Слайд 1Общее понятие римского права
Слайд 2Понятие римского права
Римское право – право античного Рима рабовладельческой
формации.
Римские юристы делили право на 2 части, различие которых проводилось
путем противопоставления интересов государства и общества интересам отдельных личностей.
Слайд 3Система римского права
Публичное право (jus publicum) – совокупность норм, регулирующих
вопросы религиозного характера и вопросы управления.
Это право, которое «ad
statum rei Romanae spectat»
Публичное право включало в себя (т.е. предмет правового регулирования):
- святыни, служение жрецов,
- положение магистратов;
- нормы, определяющие правовое положение государства и его органов;
- нормы о судопроизводстве;
-нормы уголовного права;
- нормы о порядке похорон и церемоний;
- нормы о правоспособности и дееспособности лиц;
- нормы о структуре власти, о занятии государственных должностей.
Слайд 4Система римского права
2. Частное право (jus privatum) – совокупность норм,
регулирующих вопросы имущественных и семейных отношений в римском обществе.
Это
право, которое относится «ad singulorum utilitatem»
Частное право регулировало отношения частных лиц между собой и в институтах, связанных с производством, обменом вещей и услуг.
Римское частное право регулировало:
Брачно-семейные отношения;
Владение;
Право собственности;
Право на чужие вещи;
Обязательственное право;
Договоры;
Наследственное право.
Слайд 5Система римского частного права
А) право квиритское (цивильное) – ius
Quiritium) – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения исключительно между
квиритами – римскими гражданами (6 в. – середина 3 в. до н.э.).
Б) преторское право – ius praetorium – это совокупность правовых норм, источниками которых стали эдикты магистратов, в особенности преторские эдикты, с помощью которых были дополнены нормы цивильного права в угоду развитым товарно-денежным отношениям и новым потребностям общества.
Эти нормы был освобождены от формализма, религиозной обрядности и символики. В основе преторского права лежали принципы естественного права.
В) право народов – ius naturale – это совокупность правовых норм для регулирования отношений с участием иностранцев (перегринов).
Правом народов разрешались войны, международная торговля, рабство и иные положения.
оно отличалось простотой, гибкостью и отсутствием формализма.
Взаимовлияние трех ветвей привело к тому, что они слились воедино в середине 4 в.
Слайд 6Периодизация римского права
Периодизация римской цивилизации насчитывает более 1200 лет:
от 753 г. до н.э. до 476 г. н.э.:
8-6 вв.
до н.э. – период царей;
5-1 вв. до н.э. – период республики;
1-5 вв. н.э. – период империи.
Периодизация истории Рима и римского права НЕ совпадает!
Слайд 7Периодизация римского права
1. VIII - III в. до н. э.
– период древнего (архаического), или квиритского (цивильного) права – период
начального формирования римского права и государственности.
Черты:
пронизанность права нормами религии, обычаями, простыми нормами нравственности
архаичность и экзотичность
неразвитость институтов права и основных понятий
этническая самобытность права
коллективизм
сословный характер права
строгость закона и суровость наказания;
право неразрывно с юридической практикой жрецов-понтификов
замкнутость и упрощенность
в этот период отмечается становление главных видов источников римского права, переход от обычного права к государственному законодательству и основанной на нем постоянной судебной практике
в V в. до н. э. была осуществлена первая кодификация – Законы XII Таблиц, которые закрепили основные институты правовой системы Рима
Слайд 8Периодизация римского права
2. III в. до н. э. – III
в. н.э. – классический период, расцвет римской юриспруденции.
Черты:
рационализм и универсализм
права
мобильность права, отход от формализма
развернутость структуры, институтов права
светский характер права
индивидуализм права
четкость, лаконизм изложения правовых норм
отсутствие принципиальных граней между патрицианством и плебеями, сформировался общий правовой статус свободного гражданина
формируется система преторского права и права народов
появление адвокатуры и нотариата, судебного красноречия
высокий уровень правовой культуры общества
развито судейское и магистратское правотворчество
Слайд 9Периодизация римского права
III–VI в. н. э. – постклассический период, характеризующийся
развитием императорского законодательства.
Черты:
повышение теоретического и технического уровня права
теряет значение
деление права на квиритское, преторское и право народов
преобладающая форма права и источник норм – закон
судебный процесс стал неразделим с государственным администрированием
попытки кодификации права. В конце периода была создана кодификация императора Юстиниана.
НО!!!
разложение правовой системы
усиливаются ограничения по вероисповедальному принципу
упрочивается сословное деление общества
законом считается воля императора
продажность судей
Слайд 10Роль римского права и его рецепция
Рецепция – это сложный и
многоступенчатый процесс заимствования на основе отбора, переработки применительно к конкретным
условиям развития страны и восприятие основных достижений юриспруденции того времени.
Факторы, обусловившие рецепцию:
1) высокая юридическая техника римского права, что, соответственно, влияет на точность и лаконичность нормы права, а также цельность и практичность права в целом
2) мастерство юристов, которые создали целый арсенал правовых средств, превосходно сочетали теорию и практику
3) приспособленность к различным жизненным условиям, что в готовом виде давало систему норм, соответствующих возникающим запросам.
4) недостатки местного, в основном обычного, права. Обычное право было архаично, содержало многочисленные пробелы, неясности, противоречия.
5) Римское право непосредственно или опосредованно легло в основу гражданского, а частью уголовного и государственного прав многих феодальных, а затем буржуазных государств.
6) Римское право оказалось основным источником современных кодификаций права (например, Гражданского кодекса Наполеона 1804 г.)
Слайд 11Черты рецепции римского права в Гражданском праве РФ
- В
отношении гражданской дееспособности несовершеннолетние по степени ограничения дееспособности так же,
как и в римском праве, разделяются на три возрастные категории.
- Практически аналогичен римскому институт установления опеки над умалишенным и попечительства над расточителем - пьяницей или наркоманом.
- В Гражданский кодекс РФ введен типично римский институт как товарищество.
- Весьма заметно влияние римской юриспруденции на учение о вещных правах.
- Гражданский кодекс РФ закрепил ряд оснований возникновения права собственности.
- В гражданском и земельном праве возрождается такая разновидность вещных прав, как земельные сервитуты.
- В Гражданский кодекс РФ частично введен институт владения с его чисто римскими атрибутами законного и незаконного владения, понятий добросовестного и недобросовестного владельца.
- Система обеспечения исполнения обязательств также построена по римскому образцу и включает в себя неустойку, задаток, залог и поручительство.
- В гражданском праве урегулированы отдельные виды договоров, многие из которых сохраняют сущностные черты римских консенсуальных и реальных контрактов.
- Обязательства из квази-контрактов представлены в ГК РФ институтом действия в чужом интересе без поручения.
- Прямое влияние римского частного права испытали на себе институты обязательств из деликтов и из неосновательного обогащения.
В наследственном праве принят юстиниановский порядок призвания к наследству по закону.
Слайд 12Понятие и виды источников права
Источники римского права – формы
закрепления и выражения правовых норм, имеющие общеобязательное значение и включающие
способы, формы образования норм права и условия жизни общества.
Виды источников римского права:
1. обычное право - совокупность общеобязательных правил поведения, сложившихся в Древнем Риме в результате их неоднократного использования, санкционированных и защищаемых государством, но не зафиксированных в каком-либо формальном акте.;
2. законы (leges) – основное воплощение римского писаного права, акты, принятые специально избранными для этих целей лицами (магистратами);
3. эдикты магистратов - устные объявления магистрата по конкретному вопросу;
4. деятельность юристов
Слайд 13Обычное право
Обычное право – совокупность общеобязательных правил поведения, сложившихся
в Древнем Риме в результате их неоднократного использования, санкционированных и
защищаемых государством, но не зафиксированных в каком-либо формальном акте.
Обычное право – неписаное право (ius non scriptum), восходящее к обычаям первобытного общества.
Нормы обычного права:
1. mores maiorum – обычаи предков;
2. usus – обычная практика;
3. commentarii pontificum – обычаи, сложившиеся в практике жрецов;
4. commentarii magistratuum – обычаи, сложившиеся в практике магистратов;
5. consuetudo – обычай в императорский период. В императорский период обычай не должен был противоречить закону; обычай не мог отменять указание закона.
«Долго принявшийся обычай следует соблюдать как право и закон в тех случаях, когда не имеется писаного закона» (Дигесты).
Слайд 14Законы
Законы (leges) – имеющие предписывающий характер общие постановления, предложенные
магистратом, принятые народным собранием и утвержденные Сенатом.
Для признания правового
предписания в качестве закона необходимо было, чтобы:
1. он исходил от имеющего соответствующие полномочия органа;
2. он был надлежащим образом обнародован: тайный правовой акт не мог иметь верховной юридической силы;
3. он был доведен до сведения граждан – выставлен магистратом заблаговременно на специальном месте форума;
4. исходил только от законно избранного магистрата и только в пределах его компетенции.
Слайд 15Законы
Закон должен был содержать обязательные элементы:
1) praescriptio – вводная часть,
или указатель обстоятельств издания;
2) rogatio – текст закона, который мог
подразделяться на главы и т. п.;
3) sanctio – последствия нарушения закона и ответственность нарушителей.
Слайд 16Виды законов
- Plebiscitium - в Риме республиканского периода законами
являлись постановления плебса. Причем народное собрание не имело законодательной инициативы.
Чиновник, имеющий право созыва народного собрания, выдвигал на нем свой законопроект, который либо принимался в предложенном виде, как правило, с именем автора (uti rogas), либо отвергался полностью (antiquo).
- В период с I до середины III в. основной формой законодательства стали постановления Сената – сенатусконсульты (senatusconsulta). Известные сенатусконсульты в основном касались правовых форм деятельности магистратов и применимости их полномочий к разным территориям и типам правоприменения.
Конституции приобретают наименование leges (что угодно императору, то имеет силу закона).
Конституции были 4-х видов:
А) эдикты – общие распоряжения, обращенные ко всему населению;
Б) рескрипты – распоряжения по отдельным делам (ответы на возбуждавшиеся перед императором ходатайства);
В) мандаты – инструкции. Которые императоры давали чиновникам;
Г) декреты – решения по поступавшим на рассмотрение императора спорным делам
Слайд 17Эдикты магистратов
Эдикт (edictum) (от dico – «говорю») – устное
объявление магистрата по тому или иному вопросу.
Формально эдикт был
обязателен только для того магистра, которым он был издан, и, следовательно, только на тот год, в течение которого магистрат находился у власти (отсюда принадлежащее Цицерону название эдикта lex annua, закон на год).
Слайд 18Виды магистратских эдиктов
– эдикты курульных эдилов регулировали в основном
вопросы торговли, прав и обязанностей участников гражданских сделок, исковых требований,
вытекавших из рыночного оборота;
– провинциальные эдикты заключали в себе: утверждение местных узаконений и правовых обычаев, нововведения собственно начальников провинций – главным образом в административной, и финансовой сфере, заимствования из преторских эдиктов, пригодные для того или другого города или провинции по усмотрению начальника;
– преторские эдикты. При назначении на должность претор издавал указ, в котором декларировал те правоположения и принципы, которых он будет держаться в течение года (срок преторских полномочий).
Виды преторских эдиктов:
1) новые (в них указывались новшества правоприменения и юридической практики) и перенесенные (претор заявлял, что будет придерживаться практики своего предшественника) эдикты;
2) постоянные, где указывались правоположения, обязательные для юридической практики на протяжении всего срока полномочий, и непредвиденные, касавшиеся казусных обстоятельств, либо правоприменения в отношении отдельных личностей.
Слайд 19Деятельность юристов
В период республики деятельность юристов сводилась к:
– консультации
граждан, обратившихся за юридической помощью (presponsa);
– даче образцов и редактированию
договоров и судебных исков (cavere);
– руководству юридическими действиями сторон без их защиты в суде (agere).
Результат деятельности юристов – появление в Риме наряду с цивильным правом права, созданного толкованием юристов.
Литературная деятельность республиканских юристов выражалась в комментариях к Законам XII Таблиц.
Комментарии состоят из трех частей:
– объяснение текста;
– толкование юриста (в эпоху республики юристы толковали закон буквально);
– образец исковой формулы.
– более поздние юридические произведения содержали обобщение практики и новые юридические материалы, правила.
Слайд 20Деятельность юристов
Римские юристы составляли многочисленные юридические трактаты, монографии и учебные
руководства.
Наиболее авторитетными и известными стали:
- «Фрагменты» Ульпиана, правоведа и администратора
III в. н. э.
- «Сентенции» Юлия Павла (III в. н. э.).
- учебное руководство для начинающих или своего рода очерк права с точки зрения бытовой повседневности, правоведа и судьи Гая (II в. н. э.) «Институции», получившее особое распространение в римских провинциях простотой изложения основ права.
Слайд 21Деятельность юристов
Император Август труды юристов приравнял к закону при двух
условиях:
юрист должен был предварительно получить от императора право на
формулировку юридических мнений;
его ответ должен был скрепляться печатью судьи, рассматривающего данное дело.
По закону о цитировании юристов 426 г. комментарии юристов Павла, Ульпиана, Папиниана, Гая и Модестина приравниваются к закону.
Все судьи и чиновники империи были обязаны руководствоваться мнением, которого придерживалось большинство этих юристов, в случае равенства голосов предпочтение давалось мнению Папиниана.
С середины 3 века деятельность юристов утратила свое значение.
Слайд 22Кодификация римского права
Причина кодификации римского права – к III
в. н. э. накопился большой объем несистематизированных римских законов, противоречащих
друг другу.
Официальная кодификация римского права началась в первой половине V в. н. э., итогом которой стал кодекс Феодосия (Codex Theodosianus) 437 г., содержащий в 16 книгах конституции императоров начиная от Константина.
В 527 г. в Византии к власти пришел Юстиниан. Стремясь создать дисциплинированное чиновничество, навести порядок в судах и придать своей империи стройную единую правовую основу, Юстиниан созвал на помощь выдающихся юристов. В результате была реализована и всеобъемлющая кодификация права.
Слайд 23Структура кодекса Юстиниана
1. Институции (Institutionеs) представляли систематизированное изложение основ
права: общие начала правоприменения и систематическое изложение догматических принципов главным
образом частного права. Это элементарные учебники права и в то же время они имели силу закона, на них судьи при вынесении решений.
2. Дигесты (от лат. digеsta – «собранное»), или Пандекты (от греч. pandectac – «все вмещающее»), представляли собой систематическую компиляцию цитат – отрывков из работ наиболее известных римских юристов, касавшихся определенных вопросов.
3. Кодекс (Codex) – систематизация 4600 императорских конституций начиная с 117 г., состоял из 12 книг и 765 титулов
4. Новеллы (Novellae) – вновь издаваемые конституции Юстиниана и систематизированные уже после его смерти. Новеллы делились на соединения (collatio), титулы и конституции (новеллы); 9 соединений с разным количеством титулов и 167 конституций.