Слайд 1
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (ФГОС ОО): особенности и
актуальные вопросы введения
Воронова Тамара Александровна, профессор кафедры непрерывного психолого-педагогического образования
ИвГУ
Слайд 2ИСТОРИЯ ВОПРОСА
1992г. – Закон «Об образовании», вводится понятие «Стандарт
образования»
1993 г. – Конституция РФ, ст. 43
2004г. – Федеральный
компонент государственного стандарта общего образования (Гос. Минимум, ФКГОС)
2007 – ФЗ № 309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части изменения понятия и структуры ГОС»
2005 -2009 г. разработка, обсуждение стандартов (три проекта стандарта начального образования)
22.12. 2009 г. ФГОС НОО зарегистрирован в Минюсте РФ
1.09.2010 г. введение ФГОС НОО в ОУ по мере готовности
1.09. 2011 г. введение ФГОС НОО в действие по всей стране
Слайд 3ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ОТ 29.12.2012 №
273-ФЗ
Ст.2 Основные понятия, используемые в настоящем законе
Гл.2. Ст.10. п 4.
«В
РФ устанавливаются следующие уровни общего образования:
дошкольное образование;
начальное общее образование;
основное общее образование;
среднее общее образование.
Слайд 4ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ОТ 29.12.2012 №
273-ФЗ
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
6) федеральный
государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
Слайд 5З
А
П
Р
О
С
Ы
И
О
Ж
И
Д
А
Н
И
Я
Требования к
структуре
ООП
Требования к
результатам
освоения ООП
Требования к
условиям
реализации ООП
Ожидаемые результаты
деятельности
системы образования
Организационные
и педагогические
условия
деятельности
системы образования
Ресурсы: кадры,
материальная база,
информация,
финансы
О
Б
Щ
И
Е
Р
А
М
К
И
Д
Л
Я
С
И
С
Т
Е
М
Ы
Н
О
Р
М
А
Т
И
В
О
В
Стандарт как совокупность требований
Слайд 6Федеральные государственные образовательные стандарты
Требования к
результатам
зафиксированы личностные, метапредметные, предметные результаты
преемственность результатов для разных ступеней
зафиксирован системно-деятельностный подход
структуре
зафиксировано наличие частей, обязательной
и формируемой участниками образовательного процесса и их соотношение
определены разделы ООП (содержательно и количественно)
интеграция учебной и внеучебной деятельности
включена «неаудиторная занятость»
условиям
кадровым
финансовым
материально-техническим
иным (информационно-образовательная среда, учебно-методическое обеспечение)
Слайд 7ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
10) примерная основная образовательная программа - учебно-методическая
документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие
программы учебных предметов, курсов, дисциплин, модулей), иных компонентов), определяющая
- рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности,
- планируемые результаты освоения образовательной программы,
-примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы;
Слайд 8ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
9) образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем,
содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим
Федеральным законом, форм аттестации, который представлен
в виде учебного плана,
календарного учебного графика,
рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов,
а также оценочных и методических материалов;
Слайд 9ГЛАВА 2. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
СТАТЬЯ 10. СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Глава 2. Система
образования
Статья 10. Структура системы образования
1. Система образования включает в себя:
1)
федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;
2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
3)……….
Слайд 10СТАТЬЯ 11. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ И ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ…………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………
Статья 12. Образовательные программы
1. Образовательные программы определяют содержание образования……
7.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам ….. разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.
Слайд 11ФГОС ОО
ФГОС ДО:
Приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013
№ 1155 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 14.11.2013 г.)
Водится в действие
с 1января 2014 г.
ФГОС НОО:
Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 22.12.2009 г.)
Водится в действие с 1 января 2010 г.
ФГОС ООО:
Приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 01.02.2011 г.)
Водится в действие с 1 февраля 2011 г.
ФГОС С (П)ОО – ФГОС СОО
Приказ Минобрнауки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 г.)
Водится в действие с 1 июня 2012 г.
Слайд 12
2010-11 уч.год
2011-12 уч.год
- обязательное введение ФГОС
- введение ФГОС по мере
готовности
1
М
О
Н
И
Т
О
Р
И
Н
Г
И
О
Т
Ч
Е
Т
Н
О
С
Т
Ь
1
Введение федерального государственного
стандарта общего образования
2012-13 уч.год
2013-14 уч.год
2014-15 уч.год
2016-17 уч.год
2018-19
уч.год
2020-21 уч.год
2017-18 уч.год
2019-20 уч.год
2021-22 уч.год
2015-16 уч.год
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
3
5
2
3
4
5
6
10
2
3
4
5
6
7
10
11
2
3
4
5
6
7
8
10
11
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
2
3
4
5
6
7
2
3
4
5
6
7
8
2
3
4
5
6
7
8
9
2
3
4
5
6
7
8
9
10
2
3
7
6
8
5
4
9
11
10
8
9
11
10
11
10
9
11
10
11
- продолжение обучения по ФГОС, введенного по мере готовности
Слайд 13Общественные консультации
по примерной образовательной программе основного общего образования
http:edu.crowdexpert.ru/middle_school
Слайд 15ПОРТАЛ ОБЩЕСТВЕННЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ ПО ПРОЕКТУ ПРИМЕРНОЙ ООП ООО
HTTP://EDU.CROWDEXPERT.RU/MIDDLE_SCHOOL
Повышайте качество
примерных программ по предмету
Оптимизируйте надпредметные документы
Сконструируйте оптимальный учебный план
Дорабатывайте программы
элективных курсов
Слайд 16РЕЗУЛЬТАТ
ФГОС ООО
Новая редакция в соответствии с 273 ФЗ
Текст Примерной основной
образовательной программы, вошедшей в госреестр (fgosreestr.ru)
Слайд 17ФГОС ООО(17.12.2010 Г.)
ПООП ООО
Слайд 19 Основная педагогическая задача:
организация условий, инициирующих детское действие
Деятельностный
подход
Чему учить?
обновление
содержания
образования
Как учить?
Обновление
технологий
образования
Ради чего учить?
Ценности
образования
развитие личности
учащегося на основе освоения
универсальных способов деятельности.
Слайд 20СТРУКТУРА ФГОС ОО – ЭТО СИСТЕМА 3-Х Т
Т
Требования к результатам
освоения ООП
Т
Требования к структуре ООП
Т
Требования к условиям
Слайд 21Предметные
освоенный опыт
специфической для данной
предметной области
деятельности по
получению нового
знания, его преобразованию и
применению, система основополагающих
элементов
научного знания, лежащая
в основе научной
картины мира
Метапредметные
освоенные универсальные
учебные действия,
обеспечивающие овладение
ключевыми компетенциями,
составляющими основу
умения учиться,
и межпредметные
понятия.
Личностные
готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные
установки обучающихся, социальные компетенции,
личностные качества
Результаты освоения основных образовательных программ
Универсальные учебные действия
ФГОС ОО
Требования к результатам – ведущая, системообразующая составляющая
Слайд 22Начальная школа
Основная школа
Программа формирования УУД
Программа развития
УУД
Старшая школа
Программа развития
УУД
«Учить ученика учиться»
«Учить
ученика учиться
в общении»
«Учить ученика учиться
самостоятельно»
Основная цель в развитии УУД
на каждой
из 3-х ступеней образования
Слайд 23СТРУКТУРА ООП ООО
Целевой раздел
Содержательный раздел
Организационный раздел
Слайд 24ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Планируемые результаты
Система оценки
Слайд 25СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Программа развития УУД
Рабочие программы по предметам
Программа воспитания и социализации
Программа
коррекционной работы
Слайд 26ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Учебный план
План внеурочной деятельности
Условия реализации
Слайд 27ЧТО НОВОГО ВНОСИТ БУП ИЗ ПООП ООО?
Сравним ФБУП 2004
и БУП из ПООП ООО
Слайд 28ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Спортивно-оздоровительное
Духовно-нравственное
Социальное
Общеинтеллектуальное
Общекультурное и др.
Слайд 29Сетевое взаимодействие школ с учреждениями дополнительного образования
школа
ДЮЦ
ДДЮТ
Библиотека
Художественная школа
Музыкальная школа
Спортивная школа
Слайд 30ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ ПО УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ
Слайд 31АНАЛИЗ УСЛОВИЙ
3.2. Система условий реализации основной образовательной программы( из Примерной ООП)
• описание
кадровых, психолого-педагогических, финансовых, мате-риально-технических, информационно-методических условий и ресурсов;
• обоснование необходимых изменений
в имеющихся условиях в соответствии с целями и приоритетами основной образовательной программы основного общего образования образовательного учреждения;
• механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий;
• сетевой график (дорожную карту) по формированию необходимой системы условий;
• систему оценки условий.
Слайд 32РЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ К ОСНАЩЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Слайд 33МОНИТОРИНГ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ШКОЛЫ
Общие сведения о введении
ФГОС НОО в образовательном учреждении
Методическое обеспечение введения ФГОС НОО
Материально-техническое обеспечение
ФГОС НОО
Информационное обеспечение введения ФГОС НОО
Финансово-экономическое обеспечение введения ФГОС НОО и др.
Слайд 34КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ ОУ К ВВЕДЕНИЮ СТАНДАРТА
разработана и утверждена основная образовательная
программа
нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с
требованиями ФГОС
приведены в соответствие с требованиями ФГОС и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников
определен список учебников и учебных пособий
Слайд 35КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ ОУ К ВВЕДЕНИЮ ФГОС
определена модель организации образовательного процесса,
обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся
разработан план методической работы, обеспечивающей
сопровождение введения ФГОС
осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов
обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС
Слайд 36ФГОС среднего образования
профильный принцип образования.
5 профилей обучения: естественно-научный, гуманитарный,
социально-экономический, технологический и универсальный.
Индивидуальный образовательный маршрут каждого школьника.
Слайд 37ФГОС СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Обсуждение Примерной основной образовательной программы среднего образования
Предметные результаты
Учебные
планы
Надпредметные программы ( программа коррекционной работы, программа формирования УУД т.д.)
Слайд 38Общественные консультации
по примерной образовательной программе среднего общего образования
http:edu.crowdexpert.ru/secondary_school