Слайд 1Общее равновесие и благосостояние
1. Общее равновесие и экономическая эффективность.
2. Экономика благосостояния: эффективность и справедливость.
3. Неравенство.
4. Экономика
информации, неопределенности и риска.
.
Слайд 21. Общее равновесие и экономическая эффективность
Частичное равновесие {partial equilibrium) —
равновесие, складывающееся на отдельном рынке.
Общее равновесие (general equilibrium) — равновесие,
возникающее в результате взаимодействия всех рынков, когда изменение спроса или предложения на одном рынке влияет на равновесные цены и объемы продаж на всех рынках.
Надо ответить на три основных вопроса:
1. Способствует ли рыночный механизм достижению общего равновесия и каким образом?
2. Является ли эффективное равновесие единственным или возникает ряд вариантов цен, которые отвечают этому требованию?
3. Будет ли это эффективное общее равновесие устойчивым?
Слайд 3Общее равновесие
Достижение общего равновесия — результат воздействия изменения на
одном рынке на все другие рынки, в том числе и
на тот рынок, с которого началось движение.
В этом взаимодействии на передний план выходят взаимозависимость (взаимодополняемость и взаимозаменяемость) различных товаров.
Простейший анализ должен включать как минимум четыре этапа:
1) первичное изменение,
2) рынки взаимозаменяющих товаров,
3) рынки взаимодополняющих товаров,
4) эффект обратной связи.
Рассмотрим условный пример с ростом цен на автомобили.
Пусть цена на автомобиль поднялась. Это вызовет снижение продаж автомобилей. Падение спроса на автомобили отразится на спросе на бензин - он сократится. Это приведет к падению цены бензина.
Слайд 4Общее равновесие
Рост цен на автомобили заставит многих отказаться от
покупки нового автомобиля и обратить свои взоры на товары-заменители: расширится
спрос на мотоциклы и будут дольше эксплуатироваться старые машины.
В результате поднимется цена мотоцикла, а более длительное использование старых автомобилей приведет к росту цены услуг по ремонту вследствие увеличения спроса
на такие услуги.
В результате более широкого использования старых автомобилей и расширения спроса на мотоциклы спрос на новые автомобили упадет. Это заставит производителей снизить на них цену. Такое изменение равновесной цены вызовет новую реакцию на рынках взаимодополняющих и взаимозаменяющих товаров, которая приведет к установлению новых равновесных цен и объемов на всех рынках.
Слайд 5Общее равновесие
Приведенный условный пример наглядно показывает, что равновесные цены
и количества определяются с учетом эффекта обратной связи (feedback effect),
отражающего изменение частичного равновесия на данном рынке в результате изменений, возникших на сопряженных рынках под влиянием первоначальных изменений на данном рынке.
Анализ общего равновесия показал, что уменьшение предложения и соответствующий рост цен на некотором рынке приводят к падению спроса на дополняющие товары и его росту на товары-субституты.
Слайд 6Система уравнений общего равновесия Леона Вальраса («модель аукциониста»)
Первым, кто попытался
описать экономическое равновесие с помощью системы управлений, был швейцарский экономист
Леон Вальрас (1834—1910).
В рыночной экономике цены предопределяют объем выпускаемой продукции, а объем выпуска в значительной степени определяет цены.
Цены потребительских товаров и услуг зависят от цен ресурсов. А цены ресурсов — от цен потребительских благ, на которые существует платежеспособный спрос.
Взаимосвязь в экономике оборачивается порочным кругом, выйти из которого можно лишь решая всю систему уравнений одновременно.
Модель установления равновесия по Вальрасу предполагает количественную подстройку предложения и спроса друг под друга на пути к равновесию.
Слайд 7Система уравнений общего равновесия Л. Вальраса («модель аукциониста»)
Возьмем, например, компьютеры
Количество проданных компьютеров зависит от цен всех других товаров. Если
в стране продается и покупается 10 000 различных товаров и услуг, а компьютеры занимают 13-ю позицию в этом списке, то спрос на 13-й товар:
Q13 = D13 (Р1, Р2 , …, P 10000, A, M),
где Q13— количество проданных компьютеров;
D13 — функция спроса на компьютеры;
Р1, Р2 , …, P 10000— цены остальных 10 000 товаров и услуг;
А — показатель реальных активов, отражающий богатство
страны;
М — запас наличных денег.
Предложение 13-го товара: Q13 = S13 (Р1, Р2 , …, P 10000, A, M),
Аналогично мы можем получить систему уравнений для всех
10 000 товаров.
Слайд 8Система уравнений общего равновесия Л. Вальраса («модель аукциониста»)
D1 (Р1, Р2
, …, P 10000, A, M) = S1 (Р1, Р2
, …, P 10000, A, M),
D2 (Р1, Р2 , …, P 10000, A, M) = S2 (Р1, Р2 , …, P 10000, A, M),
……………………………………………………………….,
D10000 (Р1, Р2 , …, P 10000, A, M) = S10000 (Р1, Р2 , …, P 10000, A, M),
Если известны А и М, то число уравнений равно числу неизвестных.
Это означает, во-первых, принципиальную возможность
решения системы (т. е. достижения общего равновесия) и, во-вторых, единственность такого решения. Подставив реальные значения цен, в результате решения получаем количества обмениваемых товаров и услуг.
Данная система уравнений называется системой уравнений общего равновесия.
Слайд 9Система уравнений общего равновесия Л. Вальраса («модель аукциониста»)
Вывод из модели:
система общего равновесия устойчива и, будучи выведена из этого состояния,
стремится к нему вновь через механизм относительных цен.
Предпосылки и недостатки модели Л. Вальраса:
потребители знают свои функции спроса и предложения, технические коэффициенты и многие другие данные;
модель общего равновесия исходит из совершенной конкуренции, предполагающей идеальную мобильность всех ресурсов, полную информированность участников;
абсолютизирует состояние равновесия, тогда как в реальной действительности гораздо чаще встречаются диспропорции и дисбалансы;
она статична, так как не учитывает НТП, факторов неопределенности в экономике, институциональных условий развития.
Слайд 10Модель установления равновесия по Альфреду Маршалу:
Предпосылки модели Маршала :
спрос и
предложения по количеству могут совпадать изначально;
представления продавцов и покупателей о
цене покупки и продажи могут серьезно отличаться: PD выше PЕ , а PS ниже PЕ, следовательно QD и QS меньще QЕ ;
модель общего равновесия исходит из совершенной конкуренции - предполагает ценовую подстройку спроса под предложение.
она работает в долгосрочном периоде.
Вывод : в условиях совершенной конкуренции рыночный механизм способен самостоятельно решить проблему распределения ресурсов, восстанавливая утраченное равновесие и стимулируя как производителей, так и потребителей действовать эффективно.
Слайд 11установление равновесия по Маршалу:
Слайд 12Эффективность обмена
Распределение продуктов эффективно, когда весь объем произведенной продукции распределяется
между потребителями
так, что нельзя улучшить положение одного, не ухудшив положение
другого.
Слайд 13Критерий Парето-оптимального распределения благ
Если ресурсы или другие блага уже распределены
так, что при дальнейшем обмене ими ни один из участников
не сможет улучшить свое благосостояние, не уменьшив благосостояния остальных участников, то такое распределение Парето-оптимально (или эффективно по Парето)
Слайд 14Критерий Парето-оптимального распределения благ
Движение в направлении кривой контрактов повышает общее
благосостояние, в то время как движение вдоль кривой контрактов лишь
перераспределяет общее благосостояние между участниками сделки.
На линии контрактов выполняется равенство:
MRSИАБ = MRSСАБ = MRT АБ,
где MRS - предельная норма замены (субституции),
MRT — предельная норма трансформации.
Для достижения эффективности по Парето необходимо устранить любые возможности получения какой-либо
дополнительной выгоды от обмена. А это предполагает равенство предельных норм замещения одного товара другим у всех потребителей, участвующих в обмене. Касание кривых безразличия означает равенство предельных норм замещения. В общем виде это означает, что соотношения цен обмениваемых товаров равны для всех участников сделки:
MRSИАБ =Р А /Р Б = MRSСАБ
Слайд 15Эффективность и справедливость
Проблема эффективности распределения экономических благ тесно связана
с проблемой справедливости. Оба понятия историчны, они отражают уровень социально-экономического
развития общества.
Однако если эффективность "напрямую" связана с господствующими экономическими отношениями, то справедливость отражает более широкий спектр господствующих в обществе институциональных
отношений, традиций, представлений и т. д.
В современной смешанной экономике доминируют три основных подхода:
классический либеральный (либертаристский);
утилитарный;
эгалитарный.
Слайд 16Классический либерализм:
исходит из интересов личности. Согласно данной теории, каждый
человек готов к активной автономной деятельности, способен сам наиболее эффективно
реализовывать свои таланты;
общество при таком подходе характеризуется как простая совокупность индивидов. Поэтому оно не имеет (и не должно иметь) собственных, отличных от индивидов целей и намерений;
правительство создано людьми для защиты их прав (прежде всего права частной собственности и гражданских свобод), установленных Конституцией. Выполняя эту функцию (и ограничиваясь ею), правительство наилучшим образом служит людям;
Слайд 17Классический либерализм:
поскольку не существует объективных методов определения того, что
для индивидов лучше и что хуже, то индивиды сами в
состоянии понять, что правильно и что ложно, опираясь на свои личные предпочтения;
свобода в системе координат классического либерализма является синонимом автономии и независимости, она достигается людьми самостоятельно, а не в результате деятельности правительства;
равенство понимается как равенство возможностей, а не как равенство результатов. Поэтому справедливость устанавливается самим рынком, а эффективность понимается в духе Парето-эффективности. Эффективность означает, что ресурсы достались тем лицам, которые могут уплатить за них наибольшую цену и, следовательно, наиболее рационально их использовать.
Слайд 18Утилитаризм:
полагает, что общественное благосостояние представляет собой сумму функций индивидуальных полезностей
всех членов. Такая «арифметика счастья» опирается на предпосылку о возможности
сложения индивидуальных полезностей. Поэтому справедливость существует там и тогда, где и когда удается максимизировать совокупную полезность всех членов общества.
правительство, если оно заботится о благосостоянии общества, должно в известных пределах осуществлять перераспределение с целью максимизации полезности. Такая максимизация не обеспечивается рынком автоматически. Дело в том, что полезность одной и той же денежной суммы различна для различных категорий граждан (сумма представляет большую полезность для бедняка, чем для богатого человека). Отсюда понятна целесообразность такого перераспределения. Однако утилитаристы считают, что такое перераспределение возможно лишь в тех границах, которые не ведут к существенному снижению эффективности производства.
Слайд 19Эгалитаризм:
исходит из посылки, что равенство может быть достигнуто в гораздо
более широких пределах:
все члены общества должны иметь не только равные
возможности, но и более или менее равные результаты.
Этим достигается единство и сплоченность нации, отвечающие идеалам коллективизма. Поэтому правительство должно стремиться, чтобы все члены общества получали равные блага, которые стали доступными благодаря успехам развития цивилизации.
государство всеобщего благоденствия становится не только лозунгом, но и целью экономической политики.
Особой разновидностью эгалитаризма является роулзианский подход, развитый в трудах современного философа Дж. Роулза. По Роулзу, должна максимизироваться полезность наименее обеспеченных членов общества. От этого выигрывает общество в целом.
Слайд 20Решение проблемы справедливости
Все рассмотренные подходы к проблеме справедливости развиваются в
рамках рыночной экономики и не отрицают ее основ.
Даже эгалитаристы
не требуют полного равенства и считают, что в современных условиях абсолютное равенство недостижимо — оно могло бы привести лишь к резкому падению эффективности.
Поэтому все направления экономической теории стараются найти компромисс между требованиями экономического роста и требованиями равенства, между эффективностью и справедливостью.
Слайд 21Эффективность производства
Рассмотрим эффективность вложений труда и капитала
в производство. Допустим,
что в производстве товаров А и Б используются 60 часов
труда и 40 часов машинного времени (отражающего вложение капитала).
Тогда ресурсное ограничение может быть записано следующим образом:
L = L А+ L Б =60, К = К А + К Б =40.
Попытаемся определить максимально возможный объем производства товаров А и Б в условиях совершенной конкуренции. Объемы производства зависят от используемой технологии. Производственные
взаимосвязи описываются соответствующими производственными функциями. Рассмотрим данные виды производства в "коробке Эджуорта".
Слайд 22
Эффективность производства - виды производства в "коробке Эджуорта".
Поместим начало
координат для производства товара А в левый нижний угол, а
начало координат для производства товара Б - в правый верхний. Отложим на нижней оси абсцисс труд, затрачиваемый на производство А, а на левой оси ординат — капитал, занятый в производстве А. Соответственно отложим труд, используемый в производстве Б, на верхней оси абсцисс, а капитал в производстве Б - на правой оси ординат.
Совокупные затраты труда будут равны 60 часам труда, а капитала - 40 часам машинного времени. Каждая точка в "коробке Эджуорта"является вариантом распределения имеющихся ресурсов — труда и капитала, — занятых производством товаров А и Б. Важно подчеркнуть, что ресурсы потребляются полностью, поэтому все,
что не идет на производство товара А , используется на производство Б.
Слайд 23
Через точки, находящиеся в "коробке Эджуорта", можно провести изокванты -
кривые, характеризующие определенный объем производства продукта.
Изокванты по производству А
будут выпуклыми по отношению к левому нижнему углу, изокванты по производству Б - к правому верхнему. Точки их касания друг с другом позволят найти эффективные производственные решения.
Очевидно, не все точки в "коробке Эджуорта" эффективны, например точка 0. Она не эффективна потому, что можно увеличить производство товара А, не уменьшая производства товара Б.
По аналогии с кривой контрактов в обмене мы можем построить кривую производственных контрактов — кривую, содержащую все технически эффективные варианты использования имеющихся ресурсов. ла
Слайд 24Эффективность производства
Кривая производственных контрактов — кривая, содержащую все технически
эффективные варианты использования имеющихся ресурсов.
Эффективность производства достигается тогда, когда
уже невозможно
перераспределять наличные ресурсы, чтобы увеличивать выпуск одного экономического блага без уменьшения выпуска другого (Парето-оптимальное распределение ресурсов).
Согласно сформулированному выше критерию эффективности производства, все технически эффективные варианты лежат на кривой контрактов. Это означает, что предельные уровни технологического
замещения равны для обоих товаров: MRTS LKА = MRTS LKБ
и MPL/MPK = const для производства всех товаров и услуг.
Слайд 25
Эффективность производства - виды производства в "коробке Эджуорта"
Наклон какой-либо
изокванты в данной точке, взятый с отрицательным знаком, характеризует предельную
норму технологического замещения капитала трудом.
Для производства товара А: -MRTS LK A= Р L / Р K .
Для производства товара Б: -MRTS LK Б= Р L / Р K .
Наклон отрезка GH круче, чем EF . Это отражает рост цены труда по отношению к цене капитала. Такой рост стимулирует производителей сокращать выпуск товара А и увеличить выпуск товара Б.
Слайд 26Кривая производственных возможностей и теория общего равновесия
КПВ (РРС -
production possibility curve) — это кривая, которая показывает все максимально
возможные комбинации производства двух товаров при фиксированном значении труда и капитала и данном уровне развития технологии. Каждая точка касания изоквант двух товаров в "коробке Эджуорта" соответствует точке на кривой производственных возможностей. Предельная норма трансформации (Marginal rate of transformation — MRT) товара А на товар Б равна тангенсу угла наклона касательной к данной точке кривой производственных возможностей. По мере роста производства А (вдоль границы производственных возможностей) предельная норма трансформации возрастает. Это означает рост альтернативных издержек: все труднее переместить ресурсы из производства Б в производство А: MRT БА = -ΔА/ΔБ.
Слайд 27Эффективность выпуска
Выпуск будет эффективным, если он одновременно будет максимизировать полезность
покупателей и не выходить за пределы имеющихся ресурсов, т. е.
лежать на границе производственных возможностей. Т.о., граница производственных возможностей и кривая безразличия,
отражающая максимально достижимый уровень удовлетворения потребностей, будут иметь только одну общую точку - точку касания. В этой точке предельная норма замещения (субституции) будет равна предельной норме трансформации: MRS БА = MRT БА .
Поскольку MRS АБ =Р А /Р Б , a MRT АБ =МС А /МС Б , то можно сделать вывод, что эффективность выпуска диктует определенные требования к ценам. Они должны одновременно отражать и предельную полезность для потребителя, и предельные издержки производителя. Это требование достижимо лишь в условиях совершенной конкуренции.
Слайд 282. Общее равновесие
и экономика благосостояния
Теория общего равновесия имеет широкую область
применения.
Она используется для анализа эффективности или неэффективности экономики, например потерь
от несовершенной конкуренции.
Однако наиболее важную роль она играет в определении научных основ политики в области экономики благосостояния.
Слайд 29Критерии оценки динамики благосостояния
Критерий Парето опирается на ценностные предпосылки индивида
(личности), он исходит из того, что каждый человек способен лучше
всех оценить свое собственное благополучие. Это приводит к тому, что благосостояние отдельных людей несопоставимо. Поэтому общественное
благосостояние не может быть определено путем сложения, не является "суммой счастья" всех членов общества.
Отказ от сравнения межличностных полезностей приводит Парето к отрицанию существования единственного общественного оптимума. Вместо этого перед нами раскрывается бесконечное множество несопоставимых между собой оптимумов.
Слайд 30Критерии оценки динамики благосостояния
В 30-е гг. Н. Калдор и Дж.
Хикс выдвинули другой критерий: благосостояние повышается, если те, кто выигрывает,
оценивают свои доходы выше убытков потерпевших.
Т. Ситовски предлагает двойной критерий: во-первых, надо убедиться, что движение из первой точки во вторую улучшает положение согласно критерию Калдора—
Хикса и, во-вторых, проверить, что обратное движение из второй точки в первую не улучшает положения согласно критерию Калдора—Хикса. Лишь тогда, когда соблюдаются оба условия, благосостояние повышается.
Слайд 31Критерии оценки динамики благосостояния
Предельная ценность одной и той же суммы
(например, 100 тыс. руб.) различна для бедного и богатого: 100
тыс. руб. для бедного могут иметь большую полезность, чем 1 млн. руб. для богатого. Поэтому по-прежнему острой остается проблема разработки системы ценностей.
На это обратил внимание А. Бергсон. Он исходит из того, что такая система должна быть разработана экономистами, законодательными или исполнительными органами. Создание такой системы означало бы построение карты кривых безразличия, которая отражала бы функцию общественного благосостояния.
Выработка критериев оценки благосостояния является чрезвычайно актуальной задачей. Однако даже на современной стадии развития данная теория помогает определить издержки перераспределения и размеры компенсационных платежей, с тем чтобы облегчить принятие экономически эффективных решений.
Слайд 32Неравенство
Неравенство - форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы,
слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и
обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.
Неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления. Выполняя качественно неравные виды труда, в разной степени удовлетворяя общественные потребности, люди иногда оказываются заняты экономически неоднородным трудом, ибо такие виды труда имеют разную оценку их общественной полезности.
Слайд 33Неравенство
Учитывая неудовлетворенность членов общества существующей системой распределения власти, собственности и
условий индивидуального развития, все же нужно иметь в виду универсальность
неравенства людей.
Основными механизмами социального неравенства:
отношения собственности,
власти (господства и подчинения),
социального (т.е. социально закрепленного и иерархизированного) разделения труда,
неконтролируемая, стихийная социальная дифференциация.
Эти механизмы преимущественно связаны с особенностями рыночной экономики, с неизбежной конкуренцией (в т.ч. на рынке труда) и безработицей.
Слайд 34Неравенство
Социальное неравенство воспринимается и переживается многими людьми как проявление несправедливости.
Социальное неравенство, имущественное расслоение общества, как правило, ведут к росту
социальной напряженности.
Основные принципы проведения социальной политики:
защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;
обеспечение помощи самым бедным семьям;
выдача помощи на случай безработицы;
обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы для работающих;
развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;
проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.
Слайд 35Неравенство
Коэффициент Джини (КG) - статистический показатель, свидетельствующий о степени расслоения
общества данной страны или региона по отношению к какому -
либо изучаемому признаку (к примеру, по уровню годового дохода).
Рассчитывается как отношение площади области между кривой Лоренца, которая описывает реальное распределение, и биссектрисой - идеальной прямой равномерного распределения - (S1) к сумме площади треугольника, лежащей ниже биссектрисы, которая равна 1/2. Т.о., КG = 2S1. Коэффициент Джини может принимать значения от нуля до единицы (0÷1). КG = 0 означает равномерное распределение, КG = 1 - предельный случай, когда признаком обладает только один человек.
Эта статистическая модель была предложена и разработана итальянским статистиком и демографом Коррадо Джини (1884 - 1965) и опубликована в 1912 г. в его знаменитом труде «Вариативность и изменчивость признака». Это показатель, характеризующий дифференциацию денежных доходов населения в виде степени отклонения фактического распределения доходов от абсолютно равного их распределения между жителями страны.
Слайд 37Потери эффективности, связанные с монополией
Пусть производство товар А монополизировано, а
товар Б по-прежнему производится в условиях совершенной конкуренции. Это означает,
что РА > МRА = МСА, тогда как РБ = MRБ = МСБ. Разделив одно выражение на другое, получаем:
РА / РБ > МСА /МСБ или РА / РБ > MRTАБ .
Поскольку потребители руководствуются ценами рынка, они
при росте цен на монополизированный продукт сокращают его потребление. В условиях равновесия для каждого потребителя выполняется равенство: РА / РБ= MRSАБ . Следовательно, MRSАБ > MRTАБ. Освобождающиеся в монополизированном производстве ресурсы перетекают в производство товара Б. Это приводит к его перепроизводству и снижению его цены. Следовательно, существование монополии искажает цены, во-первых, в монополизированном производстве (недопроизводство товара А), во-вторых, во всех других отраслях (в данном случае оно привело к перепроизводству товар Б).
Слайд 38 Если производство А монополизировано, а Б нет, можно
прибегнуть
к налоговой политике и с помощью нее
попытаться восстановить нарушенное
равновесие. Если
благодаря налогу удастся поднять цены на Б, приток дополнительных ресурсов в эту отрасль прекратится и может
даже возникнуть ситуация давления на отрасль, в которой господствует монополия.
Общее равновесие достигается на новом уровне, на уровне квазиоптимума (second best). Теория квазиоптимума утверждает, что в случае, когда в одной отрасли (или группе отраслей) искажения не могут быть устранены, лучше отказаться от достижения максимума эффективности в другой отрасли (или группе
отраслей), с тем чтобы сбалансировать экономику в целом.
Такой подход позволяет по-новому взглянуть на проблему "провалов« (фиаско) рынка. Они имеют место тогда, когда обмен между покупателями и продавцами на свободном рынке не обусловливает достижение максимума эффективности выпуска. Это бывает там и тогда, где и когда частные предельные издержки (выгоды) не совпадают с общественными предельными издержками (выгодами). Такая ситуация является типичной, когда возникают отрицательные (или положительные) внешние эффекты, производятся общественные блага и т. д.
Слайд 39Выберите правильный ответ
1. Препятствием к достижению Парето-эффективного общего равновесия в
производстве и обмене могут служить:
а) монополия;
в) загрязнение окружающей среды;
б)
монопсония;
г) верно все сказанное.
Слайд 40Выберите правильный ответ
2. Из нижеперечисленного выберите условие общего равновесия в
производстве товаров X и Y:
а) предельная норма замещения товара X
товаром Y равна
для всех участников распределения;
б) предельная норма трансформации товара Y в товар X равна предельной норме замещения товара X товаром Y для всех участников обмена;
в) предельная норма технологического замещения труда капиталом в производстве товара X равна предельной норме технологического замещения в производстве товара Y;
г) предельная норма замены товара X товаром Y для всех участников обмена равна отношению цены товара X к цене товара Y.
Слайд 41Верны ли следующие утверждения (да, нет)?
1. При оптимальном по Парето
распределении благ
у людей отсутствуют стимулы к обмену.
2. Закон Вальраса
утверждает, что средневзвешенное превышение объема спроса над объемом предложения для всех товарных рынков равно нулю.
3. Равновесие по Парето на рынках ресурсов предполагает,
что для всех производителей предельные нормы технологического замещения труда капиталом равны.
4. Кривая контрактов объединяет все точки конкурентного
равновесия на данном товарном рынке.
5. Эффективность по Парето предполагает максимально справедливое распределение благ.
6. Квазиоптимум не может быть достигнут средствами государственной политики.
7. Монополия препятствует эффективному размещению ресурсов в экономике.
Слайд 431. Причины государственного вмешательства в экономику.
Во все исторические эпохи экономическая
деятельность объединяла два начала: индивидуальное и общественное.
Индивидуальное начало проявляется
в том, что первичным экономическим агентом (рабочим, предпринимателем) является конкретный человек. Он преследует собственные цели.
Любая экономическая деятельность затрагивает интересы всего общества, следовательно, становится объектом регулирования со стороны общества, или государства.
Слайд 44В разные исторические периоды индивидуально и общественное начала по-разному взаимодействовали
друг с другом
XVIII – XIX вв. доминирующее место занимало
индивидуальное начало.
Первая треть XX в. – усиление гос. регулирования экономической деятельности.
70-годы XX в. бюрократизация и нарастание социального иждивенчества потребовали возрождения неолиберальных принципов экономической политики. Однако, государство сохранило активность в социальной сфере, научно-технической областях.
В XX в. наблюдалось сочетание государства и рынка. Государство и рынок призваны взаимодополнять друг друга. Государство призвано корректировать «несовершенства» рынка.
Слайд 45«Несовершенства» рынка:
Невозможность к обеспечению равных условий для конкуренции фирм.
Неспособность к созданию коллективных благ.
Наличие социального неравенства в обществе.
Незаинтересованность
в разработке фундаментальных исследований.
Отсутствие гарантии занятости.
Неспособность осуществлять внешнеэкономическое регулирование.
Неспособность рынка устранять «внешние эффекты».
Асимметрия информации. Неравномерность распространения информации в экономической среде.
Слайд 46Причины усиления присутствия государства в XX веке:
Нарушение хода экономического развития
вследствие перепроизводства.
Усиление позиций монополий в экономике.
Усиление влияния демократических сил
в обществе.
Необходимость антициклического регулирования экономики.
Разработка антитрестовских программ.
Необходимость социальной политики.
Слайд 472.Функции государства.
Разработка правовой базы.
Защита конкуренции.
Производство общественных благ.
Перераспределение дохода и богатства.
Защита
общества от «внешних эффектов» (экстерналий).
Стимулирование структурного обновления экономики.
Стабилизация экономики (сглаживание
цикличности).
Устранение интерналий (асимметричной информации).
Слайд 48Разработка правовой базы включает:
Создание законов и правовых норм.
Определение прав собственности.
Регулирование
предпринимательской деятельности.
Слайд 49Защита конкуренции предусматривает:
Создание условий для развития конкуренции.
Демонополизацию экономики.
Стимулирование конкуренции путем
ввода ограничений и разрешений.
Слайд 50Производство общественных благ
Общественные блага – это товары и услуги, предоставляемые
государством его гражданам на равных началах (оборона, строительство дорог, образование,
здравоохранение, освещение улиц, парки, музеи).
Особенность – неделимость; необходимость для всех; производство которых не в состоянии осуществлять рыночная экономика.
Слайд 51Перераспределение дохода и богатства:
Налогообложение.
Осуществление трансфертных платежей.
Устранение «внешних эффектов» (загрязнение окружающей
среды, наносящей вред и ущерб здоровью).
Слайд 52Защита общества от внешних эффектов (экстерналий)
Внешние эффекты – виды дополнительной
экономии или дополнительных издержек, которые не зависят от деятельности конкретного
субъекта, но влияют на его результаты.
Внешние эффекты связаны с экологическими затратами, т. е. воздействием производства и потребления на леса, воздух, водоемы, здоровье общества и его самочувствие.
Государство осуществляет минимизацию отрицательных внешних эффектов с помощью прямых мер воздействия: бюджетное финансирование, разработка допустимых норм загрязнений, средства контроля, налогообложение, штрафные санкции.
Слайд 53Структурное обновление экономики:
Создание льготного налогового режима для предприятий, осуществляющих инвестиции
в инновационные товары.
Создание льгот для производителей наукоемких товаров.
Финансирование НИОКР.
Слайд 54Стабилизация экономики
Предполагает осуществление мер по сглаживанию циклического развития экономики.
Сдерживание уровня
безработицы и инфляции.
Поддержание устойчивого роста экономики.
Контроль за равновесием между доходами
и расходами.
Слайд 55Устранение интерналий
В процессе принятия государственных решений используются информационные потоки. Качество
и полнота информации могут быть различными.
Люди принимают решение от
имени государства. Однако, информация может быть ограниченной, иметь ярко выраженный субъективный характер.
Необходима высокая степень ответственности за принимаемое решение.
Слайд 563. Эволюция взглядов на роль государства в экономике.
XVII век –
меркантилисты – впервые теоретически обосновали государственное вмешательство в экономику.
Роль государства
– обеспечение экономического порядка – регулирование в области налогов, финансов, внешней торговли.
Слайд 57XVIII-XIX вв. – классическая теория
Основывалась на механизме саморегулирования рынка.
Предполагала
ограничение роли государства в экономике.
Роль государства-«ночного сторожа» сводилась к защите
прав собственности и контролю за соблюдением «правил игры».
Государство выполняло роль катализатора в процессе создания рынков –создание средств коммуникаций (строительство дорог, поддержка с/х), осуществление просветительской работы (создание университетов, формирование национальной финансовой системы, ФРС США).
Доля гос. расходов в ВВП большинства промышленных стран не превышала 10%.
Слайд 58Причины расширения функций государства:
Расширение марксизма в конце XIX в.в Европе.
Усиление роли государства как представителя общественных интересов.
Закон А. Вагнера –
развитие индустриальных стран сопровождается ростом доли гос. расходов в ВВП (конец XIX в.). Причины:
Индустриальное развитие сопровождается ростом издержек, связанных с гос. управлением, поддержанием законности и правопорядка, регулированием эк. активности.
Рост доходов членов общества сопровождается увеличением спроса на социальные услуги.
Экономическое развитие сопровождается процессами монополизации и требует контроля государства.
20-е годы XX в. гос. расходы в ВВП возросли до 18% (Франция, Германия, Великобритания – более 25% по причине роста военных расходов).
Слайд 5930-е годы XX в. - кейнсианство
Обоснована необходимость активного государственного регулирования
экономики.
Направления регулирования:
антициклическое регулирование;
антимонопольное регулирование;
социальная политика;
планирование;
поддержание эффективного спроса.
координация, поддержание пропорций
на макроуровне.
1937 г. расходы государства в среднем 23% ВВП. Наибольшего масштаба гос. вмешательство в экономику достигло в период 1960-1980 гг. Расходы выросли до 43% ВВП (национализация, контроль над ценами в послевоенный период, прогнозирование).
Слайд 6080-е годы XX века - неоконсерваторы
Выступление за невмешательство государства в
экономику.
Причины:
Стагфляция экономики;
Неэффективность кейнсианских рецептов, а именно: наличие хронического дефицита бюджета,
рост государственных расходов.
Слайд 61Неоконсерваторы разбились на три школы:
Монетаризм – поддержание количественной теории денег
(MV=PQ): стагфляция объяснялась большой денежной массой.
Меры по преодолению инфляции:
Ограничение
денежной массы.
Недопустимость дополнительных эмиссий.
Ограничение социальных выплат.
Слайд 62Теория рациональных ожиданий
Отказ от гос. регулирования экономики. Причины:
Равновесное состояние экономики.
Отклонения
от равновесия возникают в связи с отсутствием информации.
Субъекты сами принимают
решения.
На правильность решений влияет непредсказуемость действий государства.
Слайд 63Теория предложения
Выступает за свободу частного предпринимательства и саморегулируемость рынка.
Меры по
борьбе со стагфляцией:
Снижение налогов на зарплату и прибыль: ↑ стимулы
к труду, ↑ доход, ↑налоговые поступления.
Слайд 64Изменение роли государства
Меркантилизм
Классическая школа
Кейнсианство
Неоконсерватизм
Активная позиция.
Пассивная позиция.
Активная позиция.
Пассивная позиция.
Слайд 65 Каково оптимальное соотношение
государства и рынка?
Роль государства как организующего
начала усиливается в
периоды нарастания неустойчивости системы и ослабевает в относительно стабильные периоды развития, когда запущены и действуют механизмы рыночной самоорганизации.
Лао Цзы: «Где между ними граница?
Она непостоянна.»
«Знание гармонии – подлинность»
Слайд 66Инструменты государственного регулирования экономики:
Бюджетно-налоговая политика
Осуществляется в области налогообложения и гос.
расходов в целях поддержания высокого уровня занятости, стабильной экономики, роста
ВВП.
Денежно-кредитная политика
Проводится через ЦБ и систему КБ, направлена на обеспечение устойчивого функционирования экономики, поддержание устойчивой денежной системы.