Слайд 1Общая психология
1 курс, 1 семестр
Введение в психологию
Маралова
Татьяна Петровна, кандидат психологических наук, доцент
Слайд 2Тема лекции
«Понятие о психологии»
1. Психология как область человеческого знания
2.
Этапы становления психологии как науки
3. Современная психология , ее место
в системе наук. Отрасли современной психологии
4. Психологическая феноменология
Слайд 3Что такое психология?
Психология – многозначное понятие. «У каждого своя
психология»
В самом общем плане психология есть отдельная область человеческого знания
наряду с биологией, химией, физикой, математикой и другими областями
Принято считать, что термин «психология» впервые был предложен профессором Марбургского (Германия) университета в 1500 году Гоклениусом. В научный обиход термин психология ввел немецкий философ Христиан Вольф в 18 веке
В буквальном переводе с греческого «психология» есть учение, наука о душе( psyche-душа, logos-учение, наука)
Слайд 4Откуда берутся психологические знания?
Психологические знания – результат познания
Психологические знания люди
получают разными путями: в процессе наблюдения за поведением других людей
и самих себя, в ходе овладения предметами культуры, в результате специальных научных исследований
Источниками психологических знаний могут быть: житейский опыт, произведения устного народного творчества, предметы материальной и духовной культуры, результаты научных исследований
Можно выделить разные типы психологических знаний. Прежде всего, это житейские и научные психологические знания
Слайд 5Специфические особенности психологических знаний
Психологическое знание- относительное знание
Психологические знания носят практико-ориентированных
характер
Психологическое знание чрезвычайно мифологизировано
Психологическое знание не только дает информацию, но
и конструирует человека
Психологическое знание может быть опасным
Слайд 6Особенности научных знаний
Наука- специфический вид человеческой деятельности, направленный на получение
предельно достоверных знаний о природе и обществе
Признаки науки:
- объект науки-
область действительности, на которую направлены исследовательские действия данной науки
- предмет науки – аспект, сторона объекта, который изучает данная наука
- методы науки- пути, способы получения информации
- принципы построения научного исследования
- востребованность научных знаний в обществе
Характеристики научных знаний:
- объективность
- доказательность
- проверяемость
- обобщенность
- систематизированность
Слайд 7Этапы становления психологии как науки
1 этап- донаучный, этап житейской психологии.
Этот этап составляет предисторию научного психологического познания
2 этап- философский( 5-4
век до н.э.)
3 этап- психология как самостоятельная наука. Условная дата рождения- 1879г. Создание первой экспериментальной психологической лаборатории В.Вундтом в г. Лейпциге
Слайд 8Этапы становления психологии
Донаучный этап
Результатом донаучного этапа являются житейские психологические знания
Особенности
житейских знаний:
- конкретность, ситуативность
- противоречивость и уникальность
- интуитивность
- далеко не
всегда носят осознанный характер
Житейская психология существовала до научной, но продолжает существовать до настоящего времени
Именно житейские психологические знания стали предметом анализа первых ученых
Слайд 9Этапы становления психологии как науки
Философский этап
Начиная с 5-4 века до
н.э. древние философы пытаются не только описать и систематизировать психические
явления, но и объяснить их, выявить причины, вывести закономерности
Интуитивно древние ученые выделили целый ряд гипотез, объясняющих строение мира, поведение человека, его психики
Появились первые научные психологические трактаты. Например, трактат Аристотеля «О душе»
В этот период зарождаются противоположные взгляды на мир, общество, человека, которые получили название материализм и идеализм
Философия навсегда осталась методологической основой психологических теорий, определяя направления дальнейших поисков психологии как науки
Слайд 10Этапы становления психологии
Психология как самостоятельная наука
К концу 19 века психология
выделилась в самостоятельную науку
Предпосылки становления научной психологии:
- в середине 19
века по образцу других наук(физики, физиологии)начались экспериментальные исследования различных психических процессов, а в 1879 году Вундт открыл первую экспериментальную психологическую лабораторию. Позже такие лаборатории были открыты в других странах. В России в 1885г. В Казани. Психология становится экспериментальной наукой
- открытие Ч.Дарвиным законов эволюции позволило рассматривать психику как результат закономерного развития приспособительных функций организма. Это позволило расширить объект психологического исследования, включив туда детей и животных
- психологические знания становятся востребованными в практике, так как интенсивно развивается производство, промышленность, образование и культура. Психология становится прикладной наукой
-разрабатываются первые программы построения психологии( В.Морис В.Вундт, В.Дильтей)
Слайд 11Современная психология как наука
Объект психологии в самом общем плане –
живые существа как носители психики
Предмет современной психологии – психика как
особая способность живых существ
Нет единой психологии. Много различных школ и направлений, которые вкладывают разные значения в понятие психика
Наиболее влиятельные, известные направления современной психологии:
- бихевиоризм как наука о поведении
- психоанализ как учение о бессознательной психике
- гештальтпсихология как учение о целостности психических явлений
- гуманистическая психология
- когнитивная психология
- деятельностная психология
Слайд 12Цели и задачи современной психологии
Цель психологии- познание психического
Задачи психологии:
1.выявление и
описание конкретных фактов психической жизни человека и животных
2. установление психологических
закономерностей в деятельности психики, позволяющих объяснять поведение и деятельность
3. выяснение механизмов проявлений психики;
4. разработка путей и способов внедрения достижений психологической науки в практическую жизнь людей
Слайд 13Место психологии в системе наук
Многие ученые пытались определить место психологии
в системе наук(Платон, Гегель, Кант, Кедров, Пиаже,Саймон и др)
Большинство исследователей
считают, что психология занимает особое место, т.к. интегрирует знания всех научных дисциплин
В классификации наук, предложенной В.Н.Кедровым психология представляет собой связующее звено между вершинами так называемого треугольника наук
Слайд 14Место психологии в системе наук по Кедрову
Слайд 15Место психологии в системе наук
по Пиаже
Слайд 16Структура современной психологии
Современная психология представляет собой сложную и разветвленную структуру,
представленную различными отраслями и направлениями
Для решения задач по определению сущности
и закономерностей развития психики психология взаимодействует с другими науками
В результате такого взаимодействия появляются новые отрасли психологии
В рамках самой науки с появлением новых методов исследования и запросов практики выделяются новые психологические направления
Исследователи насчитывают в структуре современной психологии до 100 отдельных отраслей
Слайд 17Отрасли современной психологии
Все многообразие отраслей можно
классифицировать:
- фундаментальные отрасли психологии
- междисциплинарные
- прикладные отрасли психологии
Слайд 18Фундаментальные отрасли психологии
Общая психология
Нейропсихология
Патопсихология
Возрастная психология
Дифференциальная психология
Социальная психология
Генетическая психология
Зоопсихология
Этнопсихология
Слайд 19Междисциплинарные отрасли психологии
Психофармакология
Психолингвистика
Психофизиология
Психогенетика
Психосоматика
Историческая психология
Слайд 20Прикладные отрасли психологии
Педагогическая психология
Медицинская психология
Юридическая психология
Космическая психология
Инженерная психология
Авиационная психология
Военная психология
Психология
торговли
Психология управления
Психология искусства
Психология спорта
Психология труда
Психология творчества
Психодиагностика
Психотерапия
Слайд 21Понятийный аппарат современной психологии
Каждая наука имеет свой язык, т.е. набор
понятий, терминов, которыми описывается изучаемая реальность
В психологии сложился свой понятийный
аппарат, включающий множество понятий( психика, поведение, сознание, деятельность, бессознательное, рефлексия и т.д.)
Особенностью понятийного языка психологии является то, что он включает много слов, используемых в обычном житейском общении, а также много терминов с неопределенным содержанием
Слайд 22Психологическая феноменология
Феномен- философская категория для обозначения явления, которое постигается в
чувственном опыте
Выделяют 6 групп феноменов(явлений), которые могут являться предметом изучения
психологии(на уровне человека):
- явления сознания- это наши мысли, чувства, переживания, страдания и т.д.
- бессознательные(неосознаваемые) психические явления- оговорки, описки, невротические реакции, явления озарения и т.д.
- поведение – мимика, пантомимика, голос, поза и др.
- общественные отношения- симпатии, антипатии, конфликты, ритуалы и др.
- предметы материальной и духовной культуры – орудия труда, одежда, жилище и т.д; в них опредмечиваются человеческие способности
- психосоматические явления- внешние телесные и физиологически процессы, выражающие психические состояния