Слайд 1ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА
Лекция 3-1
КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИКИ
Слайд 2КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИКИ
Катего́рия (др.-греч.— «высказывание, обвинение, признак») — предельно общее понятие,
выражающее наиболее существенные отношения действительности, базовое понятие науки
КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИКИ
Обучение
Воспитание
Развитие
Социализация
Образование
Педагогический
факт
Педагог
Обучающийся
Слайд 3ОБРАЗОВАНИЕ КАК ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВА
Индекс человеческого развития — показатель сопоставления
стран, включает значения уровня жизни, образования и долголетия.
Индекс уровня образования
(Education Index- EI) — комбинированный показатель, включающий индекс грамотности взрослого населения (2/3) и индекс совокупной доли учащихся, получающих образование (1/3).
EI 2016 год:
1 место – Австралия – 0,939
34 место России – 0,816
188 место – Нигер – 0,206
Слайд 4ГЛОБАЛИЗАЦИЯ, ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
Глобализация- процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации
Глобализация
Индивидуализация,
императив прав и свобод человека
Тренды образования
Массовизация
Новый технологи-ческий уклад
Интернацио-нализация
Цифровая революция
Слайд 5ВЫБОР НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ
Слайд 6ОБРАЗОВАНИЕ СТАНОВИТСЯ ТРУДНЫМ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ
Слайд 7ВЫПУСКНИКИ: ПРОБЛЕМА
СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
25 % выпускников вузов - безработные
(выпускников школ – 20 %) – Великобритания 2011 г
300 000
выпускников с учеными степенями живут на пособие – США
70 % работодателей не удовлетворены качеством подготовки своих работников
45 % работодателей постоянно ищут претендентов на должности начального уровня
Пропусти колледж и иди на работу
Слайд 8ТРЕНДЫ ОБРАЗОВАНИЯ - МАССОВИЗАЦИЯ
Доступность высшего образования ведет
к его массовизации и снижению качества. Массовое высшее образование не
может быть элитным. Проблема построения элитного образования, как нового уровня образования. Кто и зачем его будет получать?
Слайд 9ЧИСЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ НА 10000 НАСЕЛЕНИЯ
Слайд 10ЧИСЛО СТУДЕНТОВ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ В 2000/01 - 2014/2015 УЧ. ГОДАХ
(ТЫС.ЧЕЛ.)
Слайд 11ПРОГНОЗ ЧИСЛА СТУДЕНТОВ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ (млн. человек)
Слайд 13АБИТУРИЕНТ 2017
В
2017 году наблюдается самая глубокая демографическая яма: выпускников школ в России 716
тысяч, по сравнению с 2005 годом уменьшение в два раза – тогда было 1 млн. 319 тыс. Общий объем бюджетных мест для поступления на 1 курс в 2017/18 год – более 575 тысяч мест. Данный объем обеспечил доступность высшего образования для выпускников школ на том же уровне, что и в предыдущие годы – не менее 57 мест на каждые 100 выпускников школ.
Слайд 14ОБРАЗОВАНИЕ И ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
Слайд 15ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ
Концепция - life-long learning
На смену традиционной однопиковой образовательной траектории (одно высшее
образование до 25 лет) приходит трёхпиковая траектория: второй (30-55 лет) и третий (55+) трудоспособный возраст. Сегодня человек за жизнь в среднем меняет 8 видов деятельности. Нужно быть готовыми к переходу из одной индустрии в другую, нужно быть готовыми учиться всю жизнь.
Слайд 16ВРЕМЯ НА ОБРАЗОВАНИЕ
Разными цветами показана
доля времени, которое люди тратят на образование, на протяжении жизни,
в разные периоды за 100 лет и в будущем.
Слайд 19
Приоритетный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования»
Цель
проекта - Повышение привлекательности и конкурентоспособности российского образования на международном
рынке образовательных услуг в целях увеличения доли несырьевого экспорта Российской Федерации.
240 000 – иностранных студентов
Слайд 20ТРЕНДЫ ОБРАЗОВАНИЯ: НОВЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД
Четвертая промышленная революция - массовое внедрение
киберфизических систем в производство, обслуживание человеческих потребностей, включая быт, труд и досуг.
Шестой технологический уклад. Нано- и биотехнологии, молекулярная, клеточная и ядерная технологии, нанобиотехнологии, инженерия живых тканей и органов, восстановительная хирургия и медицина.
Достижение уклада – индивидуализация производства и потребления, резкое снижение энергоёмкости и материалоёмкости производства, конструирование материалов и организмов с заранее заданными свойствами.
Слайд 21В МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИХ ВОЗРАСТАЕТ РОЛЬ «МЯГКОЙ СИЛЫ»
«МЯГКАЯ СИЛА»
(англ. soft power) — форма политической власти, способность добиваться желаемых результатов на
основе добровольного участия, симпатии и привлекательности, в отличие от «жёсткой силы», которая подразумевает принуждение против воли.
Мягкую силу способны применять специалисты, обладающие мягкими (гибкими) навыками (soft skills).
Американский политолог Джозеф Най термин «мягкая сила» (англ. soft power) впервые ввёл в оборот в своей книге 1990 года Bound to Lead: The Changing Nature of American Power. Впоследствии он развил данное понятие в своей книге 2004 года Soft Power: The Means to Success in World Politics.
Слайд 22ИЗМЕНИЛАСЬ РОЛЬ ФИНАНСОВОГО КАПИТАЛА
Финансовый капитал теряет роль доминирующего
фактора. Доминирующим фактором развития государства и предприятий становится интеллектуальный (социальный)
капитал.
Экономический рост государств (предприятий)обусловлен:
16% - физический капитал,
20% - природные ресурсы,
64% - инвестиции в человеческий капитал.
90% успеха компании зависит от сотрудников, 10% от технологий и финансов.
Слайд 23ВОЗРОСТАЕТ ЗНАЧИМОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
Необходимо учитывать вызовы
четвертой индустриальной революции, которая связана с дальнейшей информатизацией, интернетизацией и
робототехникой. Технологические инновации могут привести к потере 20 млн. рабочих мест в ближайшие годы. Социальный заказ перед образованием становится иной – не нужно много «плохих» и «обычных» специалистов. Нужно новых и иных специалистов, пусть даже их будет мало.
2016 год –Всемирный экономический форум в Давосе. Основная тема — "Четвертая индустриальная революция".
Слайд 24РАСТЕТ СПРОС НА ГОТОВНОСТЬ К НЕСТАНДАРТНЫМ ДЕЙСТВИЯМ
Слайд 25ТРЕНДЫ ОБРАЗОВАНИЯ – ЦИФРОВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Сегодня для успешного развития
социальной системы необходимо доступное, личностно-ориентированное, мобильное и востребованное образование.
Только цифровая революция обеспечивает доступность учебной информации и образования и возможность его индивидуализации.
Глобальные сети, MOOC, клиповое мышление, виртуальный мир.
Слайд 26ПРОРЫВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Все они основаны
на «цифре»
масштабируемый, доступный, дистанционный, полноценный менторинг для каждого;
моделирование
и прогнозирование индивидуальной учебной траектории, которая становится синонимом карьеры — по сути моделирование судьбы…
advanced training protocols (тренинговые протоколы), основанные на нейропластичности, способные изменять топологию нейронной сети мозга и, тем самым, кардинально увеличивать скорость и глубину обучения.
Слайд 28ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПРОЦЕСС
Образование - единый целенаправленный процесс
воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в
интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.