младших школьников.
Три вида успеха:
Предвосхищаемый успех.( Ребенок ждет его, надеется на него. В основе такого ожидания могут быть и обоснованные надежды )
Констатируемый успех. (Школьник фиксирует достижение, радуется ему. )
Обобщающий успех. (Ожидание успеха становится постепенно устойчивой потребностью. )
Слайд 15Возможности реализации принципа сотрудничества в работе с младшими школьниками
Сотрудничество -
есть совместная деятельность, направленная на достижение единых целей.
Оно предусматривает:
- четкое
осознание единства целей;
- четкое разграничение функций сотрудничающих сторон;
- взаимную помощь в реализации задач, достигающих цели.
Слайд 16Формы совместной деятельности:
Опека (дошкольный период): максимальная роль взрослых в
определении целей и помощи ребенку, низший уровень осознания целей и
минимальная роль детей в оказании помощи взрослым.
Наставничество (младший школьный период) - решающая роль взрослых при возрастающей роли детей в оказании помощи учителю, постепенное осмысление ими единства целей.
Партнерство (младший школьный, младший подростковый период). Роль взрослых доминирующая. Недостаточное равенство в осознании целей. Успех деятельности обеспечивается при относительном равенстве совместных усилий.
Сотрудничество (младший и старший подростковый периоды). Руководящая роль взрослых. Достаточное осознание единства целей. Успех обеспечивается равенством совместных усилий, готовностью оказать помощь друг другу.
Содружество (период старшего детства) - высшая форма сотрудничества, когда сливаются воедино деловые, личные отношения на основе сотворчества.